Загадка и своеобразие Шекспира
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Процкая Марина Александровна

Конспект урока "Загадка и своеобразие Шекспира", проведенного в 8 классе в форме круглого стола по книге П.Акройда "Шекспир. Биография".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shekspirovskiy_urok.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект урока литературы в 8 классе МОУ «СОШ №5» г.Всеволожска в форме круглого стола «Загадка и своеобразие творчества Шекспира».

Учитель: Процкая Марина Александровна

Урок выложен на https://youtu.be/5n93jk65JtA

Цели:

1.Знакомство с биографией и загадками в творчестве драматурга У.Шекспира.

2.Приобщение учащихся к высоким образцам классической литературы.

3.Поддержка и развитие в учащихся стремление к самостоятельной (исследовательской) работе (доклад, эссе, видеопрезентация).

Задачи урока:

1.Выявление историко-культурных и литературно- художественных связей (Шекспир и эпоха Возрождения, Шекспир и королева Елизавета, Шекспир и современность)

2.Знакомство с историей английской классической драматургии. Значение творчества Шекспира для мировой литературы.

3.Знакомство с историей театра и театрального быта. Актуализация знаний (инсценировка эпизода)

1

         КОММЕНТАРИЙ,      (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВИДЕО)


Год языка и литературы Великобритании и России 2016;

Юбилейный Год Шекспира.

Портрет Шекспира - гравюра М.Друсхоута

                     ХОД УРОКА

          «I am that I am» (W. Shakespeare)

  • О фестивале Shakespeare Lives, проходящем в по всему миру и в России;
  • Наследие Уильяма (Вильяма) Шекспира – часть великой мировой культуры

                                      

2

 «Как деревенский парень стал в центре мировой культуры?»

 (Питер Акройд «Шекспир. Биография»

Peter Ackroyd.  Shakespeare. The Biography)

  Как случилось, что из провинциального Стратфорда-на-Эйвоне вышел Уильям Шекспир – великий английский поэт и драматург эпохи Возрождения?

          «Шекспировский вопрос»

  • После публикации в 1853 году книги Делии Бэкон «Раскрытие философии Шекспира» в шекспироведении насчитывают более 30 претендентов на авторство: К.Марло, Ф.Бэкона, лорда Рэтленда и даже королеву Елизавету.
  • В книге отцов Козминиуса и  Мелехция «Шекспир. Тайная история» (2003) детально исследуется великая мистификация, результатом которой явилась личность Шекспира.

3

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ЗАГАДКА И СВОЕОБРАЗИЕ           ТВОРЧЕСТВА   ШЕКСПИРА»  

     

  • ШЕКСПИРОВСКИЙ ГОД

  • ЦЕЛИ:

  • Знакомство с жизненным и творческим путём писателя
  • Подтверждение авторства писателя
  •  Освещение темы «Шекспир и современность»

  • В обсуждении участвуют творческие группы, которые представляют результаты своих исследований в
  • сообщениях
  • презентациях
  • рефератах
  • рисунках
  • инсценировании

_____________________________

  • Исторические консультанты
  • Лингвистические консультанты
  • Литературоведы
  • Специалисты-ботаники
  • Специалисты-орнитологи
  • Театральные консультанты
  • Киноконсультанты
  • Актёры

      (на столах таблички с надписями,

        у участников бейджи)

4

Историческим консультанты о рождении Шекспира

  1. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564г. в городе Стратфорде-на-Эйвоне в древнем крае Уорикшир, который иногда называют «сердцем» или «пупом» Англии.
  2. Это произошло через 5 лет после коронации Елизаветы I, заботившейся об увеличении престижа страны. То была эпоха открытий, торговли, литературы, театра. Теперь её называют «эпохой Шекспира».

5

Лингвистические консультанты

 о  происхождении  фамилии

  1.  Фамилия Шекспира имеет нормандское происхождение;

Shake spear означает «взмахивать крыльями», что и делал сокол, изображавшийся на образце герба семьи Шекспира;

  1. насчитывает более 80 вариантов написаний:

Сакспер, Шакоспер, Шакспер, Шафтспер, Чакспир, Шаспир и т.д.

6

Исторические консультанты о детстве и его приметах в творчестве драматурга

1.Шекспир сохраняет редкостную связь со своим прошлым;

      2. это описание быта отцовского      дома,реальные названия и имена людей;

  1. это засорившиеся печи в доме на Хенли-стрит, коптящие лампы,  стирка, уборка;

 

  1. много упоминаний о кухне, где всё

 варится, жарится и тушится, рубят мясо, месят тесто;

  1. в его пьесах можно найти все        кожаные изделия, какими торговал его отец, состоятельный перчаточник Джон Шекспир.      

                                                                                                                                                                                               

7

Актёры – инсценирование эпизода

(пьеса «Ромео и Джульетта», акт I, сцена 4)

«Меркуцио:

 Однако твоё остроумие точно из лайки, которую легко растянуть в длину и в ширину.

Ромео:

Я растяну слово «гусь» в длину и ширину – и ты окажешься величайшим гусем во всей округе.»

8

Лингвистические консультанты о годах учёбы

  1. Обучаясь в грамматической школе, Уильям овладел основами латинской грамматики и риторики;
  2. Лаконичные выражения были представлены в «Sententiale Pueriles» («Школьном сборнике латинских нравоучительных выражений»), книге, на которую Шекспир ссылается более 200 раз;
  3. Всего в его пьесах около 20 аллюзий на басни Эзопа;
  4. «Золотым дном» стали для него «Метаморфозы» Овидия.
  5. Книги он читает запоем.

9

Театральные консультанты о театральном даре

  1. Обучаясь искусству красноречия, Шекспир знал, как сочинить вариации на всякую тему, как  играть звучанием слова, декламировать.

  1. Это была хорошая практика для театра, ставшего в качестве элемента устной культуры преобладающим видом искусства эпохи.

  1. Способность к лицедейству Шекспир сохранит до конца жизни.

10

Специалисты-ботаники

 о знании растений

1.Шекспир описывает сад в мельчайших подробностях, какие не известны городскому жителю.

2. В целом в пьесах упоминается 108 разных сортов растений.

11

Лингвистические специалисты о подборе слов – доказательство идентичности авторства

  1. Шекспир употребляет местные названия полевых цветов:
  • crow-flowers – «вороний цвет» в руках Офелии (пьеса «Гамлет»)
  • cuckoo-flowers – «кукушкин цвет» у короля Лира (пьеса «Король Лир»)
  1. «Анютины глазки» он называл уорикширским словом love-in-idleness («праздная любовь»), чернику – местным названием billberry.

12.

Специалисты-орнитологи об упоминании в пьесах Шекспира

1.Слова из детства обступали его, когда в воображении возникали луга и сады, когда он восславлял очарование птиц.

2. А их всего у Шекспира упоминается около 60 видов: стрижи и дрозды, совы и вороны, сороки и вьюрки, соловьи и жаворонки.

13

Актёры  - инсценирование отрывка

(пьеса «Ромео и  Джульетта»,

акт III, сцена 5);

музыка Сергея Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта»;

(обсуждение – вопросы аудитории)

Джульетта:

Ты хочешь уходить? Но день не скоро:

 То соловей – не жаворонок был,

Что пением смутил твой слух пугливый;

Он здесь всю ночь поёт в кусте гранатном.

Поверь мне. Милый, то был соловей.

             Ромео:

То жаворонок был, предвестник утра,-

Не соловей. Смотри, любовь моя,-

Завистливым лучом уж на востоке

Заря завесу облак прорезает.

Ночь тушит свечи: радостное утро

На цыпочки встаёт на горных кручах.

Уйти – мне жить; остаться – умереть.

14

Исторические консультанты о начале творческого пути будущего драматурга

  1. В возрасте восемнадцати лет Шекспир женился, а через 3-4 года отправился в Лондон в поисках заработка.
  2. Сменив несколько профессий, в 1594 году связал свою судьбу с театром, став вначале членом труппы «Слуги лорда-камергера», а впоследствии совладельцем театра «Глобус», где над входом будет находиться лозунг «Totus mundus agit histrionem» («Весь мир лицедействует».

15

Театральные консультанты о философском значении творчества Шекспира

  1. «Весь мир – театр…» - эта фраза стала крылатым выражением эпохи Ренессанса.
  2. Если жизнь – пьеса, то что есть пьеса, если не жизнь, возведённая на подмостки?

16

Литературоведы о творческом  наследии  Шекспира

Актёры – чтение сонетов на русском и английском языках

(обсуждение – вопросы аудитории)

1.Наследие Шекспира – это 37 пьес, 154  сонета, несколько небольших поэм, стихотворные циклы.

2. Ранний период (1590-1600) - время написания исторических хроник («Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «ГенрихVI»), комедий «Укрощение строптивой»,«Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь».

  1. В центре трагедии «Ромео и Джульетта» противопоставление двух домов Монтекки и Капулетти, дети из которых, несмотря на вражду, любят друг друга.
  2. Это противостояние Средневековья и Возрождения, в котором, несмотря на гибель героев, побеждает высокая поэзия любви.

18

Киноконсультанты

Просмотр отрывка из фильма Ф.Дзефирелли (акт V, сцена 2)

Обсуждение(вопросы аудитории)

1.Знаменитые экранизации режиссёров Франко Дзефирелли (1968), База Лурманна (1996), Карло Карлеи (2013) передают современным зрителям  не только обстановку эпохи Шекспира, но  и заставляют задуматься о вечных темах: любви и предательстве, верности чувству и неумолимом роке.

19

Исторические консультанты о современном звучании пьесы

  1. Имена героев трагедии стали нарицательным обозначением высокой страсти, влюблённости и возвышенной мечты.
  2. И сегодня в центре Вероны, во дворе дома Капулетти тысячи юношей и девушек оставляют у памятника шекспировской героине  записки с просьбами  о любви.

20

Литературоведы о периодах творчества

  1.  Поэт Борис Пастернак пишет: «Шекспира в то время вела необыкновенно определённая звезда».
  2. И этой звездой был для него театр – это не было развлечение, это было глубинное восприятие жизни как игры.

  1. Второй период творчества Шекспира (1601 - 1608) будет ознаменован созданием знаменитых трагедий «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир».
  2. В последние годы творчества (1609 – 1613) драматург ищет выход из неразрешимых конфликтов времени в сказке, в утопии. В пьесах «Перикл», «Буря», «Цимбелин», «Зимняя сказка» мир полон зла, но добро чудесным образом

всегда одерживает победу.

20

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 КРУГЛОГО СТОЛА:

  • Феномен Шекспира
  • Краткие итоговые выступления представителей всех групп
  • Год Шекспира
  • Выставка печатных работ
  • Фотоитог, видео
  • Тайна и гениальность Шекспира в умении создавать мир страстей и фантазии
  • в умении разработать характеры героев;
  • в постижении мира Природы и  

Человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История театра Шекспира «Глобус». Творчество и биография В. Шекспира.

7 класс Английский язык, Мировая художественная культураКонспект открытого урокаАвторы разработки: В. В. Кирилловская, И. В. Ковальская...

У. Шекспир. Слово о писателе. Сонеты Шекспира.

Бинарный урок литературы и английского языка в 8 классе. Краткий обзор жизни и творчества Шескпира, заочная экскурсия по местам, связанным с именем писателя. Знакомство с сонетом как жанром лирики, с ...

«Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово» У. Шекспир (Культурное наследие У. Шекспира)

«Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово»  У. Шекспир (Культурное наследие У. Шекспира)...

Загадка Шекспира

Презентация к уроку "Загадка и своеобразие Шекспира", проведенного в 8 классе в форме круглого стола на основе книги П.Акройда "Шекспир. Биография."...

Урок по творчеству У. Шекспира «Лучший знаток Шекспира»

Интегрированное мероприятие для старшеклассников...

Загадка личности и творчества Уильяма Шекспира.

Уильям Шекспир-величайший писатель Англии и лучший драматург в мире.Природа наградила его не только поэтическим даром. Он имел исключительную память и блестящий ум. Шекспир понимал историю, интересова...