МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора»
статья по литературе (5 класс) на тему

Потапенко Ирина Васильевна

 

В  настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии

на уроках литературы при изучении фольклора»

1 слайд

Цель: демонстрация опыта работы в применении ролевой игры на уроках литературы по УНТ как средства интерактивного обучения

Задачи: - рассказать о разновидностях ролевых игр на уроках литературы при изучении народного творчества;

- предложить варианты заданий для проигрывания учебных ситуаций;

- привлечь внимание коллег к игровой технологии как средства интерактивного обучения

Ход мастер-класса

1.Вступление. Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами снова встречаемся на мастер-классе, который стал для нас, словесников, делом знакомым.

В  настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностейключевых компетенцийумения видеть перспективу.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

2Индукция (проблемная ситуация, которая мотивирует творческую деятельность каждого участника данного мероприятия).

2 слайд

А. И. Солженицын сказал, что среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с высоко поднятой головой.

3 слайд

Я предлагаю вам сейчас подумать и ответить на такой вопрос: «Если бы вам предложили сделать выбор между парами «ЛЕГКО-ТРУДНО» и «ИНТЕРЕСНО-НЕИНТЕРЕСНО»,то чему вы отдали бы предпочтение и почему?»

(Примерные ответы участников: через трудное всегда приятно неожиданное новое; процесс познания всегда труден, зато легко бывает на практике; в жизни бывает, что и неинтересное знать интересно и полезно и другие).

И, действительно, каждый из вас тоже пришел на этот мастер-класс, определяя свой путь движения по теме нашего занятия.

Я считаю, что обучения должен быть интересным. Только тогда оно приобретает личностный смысл, развивает познавательный интерес, совершенствует нравственные качества личности. Учение с интересом формирует у обучающегося те необходимые для сегодняшнего времени УУД, которые в дальнейшем ему помогут стать самодостаточной личностью во всех смыслах этого слова.

А если обучение неинтересно, то, по словам психологов, это бесполезные знания. Поэтому очень важно развивать познавательный интерес, тогда и учение будет с интересом (это касается всех предметов, литературы в том числе).

Те же, кто погружается в процесс обучения по принципу «ЛЕГКО-ТРУДНО», пошел по пути, по которому чаще всего идут наши обучающиеся. И тогда я своим ребятишкам говорю: «Тяжело в учении, легко в бою».

Итак, тема моего мастер-класса «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора».

Уважаемые коллеги, скажите, какие ассоциации возникают у вас вокруг слова «ИГРА» (ответы: ДЕТСТВО, ЛЕТО, ШКОЛА, РЕЧКА, МЯЧИК, КУКЛА, СЛЁЗЫ, РАДОСТЬ, СМЕХ и т.д) Спасибо.

4 слайд

5 слайд

 Итак, по словам М.Горького,ИГРА – ЭТО ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНИТЬ.

6 слайд

Ролевую игру я использую на разных этапах урока литературы:

- во время постановки цели урока, проблемной ситуации;

- во время выполнения творческого задания или подготовки к нему;

- при обобщении материала…

Вы согласитесь со мной, дорогие коллеги, что изучение фольклора сегодня – это дело непростое. И причина отчасти в том, что между современным юным поколением и старшими родителями (дедушками и бабушками) нарушены связи, отношения, на которых воспитывались наши родители и мы с вами. Приобщить к народной культуре современных учеников на уроках литературы по изучению фольклора, объяснить традиции народной песни, обрядов, пословиц, закличек я стараюсь посредством ролевой игры.

Ролевая игра может быть по времени долгосрочная (т.е. к ней готовимся заранее), и импровизированная.

7 слайд

Ролевые игры при изучении фольклора на уроках литературы обеспечивают ряд главных образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса к предмету, к народной культуре;

- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;

- развитие навыков взаимодействия, коммуникации;

- изменения установок: восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

- саморазвитие: осознание уровня собственной творческой образованности.

Урок:

8 слайд

жанры УНТ

9 слайд песня  видео

10, 11 слайд песня сказка

12 слайд репка

13 слайд сова-умная голова

14-17 слайд инсценирование сказок

18 слайд итог

Подводя итог нашего мастер-класса, хочу сделать обобщение: Ролевые игры как часть интерактивной технологии на таких уроках литературы, как изучение фольклора, приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что процесс обучения – не всегда нудное занятие.

Спасибо за внимание и помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕМ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА Б. П. ЕКИМОВА «НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ»

В методической разработке исследуются особенности использования мем-технологий на уроках литературы. Рассмотрены теоретические и практические основы применения мем-технологий на уроках литературы. Пре...

Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»

 Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...