рабочая программа по литературе 5 класс (В.Я.Коровина)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» Ирбейского района Красноярского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор МОБУ «Благовещенская сош»
МОБУ «Благовещенская сош» Полонникова Н.И._________________
Краева С.В._______________ Приказ №_________________________
«_____» _________________2016г. от «______»_________________ _2016г.
Рабочая программа
по литературе в 5, 6 классах
составитель: Коротких Л.В.
учитель русского языка и
литературы I кв. категории
2016
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты освоения предмета «Литератур» к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно-тематический план по курсу литературы 5 класс (105 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Материально-техническое обеспечение | |
план | факт | |||||
1 | Книга в жизни человека. | 1 | ||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | ||||
3 | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | ||||
4 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки Раздаточный дидактический материал. | |||
5 | Народная мораль в сказке. | 1 | Раздаточный дидактический материал. | |||
6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 1 | Раздаточный дидактический материал. | |||
7 | Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | ||||
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки | |||
9 | Бытовая сказка. «Солдатская шинель». | 1 | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки, проектор | |||
10 | Проект «Художники – иллюстраторы сказок». | 1 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
11 | Р.р. Мои любимые русские народные сказки. | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать русские народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках?». | |||
12 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки | |||
13 | Проект «Сюжеты и герои русских летописей». | 1 | Ноутбук, проектор, сканер | |||
14 | Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | Портрет М.В.Ломоносова Ноутбук, проектор | |||
15 | Проект «М.В.Ломоносов – великий россиянин». | 1 | Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В.Ломоносов – великий россиянин». | Ноутбук, проектор, сканер | ||
16 | Из литературы 19 века. Басня как литературный жанр | 1 | ||||
17 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | Выучить басню (по выбору) | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки Портрет И.А.КрыловаРаздаточный дидактический материал. | ||
18 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | Фонохрестоматия Ноутбук, колонки Раздаточный дидактический материал. | |||
19 20 | Проект «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях». | 2 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
21 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | Выучить отрывок | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки Портрет В.А.Жуковского | ||
22 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1 | ||||
23 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 1 | Выучить стихотворение «Няне» | Портрет А.С.Пушкина | ||
24 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | Выучить «У лукоморья…» | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | ||
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки Раздаточный дидактический материал | |||
26 | Сходство и различие литературной и народной сказки. | 1 | Ноутбук, проектор | |||
27 28 | Проект «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира». | 2 | Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
29 | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Таблица «Стихосложение» | |||
30 | В/ч Сказки А.С.Пушкина. | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.В чём превосходство царевны над царицей? 2.Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3.В чём общность и различие «Спящей царевны» В.А.Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? | |||
31 | Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. | 1 | ||||
32 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Портрет А.Погорельского | |||
33 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 1 | ||||
34 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». | 1 | Портрет В.М.Гаршина | |||
35 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | Выучить стихотворение «Бородино» | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки Портрет М.Ю.Лермонтова | ||
36 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 | Раздаточный дидактический материал. Таблица « Изобразительно-выразительные средства языка» | |||
37 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | Портрет Н.В.Гоголя Фонохрестоматия Ноутбук, колонки | |||
38 | Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место». | 1 | Ноутбук, проектор | |||
39 | Проект «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». | 1 | Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». «Крестьянские дети». | 1 | Выучить отрывок «Однажды в студёную, зимнюю пору…» | Портрет Н.А.Некрасова Раздаточный дидактический материал. | ||
41 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | Выучить «Есть женщины в русских селеньях…» | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки Раздаточный дидактический материал. | ||
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки Портрет И.С.Тургенев | |||
43 | Нравственный облик Герасима | 1 | Раздаточный дидактический материал. | |||
44 | Р/р Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Что воспевает Тургенев в образе Герасима? 2.Каковы друзья и враги Герасима? 3.В чём вина и в чём беда барыни? | |||
45 46 | Проект «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» | 2 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики) | Раздаточный дидактический материал. Ноутбук, проектор, сканер | ||
47 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | Выучить стихотворение «Весенний дождь» | |||
48 | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
49 | Р/р Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3.Какие мысли у Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими | Раздаточный дидактический материал. | ||
50 51 | Проект «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». | 2 | Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
52 | Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. | 1 | ||||
53 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
54 55 | Проект «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях». | 2 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
56 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе Лирика Ф.И.Тютчева. | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
57 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
58 | Проект «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях». | 1 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
59 | Из литературы 20 века И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
60 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Раздаточный дидактический материал. | |||
61 | Жизнь семьи Тыбурцыя. | 1 | ||||
62 | Изображение города и его обитателей. | 1 | ||||
63 | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2.Каковы отношения между отцами и сыновьями в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? 4.Почему у Маруси и Сони два разных детства? | |||
64 65 | Проект «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 2 | Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
66 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | Выучить стихотворение (на выбор) «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | ||
67 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1 | ||||
68 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | ||||
69 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | ||||
70 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | ||||
71 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
72 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
73 | Р/Р Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? 2.Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки? | |||
74 75 76 | Проект «Постановка спектакля по пьесе-сказке». | 3 | Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С.Я.Маршака | Ноутбук, колонки | ||
77 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
78 | Душевный мир главного героя рассказа «Никита». | 1 | ||||
79 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро» . | 1 | ||||
80 | «Открытие» Васюткой нового озера. | 1 | ||||
81 | Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». | 1 | ||||
82 | Р/р Поэтизация русской природы в литературе 20 века» | 1 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева (по одному произведению)? | |||
83 | «Ради жизни на земле…» А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | Выучить стихотворение на выбор «Рассказ танкиста», «Майор привёз мальчишку на лафете…» | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | ||
84 | К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
85 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | Выучить стихотворение (на выбор). | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | ||
86 | Образ Родины в стихах А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова. Дон-Аминадо. | 1 | ||||
87 | Проект «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе». | 1 | Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе»» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
88 | Писатели улыбаются. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
89 | Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | ||||
90 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
91 | Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». | 1 | ||||
92 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Раздаточный дидактический материал. | |||
93 | В поисках Кая. | 1 | ||||
94 | В/ч Наши любимые сказки Андерсена. | 1 | ||||
95 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам Андерсена. | 1 | Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?». | |||
96 | Ж.Санд «О чём говорят цветы». | 1 | ||||
97 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 | Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки | |||
98 | Том и Гек в романе М.Твена. | 1 | ||||
99 | Р.р. Читая роман М.Твена… | 1 | ||||
100 | Проект «Памятники литературным героям» | 1 | Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
101 | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» | 1 | ||||
102 103 | Проект «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях» | 2 | Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях» | Ноутбук, проектор, сканер | ||
104 | Тестирование по курсу литературы 20 века. | 1 | ||||
105 | Проект -литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устный монологический ответ. Устные и письменные пересказы. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...