МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора»
статья по литературе (5 класс) на тему
В настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии
на уроках литературы при изучении фольклора»
1 слайд
Цель: демонстрация опыта работы в применении ролевой игры на уроках литературы по УНТ как средства интерактивного обучения
Задачи: - рассказать о разновидностях ролевых игр на уроках литературы при изучении народного творчества;
- предложить варианты заданий для проигрывания учебных ситуаций;
- привлечь внимание коллег к игровой технологии как средства интерактивного обучения
Ход мастер-класса
1.Вступление. Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами снова встречаемся на мастер-классе, который стал для нас, словесников, делом знакомым.
В настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.
2. Индукция (проблемная ситуация, которая мотивирует творческую деятельность каждого участника данного мероприятия).
2 слайд
А. И. Солженицын сказал, что среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с высоко поднятой головой.
3 слайд
Я предлагаю вам сейчас подумать и ответить на такой вопрос: «Если бы вам предложили сделать выбор между парами «ЛЕГКО-ТРУДНО» и «ИНТЕРЕСНО-НЕИНТЕРЕСНО»,то чему вы отдали бы предпочтение и почему?»
(Примерные ответы участников: через трудное всегда приятно неожиданное новое; процесс познания всегда труден, зато легко бывает на практике; в жизни бывает, что и неинтересное знать интересно и полезно и другие).
И, действительно, каждый из вас тоже пришел на этот мастер-класс, определяя свой путь движения по теме нашего занятия.
Я считаю, что обучения должен быть интересным. Только тогда оно приобретает личностный смысл, развивает познавательный интерес, совершенствует нравственные качества личности. Учение с интересом формирует у обучающегося те необходимые для сегодняшнего времени УУД, которые в дальнейшем ему помогут стать самодостаточной личностью во всех смыслах этого слова.
А если обучение неинтересно, то, по словам психологов, это бесполезные знания. Поэтому очень важно развивать познавательный интерес, тогда и учение будет с интересом (это касается всех предметов, литературы в том числе).
Те же, кто погружается в процесс обучения по принципу «ЛЕГКО-ТРУДНО», пошел по пути, по которому чаще всего идут наши обучающиеся. И тогда я своим ребятишкам говорю: «Тяжело в учении, легко в бою».
Итак, тема моего мастер-класса «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора».
Уважаемые коллеги, скажите, какие ассоциации возникают у вас вокруг слова «ИГРА» (ответы: ДЕТСТВО, ЛЕТО, ШКОЛА, РЕЧКА, МЯЧИК, КУКЛА, СЛЁЗЫ, РАДОСТЬ, СМЕХ и т.д) Спасибо.
4 слайд
5 слайд
Итак, по словам М.Горького,ИГРА – ЭТО ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНИТЬ.
6 слайд
Ролевую игру я использую на разных этапах урока литературы:
- во время постановки цели урока, проблемной ситуации;
- во время выполнения творческого задания или подготовки к нему;
- при обобщении материала…
Вы согласитесь со мной, дорогие коллеги, что изучение фольклора сегодня – это дело непростое. И причина отчасти в том, что между современным юным поколением и старшими родителями (дедушками и бабушками) нарушены связи, отношения, на которых воспитывались наши родители и мы с вами. Приобщить к народной культуре современных учеников на уроках литературы по изучению фольклора, объяснить традиции народной песни, обрядов, пословиц, закличек я стараюсь посредством ролевой игры.
Ролевая игра может быть по времени долгосрочная (т.е. к ней готовимся заранее), и импровизированная.
7 слайд
Ролевые игры при изучении фольклора на уроках литературы обеспечивают ряд главных образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса к предмету, к народной культуре;
- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
- развитие навыков взаимодействия, коммуникации;
- изменения установок: восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;
- саморазвитие: осознание уровня собственной творческой образованности.
Урок:
8 слайд
жанры УНТ
9 слайд песня видео
10, 11 слайд песня сказка
12 слайд репка
13 слайд сова-умная голова
14-17 слайд инсценирование сказок
18 слайд итог
Подводя итог нашего мастер-класса, хочу сделать обобщение: Ролевые игры как часть интерактивной технологии на таких уроках литературы, как изучение фольклора, приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что процесс обучения – не всегда нудное занятие.
Спасибо за внимание и помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
Применение интерактивных технологий на уроках литературы
Методическая разработка...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕМ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА Б. П. ЕКИМОВА «НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ»
В методической разработке исследуются особенности использования мем-технологий на уроках литературы. Рассмотрены теоретические и практические основы применения мем-технологий на уроках литературы. Пре...
Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...