Рабочая программа
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literatura_8_klass.docx | 72.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО /________/Панкратова Ж.А. Протокол № ____ от «___»______________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР (ИР) МОУ «СОШ № 4 г.Ртищево Саратовкой области» /___________/Бубенцова Т.Е. «___»________________2015г. | «Утверждено» Директор МОУ«СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области /_______/ Авдеева О.Н. Приказ № _____ от «___»__________________2015г. |
Рабочая программа по литературе
(8а класс; 8б класс;)
учителя русского языка и литературы
Суриной Инны Сергеевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»_______2015 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе «Программы по литературе для 5-9 классов» (авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение ,2014. Обучение ведется по учебнику «Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009.
Программа адресована учащимся 8«А» и 8«Б» классов муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».
Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области». Включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с фольклора и заканчивая зарубежной литературой.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственным ценностям нации и человечества.
Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».
Данная программа имеет цели:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В ходе её реализации решаются следующие задачи:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Программа объёмом 70 часов изучается в течение 2015-2016 учебного года (2 часа в неделю) .
При отборе содержания образовательного курса «литература» использовались следующие принципы:
-принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу.
- принцип личностно-ориентированного обучения, обеспечивающий самоопределение и, на этой основе, развитие и саморазвитие личности учащегося.
- принцип сочетания традиционных методов обучения с методами педагогики сотрудничества при её ведущей роли.
- принцип преемственности обучения с основной школой.
- принцип личностно-деятельностного обучения.
-принцип учебно-исследовательской деятельности
- принцип дифференцированного обучения как основы вариативного преподавания литературы в современной школе.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология». Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как русский язык. Так же прослеживается связь с уроками литературного краеведения, истории, географии.
В результате прохождения программного материала учащиеся должны
знать:
1.Тексты художественного произведения.
2.Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
3.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
4.Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащийся должен уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
Для достижения требуемых результатов рабочая программа ориентирована на использование следующих педагогических технологий: развивающие, информационные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, эвристические.
Оценка знаний, умений обучающихся проводится с помощью итогового теста в 4 четверти, который включает задания по основным проблемам курса.
Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие отметки:
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2» - менее 59 %.
Произведения для заучивания наизусть.
- Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
- М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
- Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
- Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
- А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
- О Родине и родной природе ( 2 – 3 стихотворения на выбор).
Используемые в тексте программы обозначения:
ПК – персональный компьютер
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Тип урока | Вид контроля |
1. | 1 | Введение. Русская литература и история. Повторение изученного в 5-7 классах. | Изучение нового материала | Текущий Фронтальный опрос | |
Устное народное творчество | |||||
2. | 1 | Устное народное творчество. Исторические песни. Лирические песни. Повторение: жанровые особенности произведений фольклора | Изучение нового материала | Текущий Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях | |
3. | 1 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | Изучение нового материала | Текущий | |
Древнерусская литература | |||||
4. | 1 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» Повторение понятия о жанре жития. | Изучение нового материала | Текущий | |
5. | 1 | Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Изучение нового материала | Текущий | |
Русская литература XVIII века | |||||
6. | 1 | Д.И.Фонвизин. Понятие о классицизме. Сатирическая направленность комедии. | Изучение нового материала | Текущий | |
7. | 1 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Повторение: роды литературы | Изучение нового материала | Текущий | |
8. | 1 | Вн/ч Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма. | Изучение нового материала | Текущий | |
9. | 1 | Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века»» | Развитие речи | Итоговый | |
Русская литература XIX века | |||||
10 | 1 | И.А Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». «Обоз»Повторение теории литературы: аллегория, иносказание, Эзопов язык | Изучение нового материала | Текущий | |
11 | 1 | Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. | Изучение нового материала | Текущий | |
12 | 1 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. «Смерть Ермака». Повторение: народная песня | Изучение нового материала | Текущий | |
13 | 1 | А. С. П у ш к и н. Слово о поэте: Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. Повторение: стихотворный размер. | Изучение нового материала | Текущий | |
14 | 1 | А. С. Пушкин и история. «История Пугачёвского бунта» | комбинированный | Текущий | |
15 | 1 | Повесть А.С. Пушкина « Капитанская дочка» Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва ( анализ 1-2 глав) | Усвоение нового материала | Текущий | |
16 | 1 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин ( анализ 3-5 глав) повторение : речь героев. Повторение: прототип, прообраз. Проверочное тестирование | комбинированный | Итоговый Итоговый Тест | |
17 | 1 | Пугачёв и народ в повести. Анализ глав 6-7.Повторение: Пугачевское восстание в Оренбуржье. | комбинированный | Текущий | |
18 | 1 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав | Урок формирования ЗУН | Текущий | |
19 | 1 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. Повторение: художественный образ | Урок формирования ЗУН | Текущий | |
20 | 1 | Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Развитие речи | Итоговый | |
21 | 1 | Литературная игра по роману «Капитанская дочка» | комбинированный | Итоговый | |
22 | 1 | Вн.ч А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Изучение нового материала | Текущий | |
23 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова. Повторение: стих-я поэта на историческую тему | Изучение нового материала | Текущий | |
24 | 1 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова. «Мцыри». Повторение литературоведческих терминов : поэма, тема, идея, сюжет, композиция | Урок формирования ЗУН | Текущий | |
25 | 1 | Образ главного героя поэмы « Мцыри» и средства его создания. Повторение: тема худ-го произведения. | Урок формирования ЗУН | Текущий | |
26 | 1 | Р/р Обучающее сочинение по поэме « Мцыри» | Развитие речи | Итоговый | |
27 | 1 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Историзм Гоголя. История создания комедии «Ревизор». | Изучение нового материала | Текущий | |
28 | 1 | «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение пороков чиновничьей России. Повторение: экспозиция, завязка | Изучение нового материала | Текущий | |
29 | 1 | Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характера. Проверочное тестирование | Фомирование ЗУН | Итоговый тест | |
30 | 1 | Р/р Особенности композиционной структуры комедии Н.В Гоголя «Ревизор» Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор» | Развитие речи | Текущий | |
31 | 1 | Контрольная работа №1 по произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Урок контроля | Итоговый | |
32 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в к/р Вн/ч «Шинель» Н.В.Гоголя – одна из петербургских повестей. Чиновничество и «маленький человек». | Изучение нового материала | Текущий | |
3 четверть | |||||
33 | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок) Повторение сатирических приёмов: иносказание, ирония, сарказм, гипербола, гротеск. | Изучение нового материала | Текущий | |
34 | 1 | Сатирическая направленность « Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Повторение: сказки Салтыкова-Щедрина | Усвоение ЗУН | Текущий | |
35 | 1 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Повторение: эпиграф | Изучение нового материала | Текущий | |
36 | 1 | Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Рассказ «После бала». Повторение: антитеза, портрет, пейзаж | Изучение нового материала | Текущий | |
37 | 1 | Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик. Тестирование | Изучение нового материала | Текущий | |
38 | 1 | Вн/ чт Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | Изучение нового материала | Текущий | |
39 | 1 | Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Тютчев Ф.И., Фет А.А., Майков А.Н. | Развитие речи | Текущий | |
40 | 1 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Повторение: портрет | Изучение нового материала | Текущий | |
Русская литература xx века | |||||
41 | 1 | И.А.Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Повторение: трагедия | Изучение нового материала | Текущий | |
42 | 1 | А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и семейном счастье. Повторение: сравнительная характеристика героев. | Изучение нового материала | Текущий | |
43 | 1 | Вн/чт Романтизм М. Горького. Рассказ « Челкаш» как романтическое произведение. Повторение: художественная правда и вымысел | Изучение нового материала | Текущий | |
44 | 1 | Р/р Сочинение по материалам рассказов Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М Горького, А.И.Куприна. | Развитие речи | Итоговый | |
45 | 1 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». Повторение: цикл | Изучение нового материала | Текущий | |
46 | 1 | С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Повторение: пафос | Изучение нового материала | Текущий | |
47 | 1 | Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина". | Текущий | ||
48 | 1 | И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». - воспоминание о пути к творчеству. Повторение: метафора | Изучение нового материала | Текущий | |
49 | 1 | М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Повторение: метафора, олицетворение Повторение: олицетворение | Изучение нового материала | Текущий | |
50 | 1 | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О Дымова, А Аверченко Повторение: юмор, сатира | Изучение нового материала | Текущий | |
51 | 1 | Художественное своеобразие рассказов Тэффи «Жизнь и воротник», Зощенко «История болезни». Повторение: сатира и юмор | Изучение нового материала | Текущий | |
52 | 1 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин». Тестирование | Комбинорованный | Итоговый | |
53 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в тестировании. Поэма «Василий Теркин» Герой и автор. | Формирование ЗУН | Текущий | |
4 четверть | |||||
54 | 1 | Новаторский характер Василия Тёркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина , защитника страны. Реалистическая правда о войне в поэме. Повторение: композиция, рифма | Формирование ЗУН | Текущий | |
55 | 1 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». Повторение: рассуждение | Изучение нового материала | Текущий | |
56 | 1 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Изучение нового материала | Текущий | |
57 | 1 | В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Повторение: цикл рассказов | Изучение нового материала | Текущий | |
58 | 1 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | Изучение нового материала | Текущий | |
59 | 1 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Тестирование | Изучение нового материала | Текущий тест | |
60 | 1 | Р/р Классное сочинение «Отзыв на прочитанное произведение о Великой Отечественная войне в литературе XX в.» | Развитие речи | Итоговый | |
Зарубежная литература | |||||
61 | 1 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» . Конфликт любви и семейной вражды. Повторение: зарубежные писатели и поэты | Изучение нового материала | Текущий | |
62 | 1 | У.Шекспир. «Сонеты» - богатейшая сокровищница лирической поэзии. | Изучение нового материала | Текущий | |
63 | 1 | Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Изучение нового материала | Текущий | |
64 | 1 | Контрольная работа №2 «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» | Урок контроля | Итоговый тест | |
65 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Изучение нового материала | Текущий | |
66 | 1 | Вн/ чт Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Повторение: сатира, драма. | Изучение нового материала | Текущий | |
67 | 1 | Вн/чт В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.Повторение: историческая эпоха в литературе | Изучение нового материала | Текущий | |
68 | 1 | Итоги года и задание на лето. | Заключительный | Текущий | |
69-70 | 2 | Резервные уроки |
№ | РАЗДЕЛ | Кол-во часов | Вн/ч | К/соч | Д/соч | Тест | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Устное народное творчество | 2 | |||||
3 | Древнерусская литература | 2 | 1 | ||||
4 | Русская литература 18в. | 4 | 1 | 1 | |||
5 | Русская литература 19в. | 31 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 |
6 | Русская литература 20в. | 20 | 1 | 2 | 2 | ||
7 | Зарубежная литература | 7 | 2 | 1 | |||
8 | Обобщение изученного в 8 кл. | 1 | |||||
Итого | 68 | 9 | 3 | 3 | 4 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Русская литература XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Максим Горький «Челкаш» - романтическое произведение. Романтизм.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические и учебные пособия
1.Программа общеобразовательных учреждений .Литература 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной.- М. : « Просвещение», 2007 г.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2009.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
Оборудование:
- ПК.
- Телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная при подготовке программы:
1.Программа общеобразовательных учреждений .Литература 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной.- М. : « Просвещение», 2007 г.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2009.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
5. Егорова Н.В. . Поурочные разработки по литературе.8 класс. М.: Издательство «Вако», 2012
6.Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2005.
7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
8. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009
9. Миронова Н. А. Тесты по литературе 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература 8класс». – М.: Экзамен,2007
10. . ЦОРы Сети Интернет
11. Мультимедийные презентации
Контрольно-измерительные материалы
4.1. Миронова Н. А. Тесты по литературе 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература 8класс». – М.: Экзамен,2007
4. 2 Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 класс, М.: «Олимп», 2004
4.3. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2007
4.4. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 1961
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.:Просвещение, 2009.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2008.
4. . Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва 5. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
6. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
7.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Образовательные диски
-Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
-Уроки литературы в 7-8 классы. Издательство Кирилла и Мефодия
-Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок»
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЁННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
дата | Описание внесённого изменения | Виза зам. по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...