Урок-конференция по творчеству Ф.М.Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_dostoevskomu.rar | 21.67 КБ |
vystuplenie_istorika.rar | 12.35 КБ |
vystuplenie_kritika.rar | 12.82 КБ |
vystuplenie_literatora.rar | 12.82 КБ |
vystuplenie_psihologa.rar | 13.31 КБ |
samoanaliz_uroka_literatury_10_klass.rar | 15.26 КБ |
fio.rar | 9.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Историк
XIX век - время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально-политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю.
Мы, историки, любим факты. Поэтому я хочу рассказать, чем ознаменовался 19 век в период жизни Фёдора Михайловича Достоевского. С 1821 по 1881 г.г. Чтобы не задерживать ваше внимание на исторических датах, назову самые важные.
Во-первых, это царствование императора Николая I, восстание декабристов, казнь пятерых декабристов, а затем амнистия остальных восставших. Русско-персидская война, русско-турецкая война, эпидемия холеры, крымская война, царствование императора Александра II и три покушения на его жизнь. Отмена крепостного права, правление императора Александра III .
Но самое важное для нашего сегодняшнего урока – это деятельность в Петербурге кружка М. В. Петрашевского с 1845 по 1849 г.г.
И вот весной 1846 года к Достоевскому прямо на улице подошел человек и неожиданно обратился к нему с вопросом: «Какова идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» Таким экстравагантным способом завязал с ним знакомство довольно известный тогда в петербургском обществе М.В. Буташевич-Петрашевский, юрист и литератор. На его квартире уже несколько лет собирались по пятницам молодые офицеры, студенты, литераторы и вели «вольнолюбивые беседы». Скоро посетителем «пятниц» Петрашевского становится и Достоевский. Участники «пятниц» часто читали вслух разные «крамольные» сочинения, которые тайно распространялись в списках, передавались из рук в руки (В числе этих сочинений было и уже известное вам письмо Белинского Гоголю). Среди довольно большого числа посетителей «пятниц» Петрашевского выделялась группа во главе с блестящим молодым аристократом Н.А. Спешневым. Сторонники Спешнева считали, что одних разговоров и бесед недостаточно, нужны действия… К счастью, до реализации этих настроений не дошло: тайная полиция уже давно взяла под контроль собрания петрашевцев. К ним был внедрен секретный агент, выявлен состав участников, их адреса. В ночь на 23 апреля 1849 года почти все были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 8 месяцев длилось следствие. Достоевский вел себя не следствие очень достойно и умело, признавал лишь то, что и так было известно полиции, не выдал ни одного из своих друзей. В вину самому Достоевскому было вменено как раз чтение письма Белинского.
24 декабря вместе с двадцатью одним товарищем он был готов к смертной казни. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния... чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений». Белый балахон с капюшоном для смертников, связанные сзади и привязанные к столбу руки, направленные на приговоренных ружья. Приговоренных разбили на тройки, первых троих привязали к столбам, солдаты подняли ружья... Достоевский был второй тройке, следовательно, жить ему, как он впоследствии вспоминал, оставалось не более минуты, Он многое передумал за эти мгновения... И в этот момент подъехавший офицер объявил об отмене казни и смягчении приговора.
Смертная казнь была заменена Достоевскому на 4 года каторжных работ и неограниченную службу рядовым в Сибири. На каторгу в Сибирь петрашевцев везли долго, на санях через полстраны. Достоевский был отправлен в Тобольск. 23 января 1850 года его доставили в Омскую крепость и заключили в острог. Спустя несколько лет после выхода Достоевский создаст «Записки из Мертвого Дома», в которых опишет долгие дни, месяца, годы, проведенные там. На каторге Достоевский не расставался с Евангелием, подаренным ему в Тобольске женами декабристов.
Предварительный просмотр:
Критик
Как известно, Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное наследие - выдающиеся романы, увлекательные повести и рассказы, статьи и т.д. Неудивительно, что критики всегда с особым интересом разбирают, обсуждают и анализируют творчество Достоевского. Критика о романах Достоевского разнообразна и полна эмоций. Ни для кого не секрет, что творчество Достоевского нравится не всем. Но это нисколько не умаляет его таланта и значения в искусстве.
Хочу рассказать вам о любопытном эпизоде.
Весна 1845г. Писатель Григорович взял у своего сотоварища по воспитанию в инженерном училище рукопись и отнёс к Некрасову. Чтение рукописи привело их в восторг и вызвало у сдержанного Некрасова слёзы. С известием об этом впечатлении самым ранним утром поспешили они к автору, а затем к знаменитому русскому критику Белинскому.
«Белинский! – вскричал один из них, - новый Гоголь народился!»
«Эк, у вас Гоголи – как грибы растут», недоверчиво ответил Белинский, однако взял рукопись, а вечером пришёл сказать, что восхищён этим произведением и непременно желает видеть молодого автора, которого затем благословил на дальнейшую деятельность.
Этот молодой автор и был Достоевским, а произведение его – «Бедные люди».
Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.
В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф. М. Достоевского:
1. Он раздвинул рамки «социального» реализма.
2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов.
3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению художественности нового типа.
4. Реализм Достоевского – философский, психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.
О Достоевском и его произведениях писали во все времена. Это и писатель Салтыков-Щедрин, философ Леонтьев, Белинский, Страхов, Писарев, Н. А. Добролюбов, Н. К. Михайловский, Н. А. Бердяев, Антонович, М. Бахтин, Л. Гроссман, А. Луначарский, Г. Покровский. Поэты Серебряного века: Андрей Белый, Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов
Но я, как школьный критик, критик, ещё не всё знающий о жизни и творчестве Достоевского, хочу сказать, Фёдор Михайлович благодаря своему реализму остаётся актуальным до сих пор. Его можно многократно перечитывать и все время находить что-то новое, читая его произведения, понимаешь, что на место его героев можно поставить наших современников.
Достоевский Ф. М. выявляет самые потаённые уголки человеческой души. Современное общество во многом опирается на конкуренцию, борьбу, властолюбие, т. е. на те чувства и качества, о которых талантливо писал Достоевский Ф. М. Общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.
Множество людей задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои Достоевского Ф. М. Люди, живущие в XXI веке, стоят перед выбором: принять за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского Ф. М., когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На эти вопросы еще в XIX веке ответил Достоевский: "Красота спасет мир!"
Проблемы, поставленные Достоевским Ф. М., остры в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше.
Поэтому читайте Достоевского и находите ответы на свои вопросы.
Предварительный просмотр:
Литератор
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве.
Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич, участник Отечественной войны 1812 года, а матерью Мария Фёдоровна – из купеческой семьи.
Отец был человеком строгим, но была добрая и ласковая мама и ещё няня, Алёна ФрОловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну.
Из семи детей выжили только двое – Федор и старший брат Михаил. Всю жизнь два брата оставались самыми близкими людьми.
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе ДаровОе Тульской губернии. Встречи и разговоры с мужиками отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом.
Фёдор Михайлович вместе с братом начали своё обучение на дому, а потом в пансионатах. В годы учебы пробудилась страсть к чтению.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), благодаря чему он получил качественное инженерное образование.
Училище Достоевский закончил в 1843 году со званием военного инженера и поступил на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде.
Своё первое произведение «Бедные люди» он написал в 1844 году, и сразу стал знаменитым. В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Об этом позже вам поведает критик Чернышова Екатерина Александровна.
Вскоре Ф. М. Достоевский входит в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, члены которого занимались изучением работ французских социалистов-утопистов и обсуждались вопросы освобождения крестьян от крепостного права.
Об этом факте вы получили информацию от историка. Спасибо, Ирина Александровна.
Душевный опыт каторги стал биографической основой «Записок из Мертвого дома», трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя.
В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в Семипалатинск
В 1855 году был произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься.
В Семипалатинске Достоевский познакомился со своей первой женой Марией Дмитриевной Исаевой.
В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала, который стал называться «Эпоха».
В 1864 году умерла Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Фёдора Михайловича это был тяжёлый удар.
Все основные заботы, связанные с «Эпохой» свалились на его плечи и в феврале 1866 года издание вынуждено было закрыться.
Достоевский был вынужден заключить с книгоиздателем СтеллОвским кабальный договОр, по которому Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года написать новый роман для печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.
Но работать параллельно над вторым романом уже не оставалось физических сил. И когда оставался месяц, он по совету друзей нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок».
В 1866 году Достоевский продиктовал своей новой стенографистке роман «Преступление и наказание», который был полностью завершён в следующем году.
Зимой 1867 года Достоевский женился на Анне Григорьевне и был счастлив.
С 1867 по 1871 годы супруги попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции.
В 1868 году вышел роман «Идиот».
В последние несколько лет жизни два события стали особо значимыми для Достоевского.
В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Эта речь оказалась завещанием писателя.
Но 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский внезапно скончался.
Предварительный просмотр:
Психолог
Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своего времени, первым и более глубоким психоаналитиком еще до Фрейда и его последователей, что, к их чести, они и признавали. Всю сложность, противоречивость, капризность, непостижимость человеческой психики и поведения Достоевский виртуозно выразил в своих произведениях.
Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врожденной одаренностью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций (известие об убийстве крепостными крестьянами отца, тяжелая и загадочная болезнь — эпилепсия, инсценировка его казни вместе с петрашевцами, каторга — «мертвый дом», «запойная» игра в рулетку, крайняя бедность и т. д.). В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии, демократичности-всепонимания.
Анализ произведений Ф. М. Достоевского, помимо его постоянной христианской целеустремленности, позволяет также реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своем творчестве. При этом, на наш взгляд, можно вывести следующие аспекты понимания человека Достоевским:
— Человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен. Научные абстракции слишком сухи и тощи, чтобы правильно понять человека. «С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!»
— Человек не только «человек разумный», но и «человек страстный». Причем разум — это не только благо, но нередко и зло. Именно «по разуму», из логически обоснованной идеи Раскольников совершает страшное преступление. Идеалом для Достоевского является прежде всего сердечный человек. Например: Алеша Карамазов, Соня Мармеладова а в реальной жизни — А. С. Пушкин.
— Человек — вполне общественное, коллективное существо. Перефразируя название офорта Гойи, «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Одинок Смердяков. Зато положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны (Алеша Карамазов, Мышкин, Разумихин и др.).
— Человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды. Однако существуют аффективные состояния, вызванные, например, болезнью, когда человек не может контролировать свои поступки (защита Достоевским беременной крестьянки, совершившей преступление).
— Счастье человека «не в комфорте», а в любви к другим людям, которая так или иначе возвращается к нему. Например: Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети. Люди, не способные на это, человеконенавистники — гибнут, так как не выносят даже самих себя. Примером может послужить самоубийство Смердякова. С другой стороны, не следует закрывать глаза и на человеческое «подполье», то есть все темное в недрах человеческой психики, на жестокость людей, которые способны погубить даже самые светлые личности (князь Мышкин и Кроткая).
Вместе с тем в обыденной жизни Достоевский был человеком, которому «ничто человеческое не чуждо». Особенно ярко это проявляется в его переписке с женой Анной Григорьевной, где писатель предельно открыт и искренен.
В принципе, даже из такого гения как Фёдор Михайлович Достоевский не следует делать икону. Не буду говорить об общеизвестных жизненных слабостях писателя, а только скажу про странную для меня (да, наверное, и не только для меня) особенность его главных героев. Практически все они не работают, не трудятся для пропитания, они своеобразные «рантье», но живущие сверхнапряженной духовной и душевной жизнью. Не работает князь Мышкин, «подросток» Аркадий Долгорукий, братья Карамазовы, за исключением лакея Смердякова. Настоящий труженик есть только в первой повести Достоевского «Бедные люди», это канцелярист Макар Девушкин. Фёдор Михайлович был сыном своего времени, родившимся и жившим до сорока лет в стране крепостного права, где были господа и рабы, и библейское изречение «кто не работает, да не ест» было забыто.
Творчество Ф. М. Достоевского представляет интерес для психологов. Чтение Достоевского для них является как бы психологическим тренингом и источником интересных гипотез. Многие сцены в романах писателя — это совершенные «психодрамы» и «социодрамы». Искуснейшим образом даются всевозможные аффективные состояния. Он дает пророческий анализ актуальной для нашего времени социальной психологии экстремизма и терроризма. Например, в произведении «Бесы», или даже предвосхищает этико-психологические вопросы космических контактов с другими цивилизациями («Сон смешного человека»).
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы
Класс: 10
Тема урока: Ф.М.Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути
Тип урока: урок-конференция
Место урока в системе уроков: урок в рамках Недели гуманитарного цикла.
Цель урока: ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности и мировоззрения писателя с его произведениями; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки.
Оборудование урока:
- - Портрет писателя.
- - Выставка произведений писателя.
- - Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.
- -Уголок, посвящённый 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского,
Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно подбирают материал о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об исторических событиях 19 века, о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, а также рассматривают личность писателя и его творчество с точки зрения критики и психологии; участвуют в беседе.
Эпиграф: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист, то есть изображаю все глубины души человеческой».
Ф.М. Достоевский
Задачи урока
образовательные:
-обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;
-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
- развитие навыков монологической и диалогической речи;
- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать литературный материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Данный урок входит в рамки недели гуманитарного цикла. При планировании урока я учитывала разный уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема, цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
В начале урока во вступительной части учителя было сказано о мировом значении творчества Ф.М. Достоевского, названы цели и задачи, что позволило установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, умение вести себя в деловой обстановке).
Время урока рационально распределено между этапами, «связки» между ними логичны (последующий материал на основе предыдущего). Все этапы учебного занятия работали на главный.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, предварительная групповая) рациональное, эффективное и целесообразное.
Учащиеся с осторожностью откликаются на предложение работы в группах, и все же постепенно стараюсь развивать у них чувство коллективизма. Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения учеников, в том числе с низким уровнем обучаемости.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог показать свои способности в диалогической речи при восприятии новой информации.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения, что создавало ситуацию успеха для ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
При подготовке к уроку продумала несколько запасных методических шагов, но они не потребовались, так как с первых минут занятия почувствовала интерес учеников к данному уроку.
Учитель русского языка и литературы Самусь Валентина Михайловна
Предварительный просмотр:
ИСТОРИК
БУРБАК
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПСИХОЛОГ
СЕЛИВЕРСТОВА
НЕОНИЛА ИГОРЕВНА
ЛИТЕРАТОР
АХТИМАНКИНА
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
КРИТИК
ЧЕРНЫШОВА
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству Ф.М.Достоевского
Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы...
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Презентация к урокам по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Но говоря про Достоевского, многие представляют его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", а мне бы хотелось рас...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского
Цель и задачи урока :Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»Задачи:Обучающие-- познакомить обуч...
Урок литературы в 10 классе на тему: "Дети в творчестве Ф.М.Достоевского".
"В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму",- писал Ч.Айтматов. Эти слова писателя проходят красной нитью через весь урок. Среди "униженных ...
Урок-конференция по творчеству А. П. Чехова
Урок – исследование в десятом классе «Не открытое людям сердце»(По рассказу А.П. Чехова «Архиерей»)Цель :помочь открыть духовное содержание личности архиерея, истоки его драмы, особое отношение героя ...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....