Лирика Александра Блока
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Методическая разработка урока, материалы к сочинению. Тема Родины занимает в творчестве Блока наиважнейшее место. Он продолжает традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Тютчева. Блок вносит новаторское видение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.blok_.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя тема, тема о России…»
Тема родины в лирике А. Блока
Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней…
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
А. Блок
Вступительное слово учителя: Когда всерьёз начинаешь читать Блока, обязательно в какой-то момент почувствуешь головокружение и беспомощность, неспособность охватить этот мир целиком и не потонуть в нём. Тогда, незаметно для себя, вы измените духу поэзии, попробуете вместить её в некую схему, хотя бы на время, чтобы почувствовать берега. 1880 год знаменателен тем, что в Москве поставлен памятник Пушкину, а в Петербурге родился Блок. Один начал русскую культуру XIX века, другой закончил её.
Тема Родины занимает в творчестве Блока достойное место. Эта тема пришла из цикла «Стихов о Прекрасной Даме», прошла сквозь сумрак «страшного мира»,
Где грязь, и мрак, и нищета,
А я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный,
И человечески простой.
(«Осенняя воля»)
Блок не был первооткрывателем темы Родины в русской литературе. Кто из поэтов XIX века посвятил свои стихи России?
Ученик: Это «странная» любовь Лермонтова («Люблю отчизну я, но странною любовью…», «Прощай, немытая Россия…»). Это Тютчев с утверждением «умом Россию не понять». Это «убогая и обильная, забитая и всесильная матушка-Русь » Некрасова. Вероятно, в стихотворениях о родине Блок более всего близок Некрасову. Однажды на вопрос: «Как вы относитесь к народолюбию Некрасова?» Блок ответил: «Оно неподдельное и настоящее, то есть двойственное: любовь - вражда».
Учитель: О своей «любви – ненависти» к России Блок заговорил, осознав, что тема родины есть призвание всей его жизни. В 1908 году он писал Станиславскому: «…передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
После туманной недосказанности «Стихов о прекрасной Даме» и холодящих мёртвых строк стихотворений «страшного мира», когда было утрачено всё и поэту оставалось только погибнуть, Блок смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая как бы создана из бед и погибели, которая тем и свята, что в ней никакого благолепия, покоя, что вся она боль и тоска. Эта святыня – Россия. На его глазах вся история Русского государства, перешагнувшего тысячелетний рубеж, вступила в эпоху величайших исторических катаклизмов, эпоху социальных катастроф и революционных переворотов.
Ученик: чтение стихотворения «Русь».
Беседа:
- В чём, по-вашему, смысл блоковской любви к России?
Ученик: Он ощутил себя национальным поэтом, полюбив «дикую тайну» Руси спящей, дремлющей в забытьи, окружённой дебрями и болотами, населённой разноликими народами и волшебными силами: колдунами, ворожеями, ведьмами.
К стране, «Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поёт преданья старины», Блок испытывает двойственное чувство любви-ненависти. Блок, говоря о своих стихах, назвал их «дневником жизни». Этот лирический дневник раскрывает перед читателем сложный мир души русского человека на рубеже двух исторических эпох. Поэт чутко ощущал приближение «невиданных мятежей» и «неслыханных перемен» грядущего, и поэтому «буря и тревога» пронзают его лирику.
-Какие признаки символизма вы увидели в стихотворениях Блока?
Ученик: Блока, по-моему, можно назвать поэтом ветра. В гибельном ветре для него метафорически воплотилась Россия:
…буйно заметает вьюга…
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поёт преданья старины…
Ты стоишь под метелицей дикой,
Роковая, родная страна…
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек…
Ветер, ветер, на всём божьем свете.
Наверно, если бы не было русского ветра, вьюги, метели, Россия так и осталась бы скрытой для Блока. Без ощущения ветра для Блока не существует России. Но едва он ощутил её ветер, Русь вся открылась ему: «Шоссейными путями нищей России идут, ковыляют, тащатся такие же нищие, с узлами и палками, неизвестно откуда, неизвестно куда… Голос вьюги вывел их из паучьих жилищ».
Ученик: Впервые в литературе возник необычный образ – символ – «Русь-жена». Прежде его милая была святая либо падшая. Теперь она одновременно и святая, и падшая; и судьба, и смерть, потому что её имя Россия. Свою нежность и набожность Блок отдаёт теперь ей, своей Руси-жене:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной,
Наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной-
Я не боюсь.
- Что же такое Русь для Блока?
Это даль, простор, путь-дорога.
Ученик: чтение стихотворения «Россия».
-Как вы понимаете смысл стихотворения?
Ученик: «Прекрасные черты» России запечатлены в облике женщины:
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Судьба женщины – символ судьбы самой России. Если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, то унижена и обманута вся нация. «Так любят не возвышенный идеал, не совершенство, не невесту и не призрачную Незнакомку, а мать, сестру и жену в едином лице родины - России»:
Так я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутках её лохмотий
Души скрываю наготу.
«Русь».
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви.
«Россия».
Учитель: Тяга к действительности, идея служения обществу пронзает всё творчество поэта. «Хочу, чтобы: 1) Россия, 2) услышала, 3) меня»,- обращается он к С. Городецкому, точно обозначив великую цель, к которой стремится его поэзия. И на пути к достижению этой цели Блок создаёт замечательный патриотический цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом» (1908г.), маленькую поэму, в которой он выразил себя как русский национальный поэт, воплотив глубокую поэтическую интуицию «русской темы»:
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
В стихах звучит мотив верности тому светлому делу, за которое русский воин пришёл «биться с татарвою». У Блока жило в крови острое чувство исторической связи с прошлым и ответственности за него. («За прошлое отвечаем мы»). Ему было дано воплотить в творчестве самозабвенную устремлённость навстречу неслыханным переменам, которые нёс в себе грядущий век.
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Куликово поле стало для Блока символом рокового рубежа, на котором сходятся для битвы «светлое» и «тёмное» её начала. Грустная, печальная русская верность сметается диким разгулом необузданной, вольной страсти. И как примирить эти начала? Здесь, на поле Куликовом, решится судьба России. «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». (А.Блок. 1912г.) Поэт предчувствует надвигающиеся грозовые события русской истории:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
1908г.
Ученик: чтение стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..».
-Каково настроение стихотворения? (мятущееся, полное сомнений и противоречий)
-Чем оно достигается? (ряды однородных членов; риторические вопросы; антитеза; гипербола; инверсия) – подтвердить примерами.
-Какие литературные детали вводит поэт в стихотворения?
-Какой стихотворный размер? (дактиль придаёт уверенность в сочетании с напевностью).
Вывод: Россия – главная лирическая тема Блока. Стихи великого поэта актуальны. Когда в ближнем зарубежье грохочут взрывы, гибнут люди, когда мы принимаем беженцев из родной нам Украины, как не вспомнить:
Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней,-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить? 1916г.
В ней находил он и вдохновение, и силы для жизни. Что такое блоковская Россия? Царская держава? Географически ограниченное пространство? Русский национальный характер? Русская природа? Искусство? Нет, Россия для Блока – некая «лирическая величина, магический кристалл истории, сквозь который поэт пытается рассмотреть неясное будущее». В хаотическом движении мировых событий он старается обнаружить ритм, услышать музыку в стихийном гуле истории. Своей «любовью-ненавистью» к родине «он, утверждая, отрицал и отрицал он, утверждая»:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике А. Блока».
Данный урок позволяет на примере анализа художественных особенностей стихотворений почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины....
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Александр Блок. Биография и творчество.
Презентация к уроку по теме: "Александр Блок. Биография и творчество"...
Александр Блок
Александр Блок...
урок по теме "Приемы контраста в лирике А.Блока"
на примере стихотворений А.Блока рассматривается прием контраста...
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока
Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...