"И всюду страсти роковые..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
План-конспект урока литературы "И всюду страсти роковые..." (Сопоставительный анализ поэм А.С.Пушкина "Цыганы"и К.Л.хетагурова "Фатима"),9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_vsyudu_strasti_rokovye.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«И всюду страсти роковые…» (А.С. Пушкин)
(Элементы романтизма в поэмах А.С. Пушкина « Цыганы» и К.Л. Хетагурова «Фатима»)
Цели урока:1) умение работать с худ. текстом, анализировать, используя опыт предыдущих занятий;
2) умение обобщать, высказывать свое мнение;
3) формирование нравственных ценностей уч-ся.
1) -В названии урока –цитата из Пушкина. Вы прочитали дома поэмы «Цыганы» и «Фатима».
-Как соотносятся эти произведения?
-Сформулируйте тему урока.
2) -Какой цели мы должны достичь, сопоставляя поэмы? (выявить общие черты поэм, их своеобразие, общность взглядов авторов произведений)
-Что для этого нужно сделать? (анализ худ. образов, особенности композиции, идеалы авторов)
3) -Назовите отличительные черты романтизма (герой-сильная , неординарная натура, обуреваемая страстями; конфликт между героем и обществом; необычная природа; исключительные герои в исключительных обстоятельствах)
4) Работа в группах, выводы –в виде таблицы, выразительное чтение эпизодов.
1 группа-сравнить образы Алеко и Джамбулата;
2 группа –сравнить и выявить своеобразие женских образов-Фатимы и Земфиры;
3 группа-роль пейзажа в поэмах;
4 группа –вставные элементы и их роль.
5)
«Цыганы» | «Фатима» |
Алеко | Джамбулат |
Герой отрицает общество, к которому принадлежит, ищет свободы в таборе, способен на сильные чувства | Уходит на войну, выполняя долг перед обществом, скитается, жизнь полна драматизма. |
Вывод :оба героя -люди одного социального положения, одинаково глубоко чувствуют, любят и ненавидят. Одинаково эгоистичны. | |
Земфира | Фатима |
Свободная, не связанная узами Кредо: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское -шутя»; «Его любовь постыла мне, Мне скучно; сердце воли просит…» | Верная клятве: «Пять лет в бесплодном ожиданье…» Покорна адату: «сдаюсь пред силою адата..» |
«Нет, полно, не боюсь тебя! Твои угроз ы презираю, Твоё убийство проклинаю, Умру любя!» | «Ах, убийца … прочь!» |
Вывод: женские образы противопоставлены в отношении к любви, долгу перед любимым, но одинаково не приемлют себялюбия, жестокости, коварства. | |
Пейзаж | |
Картины степи: «Цыганы шумною толпой …» | Горный пейзаж: «Проснулся царственный Казбек...» |
Вывод: пейзаж помогает проникнуть в душу героев, выступает в роли активно действующего персонажа. | |
Вставные эпизоды | |
Песни «Птичка божия не знает…», «Старый муж, грозный муж» | Песня Фатимы «Догорела заря, засыпает земля...» |
Вывод: вставные эпизоды раскрывают характеры персонажей, отношение авторов к своим героям. |
6) -Любимая героиня Пушкина –Татьяна Ларина( «Татьяны милый идеал…»)
-Что значит любовь по-пушкински? (Татьяна, старый цыган, «Я Вас любил…»)
-А как «любит» Коста? (акростих)
-Как соотносятся поэмы? (Много общего: отрицание эгоизма, красота окружающего мира, прелесть и своеобразие женских образов)
7) -Чему научились на уроке?(Умению сопоставлять, представлению о нравственных ценностях, которые непреходящи)
8) -Оцените себя и своих товарищей.
9) Д/з: прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всюду родимую Русь узнаю"
Урок внеклассного чтения по циклу рассказов А.М.Горького " По Руси"...
Сценарий отчётного концерта "Всюду музыка живёт".
Сценарий отчётного концерта "Всюду музыка живёт".Помощь в подготовке концертов оказывают родители, классные руководители, администрация гимназии. Учащиеся готовя...
Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»
Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...
Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»
Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....
Всюду музыка звучит!
концертно - игровая программа посвящённая Международному Дню музыки...
«Музыка всюду живет»
Консультация для родителей...
Наша Русь - она всюду прекрасна
Мое стихотворение для урока о России...