Статья на тему А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
статья по литературе (9 класс) на тему
Статья по русской литературе 18века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_istorii_russkoy_literatury_19_v.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по истории русской литературы 19 в
http://www.school-essays.info/xudozhestvennaya-sistema-obrazov-v-romane-evgenij-onegin/
http://www.bestreferat.ru/referat-386706.html
http://www.allsoch.ru/sochineniya/19764
http://odiplom.ru/literatura/obraz-evgeniya-onegina-v-romane-pushkina
http://referator.com.ua/free/referat/221784_obraz_tatyany_larinoy_v_romane_evgeniy_onegin
http://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/literatura-i-russkiy-yazyk/797119/
http://referatwork.ru/refs/source/ref-56830.html
http://diplomforum.ru/f114/t30339.html
- Вступление (введение)
Роман «Евгений Онегин» невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и «энциклопедия русской жизни», как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» — так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.
Роман в стихах "Евгений Онегин", несомненно, представляет собой один из самых бесценных бриллиантов сокровищницы русской литературы. Великий русский критик В.Г. Белинский в своей статье писал: "...Евгений Онегин есть поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица". Историческая ценность поэмы состоит в том, что она была на Руси "...первым и блистательным опытом в этом роде".
В своем романе А.С. Пушкин знакомит нас с жизнью светского общества, высмеивая жизнь и уклад дворянства, но это смех сквозь слезы. На примере Евгения Онегина поэт показывает, что может сделать с умным и образованным человеком жизнь полная развлечений.
- Система мужских образов в романе
- Образ Евгения Онегина
Евгений Онегин родился в Петербурге, в прекрасном городе на берегах Невы. Его семья была не богатой. А.С. Пушкин говорит об этом в начале романа:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец».
Евгений Онегин получил типичное для того времени воспитание:
«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbй, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил».
Детство кончилось, и Онегин с воодушевлением погрузился в мир светской вседозволенности и развлечений. К труду Евгений был не приучен. Брался он за различную работу, но ничего у него не выходило, так как не хватало упорства и трудолюбия. Евгений Онегин не обладал глубокими знаниями, но "...имел он счастливый талант" производить впечатление умного и знающего человека. Евгений Онегин рано научился лгать и лицемерить, во многом этим и обусловлен его успех в обществе. Онегин не ценил ни дружбу, ни любовь.
«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным»!
Однако игра в любовь быстро наскучила Онегину. Чувства в нем остыли, измены вошли в привычку. Евгению захотелось испытать что-то новое, но в столичном обществе новизны нет. Скука вызвала в нем глубокую хандру. Именно за новыми впечатлениями и переменами он поехал в деревню.
Несмотря ни на что Онегин был реалистом. Он не любил и не умел расплываться в мечтах, однако глубоко в его душе жила поэзия. Евгений может испытывать глубокие сильные чувства. Это становится очевидно после того как он встречает Татьяну. Деревенская девушка пробудила их в нем, но страх потерять свободу оказался сильнее. Позже Онегин глубоко раскаивается в этом.
«Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел».
Для Евгения Онегина большую роль играло мнение общества. Ради одобрительного взгляда знатных франтов Онегин был готов предать и обмануть.
«Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт».
Боязнь ревнивых осуждений помешала предотвращению дуэли с Ленским. Однако несмотря на все выше сказанное Онегина нельзя назвать самовлюбленным эгоистом. Однако эгоизм ему не чужд. Он никогда не забывает себя. Разговор с Татьяной являет собой тому свидетельство. Сам этот "урок в темноте" – попытка главного героя избежать ответственности.
"Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единой,–
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!
Беседуя с Татьяной Онегин проявляет благородство. Он пытается уберечь девушку от несчастья, но это уже невозможно.
Скука преследует Онегина. Ему быстро все надоедает, и это делает его человеком неспособным принести пользу обществу. Евгений Онегин изо всех сил пытается найти свое место в жизни, но это у него не выходит, так как образ жизни и мировоззрение дворянства мешает его амбициозной натуре проявить себя. Для его ума жизнь светского общества скучна и однообразна.
А.С. Пушкин подчеркивает, что Онегин обречен. У него нет ничего: ни друзей, ни любимой женщины. Он озлобился и замкнулся в себе.
- Владимир Ленский
Ленский – антипод Онегина. Это также типичный образ романтически настроенного юноши. Ленский – романтик немецкого образца.
Владимир Ленский отличается от Онегина чертами характера:
«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта2 и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Герой полон юношеской отваги, благородных порывов:
«Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Завидный жених:
«Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой»…
В этом герои много наивных чувств «всегда восторженная речь», он верит в идеал, который ищет в жизни. И даже, как ему представляется, предлагает Ольге. Ему чужды интересы окрестных помещиков, предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, и псарне, о своей родне». Онегин интересен ему как собеседник, как неординарная личность. При всей их разности «волна и камень, лед и пламень, стихи и проза не столь различны меж собой» они всё же люди мыслящие. Сближает Онегина и Ленского и «вольнолюбивые мечты». Ленского отличает «дух пылкий и довольно странны», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь»
Отношение автора к Ленскому ироническое и сочувственное одновременно. Описывая события, предшествующие дуэли и саму дуэль, Пушкин подчеркивает всю нелепость действий Ленского: он попался на провокацию Онегина, совершенно неправильно истолковал поведение своей возлюбленной, в результате поставил на карту свою жизнь, представляя, что защищает честь возлюбленной. Автору безмерно жаль Ленского, так нелепо погибшего. Отношение Пушкина к Ленскому подчеркнуто в двойственности авторского прогноза о возможном будущем героя: прозаический и романтический, опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом, рожденным «для блага мира».
- Женский образы в романе.
- Татьяна Ларина.
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить. Это девушка из провинции, выросшая в сельском поместье своих родителей, в окружении природы и простых крестьян.
«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…»
Характер Татьяны – вдумчивый, мечтательный. С детства она любит читать книги, слушать рассказы няни - вместо того, чтобы рукодельничать, прихорашиваться, вертеться у зеркала – то есть заниматься тем, чем занимаются другие девочки.
«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…»
Юная Татьяна наивно верит во все, написанное в книгах. Романтическая любовь, которой полны романы, пленяет ее. Она сама способна влюбиться так же глубоко, так же пылко, как написано в книгах.
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…»
Когда в уезде появляется новый сосед , Евгений Онегин, он становится героем романа Татьяны. Онегин умен, умеет себя подать, к тому же ухожен и хорош собой. Он приехал из столицы и явно выделяется своим образом мыслей, неординарностью личности среди скучных и стандартных соседей-помещиков. Татьяна влюбляется в него.
«Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь…»
Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. У нее и в мыслях нет поиграть, пококетничать, какими-нибудь уловками завлечь своего избранника:
«За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?...»
«…Кокетка судит хладнокровно.
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем…»
Любовь Татьяны терпит крах: избранник не отвечает на ее чувства, а пытается «по-дружески» давать советы. Затем разыгрывается трагедия, Онегин на дуэли убивает Ленского и уезжает. Татьяна начинает лучше понимать личность возлюбленного. Но и ей приходится менять свою жизнь. В деревне нет подходящих женихов, а Тане уж давно пора замуж. Ее привозят в Москву, в высшее общество:
«…Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной…»
Спустя несколько лет Онегин неожиданно встречает Татьяну в Петербурге. Она замужем за генералом и стала королевой высшего света, но при этом не изменила себе:
«…Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней».
В душе Татьяна осталась прежней. Успехи в свете не затмили ей разума:
«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище»…
Любовь Татьяны к Онегину так же жива, как и в былые времена, когда она была застенчивой деревенской девушкой. Но у Татьяны есть честь и достоинство женщины. Будучи замужем, она отказывается от романа с Онегиным, пусть даже теперь ее любовь стала взаимна. Онегин полюбил ее, но она не станет обманывать мужа:
«…Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
II . Образ Ольги Лариной.
Одна из главных героинь романа – Ольга Ларина. Она романтическая героиня, лишенная внутренней глубины.
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила».
Её портрет — типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:
«Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…»
Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:
«Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный».
Образ Ольги представляется слишком совершенным, что вызывает сомнение в искренности авторского восхищения. Объективное отношение поэта к героине прослеживается в критическом взгляде Онегина:
«В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
В раннем творчестве Пушкина неоднократно был воспет подобный образ. Поэт находился под властью романтических представлений, которые с годами развеялись. Поэтому автор романа признается:
«Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно».
Зрелого Пушкина уже не восхищает холодная красота, за которой скрывается лишь бездуховность и пустота. Поэт отдает дань своему юношескому увлечению романтизмом, создавая образ Ольги, признавая при этом смену своих идеалов и взглядов.
Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу:
«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь»…
В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хозяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах.
Ясность взгляда, нежная простота, румяная свежесть, резвость, женская красота, сулящая здоровых детей – это достоинства Ольги.
Никаких предчувствий о смерти любимого человека у Оли не было, в отличие от старшей сестры. После гибели жениха на дуэли, Ольга на какое-то время сближается с сестрой, обнявшись, плачет с ней на могилке. Но недолго горюет невеста о женихе, мечтавшем защитить ее честь на дуэли. Через какое-то время в поле зрения сестер появляется военный: «пришел, увидел, победил». Оленька выходит за него замуж, «своей печали неверна».
«Другой увлек ее вниманье,
Другой сумел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах».
Ольга Ларина уезжает из родных мест в новую семью, где теперь будет радовать мужа, как радовала родителей, наливать чай гостям, как делала это дома, легкомысленно щебетать, рожать детей, вести дом и хозяйство. Александр Пушкин ничего не говорит о том, будет ли Оля счастлива.
- Заключение
Основой образа каждого героя Пушкин делает определенное миросозерцание: скептическое, трезво реалистическое — Онегин; романтическое — Ленский; сентиментальное — Татьяна. Речь идет не о литературных направлениях, а об отношении к жизни, характерном для определенной исторической эпохи и нашедшем выражение в том или ином течении искусства. В самом деле, культ чувства, семьи, долга, природы, близость к народу оказываются в Татьяне «типом сознания», близким сентиментализму. Пушкин как бы испытывает каждое из этих отношений к жизни, сопоставляет их, сталкивая в действии романа, выделяя сильные и слабые стороны не только индивидуальных характеров, но и типических миросозерцании.
- Список использованных источников:
- Белинский В. Г. Избранные статьи. Л., Лениздат, 1976, 216 с.
- Литература: универсальный справочник. О. И. Нестерова. – М. Эскимо, 2015, 123- 129с.
- Марацман В. Г. Роман А. С. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 159 с.
- Пушкин А. С. «Евгений Онегин» - М. 1983г.
- Русская литература . XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы под ред. Э. Л. Безносов. И. Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2001, 720 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)
Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...
Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)
Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...
Статья на тему "Задания ЕГЭ по теме «Адресация в компьютерных сетях и сети Интернет"
В статье рассказывается о типовых задачах на тему "Адресации в компьютерных сетях и сети Интернет." из заданий ЕГЭ...
Тема урока: "Суд над Онегиным"
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик главных персонажей романа, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, авто...
Тема урока: "Суд над Онегиным"
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик главных персонажей романа, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, авто...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...
Статья на тему "Славянская письменность". Автор: Степанова Татьяна Борисовна. Сборник статей Международной конференции «Наука XXI века». Часть 122, январь 2024 (стр 84).
Первая письменность славян. Возникновение и развитие славяно-русского письма....