Рабочая программа по литературе для 9 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса (УМК Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_9_merkin_16-17.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «литература»
для учащихся 9 «В», 9«Д» классов
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
Ожидаемые образовательные результаты.
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 «В» и 9 «Д» классов на 2016-2017 учебный год создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы ( Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012).
На обучение литературе в 9 «В» и 9 «Д» классах базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- 1. образную природу словесного искусства;
2. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
- обязательному изучению (по выбору);
- 3 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- 4 основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных, культурологических, познавательных, информационных).
Учебно-тематический план
по учебному предмету «литература» (3 ч. в неделю, всего 102)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 1 ч |
2. | Древнерусская литература | 3 ч |
3 | Литература 18 века | 8 ч |
4. | Литература 19 века | 62 ч |
5. | Литература 20 века | 21 ч |
6. | Зарубежная литература | 4 ч |
7. | Итоговые занятия | 3 ч |
Всего: | 102 ч | |
Практическая часть | ||
Развитие речи | 10 | |
Внеклассное чтение | 10 | |
Классные сочинения | 3 | |
Домашние сочинения | 3 | |
Контрольные сочинения | 2 | |
Контрольные тесты | 3 | |
Контрольные срезы по теории литературы | 2 | |
Наизусть | 16 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 2 | |
Количество социальных/учебных проб | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных проб учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб | Сроки реализации |
1 | Информационно-исследовательский проект «Сквозные образы и мотивы в русской литературе» по теме «Итоговое обобщение» (1 группа) | |
2 | Творческий проект «Энциклопедия русской жизни» по теме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина» (2 группа) | |
3 | Исследовательская работа «Музеи поэтов Серебряного века» (1 группа) | |
4 | Исследовательская работа «Авторская песня. В. Высоцкий» (2 группа) | |
5 | Социальная/учебная проба «По гоголевским местам Петербурга» |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «литература» (3 ч. в неделю, всего 102)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
Введение. Литература и история: этические и эстетические взгляды. | |||
Древнерусская литература | |||
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | |||
Русская история в «Слове о полку Игореве». Художественные особенности произведения. Наизусть | |||
Поэтическое искусство автора «Слова». Подготовка к домашнему сочинению | |||
Русская литература 18 века | |||
Особенности русского классицизма, сентиментализма | |||
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни и творчестве | |||
«Вечернее размышление», «Ода 1747г.». Прославление родины, мира, науки и просвещения | |||
Внеклассное чтение. Державин Г.Р. «Властителям и судиям…» Идеи просвещения и гуманизма | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» | |||
Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву». Значение и смысл эпиграфа | |||
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение русской действительности | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя | |||
Русская литература 19 века | |||
Общая характеристика русской литературы 19 века. Романтизм, реализм | |||
К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Краткие сведения о поэтах | |||
Тематика и проблематика лирики К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова | |||
«Его стихов пленительная сладость». В.А. Жуковский. Жизнь и творчество | |||
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Светлана». Возможности поэтического языка | |||
А.С. Грибоедов. «Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова | |||
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии | |||
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Наизусть | |||
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | |||
«Не образумлюсь… виноват…» Анализ 4 действия | |||
Обобщение. Фамусовская Москва. Чацкий в системе образов. Наизусть | |||
Афористичность языка комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний» | |||
Общественная и личная драма Чацкого. Тест по творчеству Грибоедова. Подготовка к домашнему сочинению | |||
А.С. Пушкин: «Вся жизнь – один чудесный миг», жизнь и творчество | |||
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема свободы. Наизусть | |||
Любовь как гармония души. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Наизусть | |||
Тема поэта и поэзии. «Пророк». «Я памятник себе воздвиг...». Наизусть | |||
А.С. Пушкин «Собранье пестрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа | |||
«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство. Понятие о литературном типе | |||
«И в голос все решили, что он опаснейший чудак!». Онегин и поместное дворянство | |||
«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский. Наизусть | |||
«Татьяна, русская душою…» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга | |||
2 триместр | |||
«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас» Татьяна и Онегин. Контрольный тест | |||
Пушкинский роман в зеркале критики. Образ автора в романе. Подготовка к сочинению | |||
Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Пушкина | |||
Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Пушкина | |||
Внеклассное чтение. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма | |||
Внеклассное чтение. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» | |||
Контрольный срез по теории литературы за 1 полугодие | |||
«Он хочет жить ценою муки». Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова | |||
М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон». Мотивы вольности и одиночества. Образ поэта-пророка «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Наизусть | |||
Любовная лирика «Нет, не тебя…», «Расстались мы» | |||
Тема Родины в лирике Лермонтова. «Родина», «Прощай, немытая Россия». Наизусть | |||
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова «Дума», «Предсказание» | |||
«Герой нашего времени» как психологический роман | |||
Печорин как представитель «портрета поколения». Наизусть | |||
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | |||
Дружба и любовь в жизни Печорина | |||
Художественные. особенности романа. Жанр и композиция. Контрольный тест | |||
Споры о романтизме и реализме в романе. Роман в оценке Белинского | |||
Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Лермонтова | |||
Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Лермонтова | |||
Внеклассное чтение. Лермонтов «Маскарад». Нравственная проблематика произведения | |||
«На пользу Отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя | |||
Гоголь «Мертвые души». Своеобразие жанра. «Неотразимо страшные идеалы огрубения : Манилов и Коробочка» | |||
Неотразимо страшные идеалы огрубения : Собакевич и Ноздрев | |||
Неотразимо страшные идеалы огрубения : Чичиков у Плюшкина | |||
«Город никак не уступал другим губернским городам» | |||
«Кто же он? Стало быть, подлец?». Образ Чичикова в поэме | |||
«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме. Поэма в оценке Белинского. Наизусть | |||
Развитие речи. Классное сочинение по поэме «Мертвые души» | |||
Развитие речи. Классное сочинение по поэме «Мертвые души» | |||
Внеклассное чтение. Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Роль фантастики | |||
Ф.И. Тютчев. Основные вехи биографии. Темы и мотивы лирики | |||
А.А. Фет. Основные вехи биографии. Любовь, природа и человек в лирике А.А. Фета | |||
Н.А. Некрасов. Творческая биография. Отражение в лирике гражданской позиции. «Памяти Добролюбова». Наизусть | |||
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении | |||
Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести | |||
3 триместр | |||
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность» | |||
А.П. Чехов. «Дуэль», «В овраге». Проблематика и герои произведений | |||
Развитие речи. Классное сочинение «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | |||
Развитие речи. Классное сочинение «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | |||
Русская литература 20 века | |||
Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений | |||
М. Горький. Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Рассказ «Челкаш» | |||
Основной конфликт в произведениях М. Горького: люди «дна» и проблема человеческого в человеке | |||
А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока. Покоряющая сила любви в лирике Блока. Наизусть | |||
Сатира Маяковского. Новаторство Маяковского в стихосложении. Гуманистическое содержание стихотворений. Наизусть | |||
С.А. Есенин. Родина и родная природа в лирике Есенина. Повторение. Стихотворные размеры | |||
Размышления о жизни, любви в лирике Есенина. Народная основа языка поэта. Наизусть. Повторение. Поэтический синтаксис. | |||
М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Поэтика Булгакова-сатирика. Повторение. Роды и жанры литературы. | |||
Шариков и «Шариковщина». Истоки «Шариковщины». Повторение. Сюжет. | |||
Внеклассное чтение. Булгаков и современный мир | |||
М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в поэзии Цветаевой. Наизусть. Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. | |||
А.А. Ахматова. Трагизм любви. Ахматова о поэте и поэзии. Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. | |||
Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой. Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. | |||
М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ Андрея Соколова. Повторение. Композиция. | |||
Б.Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Повторение. Поэтическая фонетика. | |||
А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине. Военная тема. «Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне. Наизусть. Повторение. Лейтмотив и мотив лирического произведения. | |||
А.И. Солженицын. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Повторение. Фабула и сюжет. | |||
Трагедия судьбы Матрены. Нравственный смысл рассказа-притчи. Повторение. Художественная деталь. | |||
Развитие речи. Классное сочинение. Анализ стихотворения | |||
Внеклассное чтение. Обзор современного литературного процесса | |||
Контрольный тест по произведениям 2-й половины 19 и 20 в. | |||
Зарубежная литература | |||
Шекспир. «Гамлет». Трагизм любви. Повторение. Жанры драматического произведения. | |||
Ж.Б. Мольер. Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Повторение. Жанры драматического произведения. | |||
Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы. Повторение. Система образов драматического произведения. | |||
И-В. Гете «Фауст». «Фауст» как философская трагедия. Повторение. Способы выражения авторской позиции в драматическом произведении. | |||
Контрольный срез по теории литературы за 2 полугодие | |||
Защита проектов «Сквозные образы и мотивы в русской литературе» | |||
Защита проектов «Энциклопедия русской жизни» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...