Образец семейных взаимоотношений в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Оржеховская Ольга Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka1.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

литература

Класс

5

Учитель

Оржеховская Ольга Александровна

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Образец семейных взаимоотношений в  «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Житие, повесть, комментирование, анализ.

Тема

Образец семейных взаимоотношений в  «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Цель темы

Обучение анализу прозаического текста

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • навыки анализа текста
  • умение понимать и формулировать тему, идею
  • умение характеризовать героев произведения
  • владение терминологией
  • сопоставление сюжетов, жанров, персонажей литературных произведений
  • подбор цитат

Личностные: 

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

  • целеполагание и планирование путей достижения целей;
  • самостоятельный контроль своего времени;
  • принятие решений в проблемной ситуации;
  • развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

  • поисковое чтение и структурирование текста;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: 

  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • рецензирование ответов одноклассников;
  • работать в группе;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Основные понятия

жанр, идея, тема, образ, изобразительные средства, словарная работа

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • живопись
  • основы православной веры
  • музыка
  • групповая
  • фронтальная
  • индивидуальная
  • художественный текст
  • мультимедийная презентация
  • Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания)
  • аудио и видео-фрагменты

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  учащихся

ИКТ-технология

Господи, благослови нас на урок литературы. Аминь.

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое.

А начнем мы урок с лирической зарисовки, которую подготовили дня нас Катя и Даша. Под музыку выходят Катя Кондратенко и Даша Толмачева.

На доске -  видеоролик.

     Про Петра и Февронию Муромских
Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

                           Матвей Славко,  лирник

Слушают учителя, одноклассников

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформулировать тему и задачи урока

Технология РКМЧП

Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Трогательное сказание о Петре и Февронии – одна из жемчужин древнерусской литературы»

Г.Ф.Федоров

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Ребята, давайте вместе сформулируем тему урока.

Отлично!

А какие цели мы перед собой поставим?
А теперь давайте обратимся к маятнику настроения. Какое оно у вас сегодня солнечное или дожливое?

Надеюсь, что к концу урока у каждого из вас настроение будет солнечным.  

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

3 -4 этап

«Актуализация знаний»

 «Первичное усвоение новых знаний»

Развития навыка рецензирования ответа одноклассника

Технология РКМЧП

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала:знание текста

Технология РКМЧП

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Технология РКМЧП

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Здоровьесберегающая технология

Разобраться с тем, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

ЭОР. Рефлексивный тренажер «Незавершенные предложения»

Развитие навыка самоанализа и самооценки

Сообщение  ученика  об авторе и исторической основе повести.

       Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

   К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

   Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

   Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

   Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

Использование технологии развития критического мышления.

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

Ребята, давайте вспомним, какие жанры фольклора вы знаете? А жанры древнерусской литературы?

Работа над таблицей.

-   Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

Обсуждение

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

А черты каких жанров мы можем найти в изучаемой повести?

Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения)

-  Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?  

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Мы подбираемся с вами к самому главному – героям повести.

Группе 1 ряда необходимо подобрать прилагательные, характеризующие Петра, а второй группе – характеризующие Февронию.

Раздаются индивид. задания.

                                                                           

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

 - Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

   Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Внимание. Задание по рядам.

1 ряд подбирает прилагательные, характеризующие Петра.

2 ряд –прилагательные, характеризующие Февронию.

Раздаются карточки с индивид. заданиями (кроссворды)

Составление таблицы, вывод

Работа в группах

Обсуждение, ответы на вопросы

Слушают учителя

   Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

   (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает)

 исправисвои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

                                                                     

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

 (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

                                                                     

-  Посмотрите на записанные изречения.

 Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

                                                                     

 - И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,   …    по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

                                                                       

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

 (Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

                                                                       

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

                                                                       

 -  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

                                                                       

 - В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

-  Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразм  из глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей  семь веков назад.  Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –  ценности, над которыми

- Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

 (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

-  Посмотрите на записанные изречения.

 Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

- И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,   …    по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

                                                                       

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

 (Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

-  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

         Разминка для глаз по методике В.Ф. Базарного

http://yaviju.com/wp-content/uploads/2015/04/gimnastika-dlja-glaz-dlja-doshkolnikov-foto.jpg

5 этап «Первичное закрепление»

Ответы на вопросы

Самооценка работы на уроке

Самооценка своего настроения

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

- В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

-  Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразм  из глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей  семь веков назад.  Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –  ценности, над которыми не властно время.

Сообщение о празднике семьи, любви и верности.

6 этап  Рефлексия (интеллектуальная)

По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

7 этап Сообщение и разбор домашнего задания

Соотнести текст жития с житийными иконами.

8 этап рефлексия (эмоционального состояния)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы.  Знаком...

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....