урок-дебаты "ты то, что ты читаешь"
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Дебаты представляют собой оригинальную образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать целый ряд специальных навыков (логичность, критичность и гибкость мышления, оперативную организацию мыслей, умение быстро ориентироваться в ситуации, навыки устной речи и публичного выступления, опыт рационального поведения в условиях конфликта, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение и т.д.). Эти навыки необходимы всем, кто желает добиться успеха в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_god_literatury.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете»
(Джим Рон)
(урок-дебаты по литературе)
Дебаты представляют собой оригинальную образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать целый ряд специальных навыков (логичность, критичность и гибкость мышления, оперативную организацию мыслей, умение быстро ориентироваться в ситуации, навыки устной речи и публичного выступления, опыт рационального поведения в условиях конфликта, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение и т.д.). Эти навыки необходимы всем, кто желает добиться успеха в современном обществе.
Цель: формирование интереса к регулярному чтению литературы, формирование умения отстаивать свою точку зрения; формирование чувства толерантности.
Задачи:
- собирать доказательную базу и грамотно ее применять и анализировать материалы из различных источников;
- формировать навыки аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы;
- уметь четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; привлекать слушателей интонацией, жестами, мимикой;
- формировать уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям;
- развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
- использовать свои знания в практике общественной жизни;
- уметь брать на себя решение каких-либо проблем.
Оборудование:электронная презентация, бланки протоколов, жетоны для зрителей.
Подготовительный этап:
- Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
- Определение исходного тезиса дебатов.
- Подбор, изучение и анализ основной литературы.
- Распределение ролей.
- Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
- Разработка критериев оценки.
- Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме в ходе совместной деятельности педагога и учащихся.
Далее происходит распределение ролей.
После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.
К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех учащихся, которые не определились с позицией (не вошли в группу поддержки команд).
Параллельно с подготовкой спикерами кейса разрабатываются критерии оценки их действий: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.
Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, таймкипером, спикерами каждой команды и экспертами.
Ход урока:
До звонка на урок звучит песня В.Высоцкого «Значит, нужные книги ты в детстве читал».
1.Вступительное слово ведущего.
Слайд №1
- Добрый день!
Для тысяч студентов и школьников и тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.Сейчас у нас состоятся дебаты.
Слайд №2
Президент России В.В.Путин сказал: «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире.
При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона».
- Когда это было сказано?
(На открытии Года литературы в России.)
-Актуальность поставленной задачи доказывают данные проведённого опроса в нашей школе.
Слайд №3-4-5 (Диаграммы по опросу.)
- Никто не отрицает пользу чтения, но любителей чтения у нас практически нет, поэтому сегодня у нас дебаты, темой которых мы взяли тезис Джима Рона
Слайд №6
«Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.»(Джим Рон)
- В игре принимают участие две команды:
Команда утверждения – «Точка»
и команда отрицания – «Нигилисты».
Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?»
Приветствуем их:
Главный судья: _________________________________________
Члены судейской коллегии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества их представления вынесете своё решение.
Следить за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет
дебатский таймкипер -__________
Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. И помните: главное не победа, а участие.
2. Пролог.
- Интересно, что думают о нашем тезисе люди, далёкие от школы?
Слайд№7 – видеофрагменты.(Ответы прохожих о том, что они думают о чтении.)
- Вот такие высказывания – есть над чем подумать и что оспорить.
3. Выступление участников.
Слайд № 8
- Итак, тема дебатов: «Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете».
Начинаем!
- Познакомимся с командами.(Вначале первый участник команды представляет её членов, называя лучшие черты характера каждого).
Действия участников дебатов
Выступающие | Время, мин | Действия |
У1 | 2 | Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса |
О4 и зрители | 1 | Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1 |
О1 | 2 | Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис) |
У4 и зрители | 1 | Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1 |
У2 | 2 | Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса |
О1 и зрители | 1 | Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию |
О2 | 2 | Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса |
У1 и зрители | 1 | Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию |
У3 | 2 | Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса |
О2 и зрители | 1 | Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения |
О3 | 2 | Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса |
У2 и зрители | 1 | Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию |
У4 | 2 | Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме |
О4 | 2 | Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
4. Подведение итогов.
Жюри подсчитывает баллы, заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов.
5. Объявление решения судей.
-Слово для оглашения итогов предоставляется главному судье.
Слайд 9
10. Заключительное слово ведущего.
- Ребята! Вы сегодня были на высоте! И неважно, кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе.
Удачи вам! Спасибо за игру!
Приложение.
Протокол эксперта
Эксперт ______________________________________________________
(фамилия, имя)
Тема дебатов: |
| |||||||||
Дата: | Состав утверждающей стороны (фамилия, имя): У1 – _________________________; У2 – _________________________; У3 – _________________________; У4 – _________________________ | Состав отрицающей стороны (фамилия, имя): О1 – __________________________; О2 – __________________________; О3 – __________________________; О4 – __________________________ | ||||||||
Спикер | Содержательность | Структурированность | Общая куль- | Всего | Спикер | Содержательность | Структурированность | Общая культура | Всего | |
У1 |
|
|
|
| О1 |
|
|
|
| |
У2 |
|
|
|
| О2 |
|
|
|
| |
У3 |
|
|
|
| О3 |
|
|
|
| |
У4 |
|
|
|
| О4 |
|
|
|
| |
Лучший спикер: | Лучший спикер: |
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий | Спикеры | |||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | О1 | О2 | О3 | О4 | |
Содержательность выступлений | ||||||||
Полнота |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознанность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержательность ответов на вопросы | ||||||||
Оперативность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
Структурированность | ||||||||
Системность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Логичность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональность использования времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
Формулировка вопросов | ||||||||
Проблемность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Четкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура общения | ||||||||
Выразительность речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Манера обращения к собеседникам |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение уважительно отвечать им |
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободное владение материалом |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читать... Читать? Читать!
Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)
Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....
Читать или не читать?
О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...
конспект урока по английскому языку для 8 класса на тему:"Читать или не читать"
письменный контроль грамматики по теме «Косвенная речь»; совершенствование навыков монологической речи....
Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»
Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Читаем,читаем,читаем
Литература для чтения на летних каникулах...