Нет дерева сердцу милей
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Байрамгулова Динара Талгатовна

Нет дерева сердцу милей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_dereva_serdtsu_miley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Нет дерева сердцу милей…

                   ( Праздник русской березки)

     Стоит береза, у березы девочки плетут венки.

  1. (Под музыку)

   Ты береза, ты моя береза,

    Раскудрявая моя береза!

Не лес шумит –

    Смородина вьется.

С кем я зимушку гуляла,

Летом не придется.

На тебе ли, белая береза,

Вырастали одни листья!

Не лес шумит –

    Смородина вьется.

С кем я зимушку гуляла,

Летом не придется!

(Входит Аленушка)

Аленушка: Здравствуйте, люди добрые!

                   Здравствуйте, гости дорогие!

                   Здравствуйте, подруженьки! По какому случаю

                   собрались? Не меня ли дожидаетесь?

Девочка:    Проходи, проходи, Аленушка! Какая беседа без

                   тебя, какой праздник?

Аленушка: А какой праздник-то нынче?

Девочка:    Праздник русской березки.

Аленушка: А, березка русская. Она и в самом деле дерево  

                   удивительное! Можно весь свет обойти – нигде

                   такого растения не встретишь. У нее -      

                   единственной в мире – белая кора. Разве не

                   чудо?

1 девочка:  Древние славяне почитали березу священным

                   деревом, и была связана она с весенними

                    церковными праздниками. С приходом теплых

                    дней, в четверг на седьмой неделе после Пасхи,

                    отмечался девичий праздник – Семик, а в

                    воскресенье праздновалась Троица.

2 девочка:  В эти радостные дни девушки украшали березу

                    водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели      

                    венки и гадали.

3 девочка: С давних пор и посейчас

                   Хоровод в чести у нас.

                   Нынче – праздник! Эй, народ!

                   Заводи-ка хоровод!

(Хоровод вокруг березки)

Учитель: А еще у березки девушки гадали: пускали по реке

                 березовые венки. Утонет – к смерти, сразу

                 прибьется к берегу – замужество в своей деревне,

                 уплывет – не быть свадьбе в этом году. Через

                 березовые венки девушки и женщины

                 «кумились» – целовались и становились

                 подружками.

1 девочка: А знаете, сколько загадок о березе сложил

                 русский народ!

Вместе:   Знаем, знаем.

2 девочка: Давайте послушаем!

  1. Стоят столбики беленые,

На них шапочки зеленые.

  1. В белом сарафане

Встала на поляне.

                     3) Летели синицы,

                     Сели на косицы.

  1. На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

  1. Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

  Учитель: А вот старинная крестьянская загадка –целая

                  «энциклопедия березовой жизни». Попробуйте-ка

                  угадать, о чем в ней говорится: «Стоит в поле древо

                  древлянское. На этом древнем древе семь угодьев.

                  Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье -  в

                  кругу вертится. Третье угодье – старому и малому

                  потеха. Четвертое угодье – по церкви крыша. Пятое

                  угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю

                  ночь свет, седьмое угодье – всему миру масло».

                  ( метелка, веретено, игрушки, березовая дранка для

                  крыши, лапти берестяные, лучина, деготь)

1 девочка: Но этим не исчерпывается та польза, которую

                  приносит нам белоствольная красавица. Само

                  дерево используют как строительный материал.

                  Кора березы – береста – применяется и как писчая

                  бумага, как ранозаживляющий пластырь при ранах

                  и ожогах. Почти вся домашняя утварь в

                  крестьянской избе делалась из бересты: корзины,

                  посуда для солений, воды.

2 девочка: А еще и люди, и медведи, и бабочки, и даже

                  муравьи охотно лакомятся по весне березовым

                  соком.

Песня:       Лишь только подснежник

                   Распустится в срок,

                   Лишь только приблизятся

                   Первые грозы,

                   На белых стволах

                   Появляется сок –

                   То плачут березы.

Чтец:          Отчего березка плачет?

                   Кто б ответить мне помог?

                   Почему березка плачет?

                   Кто ее обидеть мог?

                   Отчего березка плачет,

                   Хоть кругом звенит весна?

                   Если б говорить умела,

                   Рассказала бы она.

                   Отчего березка плачет,

                   Я ответ теперь нашел.

                   Ведь какой-то злой мальчишка

                   У березки ранил ствол.

1 девочка: Да, березовый сок – не только вкусный напиток,

                  но еще и лечебное средство, применяемое в

                  народной медицине. Но порой мы забываем,

                  как больно березе, и ведем себя очень плохо.

2 девочка: И когда заготавливаем березовые веники, нужно

                  быть очень осторожным с нашей белоствольной

                  красавицей, ведь она помогает нам, лечит нас.

                  Русская баня с березовым веником – это еще одно

                  народно-медицинское средство «от всех болезней»

                  недаром, выходя из бани, человек чувствует себя

                  помолодевшим.

Учитель:   Береза является деревом-донором, достаточно

                   нескольких минут контакта, чтобы избавиться от

                   головной боли, боли в области сердца, ощутить

                   прилив сил. Но помощь от нее может получить

                   только тот, кто ее любит, верит и относится с

                   лаской. К таким людям береза щедра: «Кого

                   береза любит, тот всегда возле него здоров будет».

Девочка:    А еще на Троицу девушки пели частушки,

                    страдальческие песни. Порой их сочиняли тут же,

                    у березы.

Песня:        Я страдала больше году,

                    А теперь не буду сроду.

                    Ой, подружка, поверь горю,

                    Я полы слезами мою.

                    Все уж песни перепеты,                                                                    Без ребят веселья нету.                                                                    Ой, подружка, глянь в окошко:

                    Идет милый мой с гармошкой.

                    Ой, девчата, что такое:

                    С гармонистом идут трое.

                     Не страдай, и я не стану,

                     Я не травка – не завяну!

                     Не любовь – одно страданье:

                     В месяц раз одно свиданье.

                      Где ты, милый, где ты, где ты?

                      Почему не шлешь ответы?

1 девочка:     К березе девушки приносили скатерти и

                      устраивали трапезу. Главным блюдом этой

                      трапезы была яичница.

2 девочка:     Яичница готовится

                      На Троицу всегда.

                       Яичница на Троицу

                      Первейшая еда.

1 девочка:     Наряду с яичницей на Троицу пекли

                       всевозможные пироги, ватрушки. Угощайтесь,

                       гости дорогие!

                       / раздают рецепты /

1 девочка:     А сколько песен сложено о березке! Смотришь

                       на березку и слышишь деревенские хороводные

                       песни, переливчатые звуки гармоники.

2 девочка:      У нас в каждой песне – береза,

                        береза – под каждым окном.

                        На каждой весенней поляне

                        Их белый живой хоровод.

3 девочка:       Радуйся, белая березка,

                         Идут к тебе девки красные,

                         Девки красные, косы русые,

                         Несут тебе песню звонкую,

                         Песню звонкую, ленты пестрые.

 Инсценирование песни «Во поле береза стояла…»  

1 девочка:       Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно

                        из деревьев не вмещает столько понятий, не

                        рождает столько образов и сравнений!

2 девочка:       Сергей Есенин, замечательный русский поэт,

                        назвал Россию «страной березового ситца».

                        дань восхищения отдавали березке многие

                        поэты.

Чтец:               Если б дали березе расческу,

                         Изменила б береза прическу:

                         В речку, как в зеркало глядя,

                         Расчесала б кудрявые пряди,

                         И вошло б у нее в привычку

                         По утрам заплетать косичку.

/ 1-2 стихотворения /

1 девочка:       В городе и в лесу, в работе и в праздновании,

                        в беде и радости – всюду и всегда береза

                        радует нас и помогает нам, понимает нас.

2 девочка:       Березы, белые березы,

                        И вы живете по-людски,

                        Мне ваши вздохи, ваши слезы

                        И ваши радости близки.

3 девочка:       Конечно, близки и понятны, ведь наша милая,

                        родная березка – символ России, символ

                         Родины.

 Песня «Отчего так в России березки шумят»

Учитель:        С детской игрушки, с народной сказки

                       начинается наше представление о Родине.

                       И чувство Родины прорастает, как все большое,    

                       из малого зернышка. Этим зернышком в детстве

                       могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый

                       косогор с березами. Пусть таким зернышком для

                       вас сегодня станет русская березка, символ

                       нашей Родины.

                       Давайте будем бережно относиться к нашей

                       Родине, к природе, защищать их, чтобы будущие

                       поколения могли с гордостью сказать: «Это моя

                        Родина!» и вслед за Сергеем Есениным могли

                        воскликнуть:  «Как прекрасна Земля и на ней

                         человек!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, сердцу милый край!»

Конспект урока в 6 классе по творчеству Николая Поснова...

Урок-игра «Нет дерева сердцу милей».

ТеУрок-игра «Нет дерева сердцу милей». ма урока: «Отряды птиц»...

Научно-исследовательская работа "Сердцу милый уголок"

Научно-исследовательская работа по краеведению разработана учащимся 9 класса под руководством музыкального руководителя Карташовой С.Н. приложением идёт презентация и видео о нашем хуторе...

Нет дерева сердцу милей

Творческий классный час...

Нет дерева сердцу милее

Данная презентация содержит интересный материал, посвящённый русской красавице- берёзе, являясь  дополнением к сценарию...

Литературно-музыкальная композиция "Нет дерева сердцу милее"

Литературно- музыкальная композиция посвящена  самому  красивому , родному, милому, поэтичному дереву -берёзе, символу  красоты русской природы....

Презентация "Нет дерева сердцу милее"

Данный материал содержит познавательную информацию омилой любому сердцу красавице берёзе....