"Я люблю тебя, мой край родной".Сценарий урока.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по творчеству русских, татарских, чувашских поэтов, пишущих о природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_uroka_po_vneklassnomu_chteniyu.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по внеклассному чтению «Я люблю тебя, мой край родной».
Учителя русского языка и литературы Пугачевой Надежды Анатольевны. Республика Татарстан , г.Нижнекамск
Тема урока: «Я люблю тебя, мой край родной!» ( Поэты русских, татарских и чувашских поэтов о родном крае, ее природе). Урок внеклассного чтения в 8 классе из цикла «У литературной карты России» ) . Использование национально-регионального компонента на уроках литературы.
Цель урока: расширение знаний учащихся о культуре и литературе народов России знакомство с поэтами, пишущими на русском, чувашском и татарском языках; интеллектуально-духовное развитие учащихся; воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование: портреты поэтов ( Сергей Есенин, Николай Рубцов, Юлия Друнина, Аркадий Лукин, Раиса Сарби, М.Агашина, П.Хузангай, Ахсан Баян, Разиль Валеев, ); выставка книг к внеклассному чтению
Эпиграф
Леса, родники и дороги
В привольном родимом краю!..
Как много, однако, как много
Вмещается в душу мою!
Р. Валеев
Ход урока: I Вступительное слово учителя:
-Родной край, родная земля – понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое, личное. У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, что дают ему жизнь. Они уходят глубоко в родную землю. Поэтому при слове «родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает прежде всего самое дорогое, заветное и родное. У каждого в душе теплится огонек любви к родной стороне , где мы произнесли первое слово «мама», услышали голос отца, здесь первая наша школа, здесь впервые мы увидели зеленую траву под ногами и синее небо над головой. Здесь научились находить душистые ягоды, различать запахи цветов, краски осенних листьев.. В родном краю все важно: и события общественной и культурной жизни, и благородные дела земляков, и окружающая природа, полная очарования. Но она полна очарования не только сама по себе. Она колыбель человеческих судеб и деяний…Это она, природа, вдохновляла на бессмертные творения поэтов. Мы живем в многонациональной стране, где говорят, думают и пишут на разных языках.
Прочитаем стихотворения С. Есенина «Гой ты , Русь моя родная», Аркадия Лукина «Воздух» , Разиля Валеева «Лес, родники и дороги»
Биографическая справка о С. Есенине
Аркадии Лукине
Разиле Валееве
Гой ты, Русь, моя родная...
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Аркадий Лукин
Сывлăш Тăван çĕршыв! // Лукин, А. В. Çĕнĕ уйăх : сăвăсем Разиль Валеев | Воздух Мой край — // Лукин, А. В. Воздух : стихи, поэма |
Леса, родники и дороги
В привольном родимом краю!..
Как много, однако, как много
Вмещается в душу мою!
Хоть я и не лезу в пророки,
Родные люблю берега.
Мир вам, родники и дороги,
Леса, небеса и луга!
Быть может, умру я до срока…
Не плачьте по мне , соловьи
,Ведь лес и родник, и дорога
Вливаются в песни мои.
-Каким мы видим родной край в этих стихотворениях?
-С кем ассоциируется родной край?
-Как выражается любовь и патриотизм?
«Гой ты , Русь моя родная « | «Воздух» | «Лес, родники и дороги |
Не видать конца и края | Ты есть- и дышится просторно | Привольный край |
Синь сосет глаза, низенькие, околицы, запах яблок и меда, веселый пляс, девичий смех
| Чистый воздух, волшебные леса, вечерняя роса,нежные цветы, ликование соловья, воздух животворный воздух
| Родные берега,родники, дороги,леса,небеса,слоловьи |
Сравнивается девушкой | Сравнивается девушкой надела светлое манисто | |
Не надо рая-дайте родину мою | Тобой живу, не надышусь,тебе хоть строчкой стихотворной, хотя бы словом,но сгожусь | Быть может, умру-все вливается в песни |
А теперь проведем сравнительный анализ стихотворений Юлии Друниной «Веет чем-то родным», Раисы Сарби «Чувашия»
Биографическая справка о Юлии Друниной, Раисе Сарби
…Тăван çĕршывăм, Чăвашстан, сан хĕрỹ.
| ЧУВАШИЯ Не назову ни часа, ни мгновенья, Сарби, Р. Чувашия // Р. Сарби. Благодарю тебя. |
"Веет чем-то родным и древним..."
Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.
По тропинке шагая узкой,
Повторяю - который раз! -
"Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!"
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
её медлительные волны,
тяжёлые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Вопросы для анализа | ЧУВАШИЯ | |
1.Какие общие образы возникают? | просторы моей земли | простор любимой стороны |
"Хорошо, что с душою русской | Пою простор любимой стороны. | |
Мы дети Волги. | На ленту Волги радостно смотрю | |
К ней тянутся душою всей |
Символом России считается береза. Давайте посмотрим, как раскрывается образ этого дерева в творчестве русских, чувашских и татарских поэтов.
Николай Рубцов
БЕРЕЗЫ
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
П.Хузангай
Кривая береза.
Ветвями за землю почти задевая,
Росла на поляне береза кривая.
Прямые березы, белея порой,
Ее не считали достойной сестрой.
Но как-то художник пришел на поляну,
На пни, на деревья внимательно глянул,
К невзрачной березке он вдруг подошел
И, ахнув, погладил искривленный ствол.
Что он разглядел в ней? Не шест и не палку,
А дивную деву, морскую русалку:
Он ветки сухие подрезал слегка,
Ну, ясно: вот волосы, хвост и рука.
С тех пор знаменита лесная поляна,
И ездят, и ходят сюда постоянно:
Любуются люди, как в зной и мороз
Резвится русалка меж стройных берез.
А. Баян «Две сестры»
На берегу крутом реки
Стояли две березы,
Под ветерком
Одна к другой
Они склоняли косы.
Вот так и жили-
Голова склонялась к голове.
Стояли ноженьки берез
На шелковой траве.
И вот одна из тех сестер
Однажды увидала,
Что дуб на дальнем берегу
Стоит у краснотала
. - Ты мне мешаешь, -
Вдруг она Сестре сказала строго,
- Не заслоняй же, отойди,\
Посторонись немного.
В угоду влюбчивой сестре
Березка уступила,
Склонилась
И, шурша листвой,
К обрыву отступила.
И тут же рухнула в обрыв,
Хватая синь ветвями…
И вот теперь
Сестра одна стоит,
Грустит годами.
И дуб, он что?
Он не пришел,
Он ,как солдат на страже.
Он как стоял,
Так и стоит,
Не шелохнулся даже
Биографическая справка о Н.Рубцове, П.Хузангае, А. Баяне.
Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.
В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания
В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».
В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.
В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.
Вопросы для анализа | Николай Рубцов БЕРЕЗЫ | П.Хузангай Кривая береза | А. Баян «Две сестры» |
Какой мы видим березу? Какие чувства вызывает этот образ? | радостно и больно, | береза кривая невзрачной березке дивную деву, морскую русалку, Любуются люди | Одна к другой Они склоняли косы Стояли ноженьки берез На шелковой траве |
Береза растет над могилой матери. Вслушиваясь в мерный шум опадающих листьев, лирический герой испытывает теплое чувство, ему вспоминаются усопшие родители и родная деревня, тронутая осенним холодом. Временные и пространственные границы раздвигаются, шум листьев охватывает не только земной мир, но мистическим образом проникает и в загробный, а в заключительном четверостишье сокровенным признанием звучит обращение лирического героя ко всей Руси: | Художник создал из кривой березы шедевр в виде русалки, которая привлекает людей, радует их | Береза наказана за свой эгоизм, дуб не пришел, а береза грустит годами. |
«Клен ты мой опавший»
В творчестве любого большого поэта можно выделить еще одну волнующую тему – обращение к родной земле, к своим истокам. Красной нитью проходит эта тема в стихах многих поэтов. Исток родины – детство. Нежной и благородной памятью обращается П.Хузангай к этому животворному роднику.
О, если бы из тины быта,
Из плена цепких мелочей
Уплыть в ту даль,
Где детство скрыто,
К истокам чистых первых дней.
Дни детства, искристые струи
Незамутненного ручья,
Как сердце в них омыть хочу я,
Как свежести их жажду я.
Сергей Есенин
«Низкий дом с голубыми ставнями»
|
Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.
В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».
Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия. Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», — признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.
Анализ стихотворения «Родной республике»( Лиза)
Порфирий Афанасьев
Родной республике
И - лад в душе…
И - день такой погожий…
Снег Рождества в искринках серебра.
Ты не забыл Чувашию, о Боже,
Не зла ей пожелал Ты, а добра.
Поклон тебе,
Господь наш Всемогущий,
Нас, вразумив на непростом пути,
Ты в Двадцать первый сложный век грядущий
Напутствовал уверенно войти.
Кто чист душой, тот полон благодати, -
Душа его стремится к небесам.
И мудрости твоей, народ мой, рад я:
Судьбу свою сумел избрать ты сам.
Не зря построил ты Дорогу к Храму -
Дорогой к Жизни названа она.
Хозяин славной доли ты по праву,
Тебе судьба завидная дана.
Закончим урок приглашением Хузангая в Чувашию-(Лера, Влад)
Педер Хузангай
Йыхрав Çак çĕре эсир пĕлетĕр–и: | Приглашение в Чувашию Знаете ли Вы страну такую, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...
Сценарий музыкально-проэтической композиции "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий досуга с участием детей и взрослых, посвящённого родному городу Суздалю. В сценарий вошли произведения местных авторов....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».
Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».для обучающихся средних классовЦель: воспитание привязанности и любви к родным местам.Задачи:Формировать представление детей о малой...
Сценарий праздника для старших дошкольников "Люблю тебя, мой край родной"
В сентябре 2016 года жители нашего городка праздновали юбилей - 55 лет городаЦиолковского (Углегорска)....
Сценарий праздника «Люблю тебя, мой край родной»
Цель:привитие любви к своей малой Родине,развитие кругозора учащихся,пропаганда традиций Ставропольского края,воспитание патриотизма....
сценарий классного часа "Люблю тебя, мой край родной"
Классный час направлен на формирование гражданственности и патриотизма;-воспитание чувства гордости за родную Ростовскую область и за тех, кто её прославляет...