рабочая программа по литературе 5 класс (В.Я.Коровина)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Коротких Людмила Васильевна

Программа разработана с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_liter.docx70.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» Ирбейского района Красноярского края

«Согласовано»                                                                                                                                                                                                        «Утверждаю»

Заместитель директора по УР                                                                                                                                                                           Директор МОБУ «Благовещенская сош»

МОБУ «Благовещенская сош»                                                                                                                                                                          Полонникова Н.И._________________

Краева С.В._______________                                                                                                                                                                           Приказ №_________________________

«_____»  _________________2016г.                                                                                                                                                                 от «______»_________________ _2016г.

Рабочая программа

по литературе в 5, 6 классах

составитель: Коротких Л.В.

                                                                                                                                                    учитель русского языка и

литературы I кв. категории

2016

Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты освоения предмета «Литератур» к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.
  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Содержание тем учебного курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

 Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Календарно-тематический план по курсу литературы 5 класс (105 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Материально-техническое обеспечение

план

факт

1

Книга в жизни человека.

1

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

3

Сказка как особый жанр фольклора.

1

4

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

1

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

Раздаточный дидактический материал.

5

Народная мораль в сказке.

1

Раздаточный дидактический материал.

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1

Раздаточный дидактический материал.

7

Герои сказки в оценке автора-народа.

1

8

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

9

Бытовая сказка. «Солдатская шинель».

1

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки, проектор

10

Проект «Художники – иллюстраторы сказок».

1

Составление под  руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок»

Ноутбук, проектор, сканер

11

Р.р. Мои любимые русские народные сказки.

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать русские народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках?».

12

Из древнерусской литературы. 

 «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

13

Проект «Сюжеты и герои русских летописей».

1

Ноутбук, проектор, сканер

14

Из  литературы 18 века.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

Портрет М.В.Ломоносова

Ноутбук, проектор

15

Проект «М.В.Ломоносов – великий россиянин».

1

Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В.Ломоносов – великий россиянин».

Ноутбук, проектор, сканер

16

Из литературы 19 века.

 Басня как литературный жанр

1

17

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

Выучить басню (по выбору)

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

Портрет И.А.КрыловаРаздаточный дидактический материал.

18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

Раздаточный дидактический материал.

19

20

Проект «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».

2

Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях»

Ноутбук, проектор, сканер

21

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Выучить отрывок

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

Портрет В.А.Жуковского

22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

23

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

1

Выучить стихотворение «Няне»

Портрет А.С.Пушкина

24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Выучить «У лукоморья…»

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

Раздаточный дидактический материал

26

Сходство и различие литературной и народной сказки.

1

Ноутбук, проектор

27

28

Проект «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира».

2

Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»

Ноутбук, проектор, сканер

29

Р/р  Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Таблица «Стихосложение»

30

В/ч Сказки А.С.Пушкина.

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.В чём превосходство царевны над царицей?

2.Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

3.В чём общность и различие «Спящей царевны» В.А.Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?

31

Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

1

32

Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Портрет А.Погорельского

33

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

34

В.М.Гаршин «Attalea Princeps».

1

Портрет В.М.Гаршина

35

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Выучить стихотворение «Бородино»

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

Портрет М.Ю.Лермонтова

36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1

Раздаточный дидактический материал.

Таблица « Изобразительно-выразительные средства языка»

37

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Портрет Н.В.Гоголя

Фонохрестоматия

Ноутбук, колонки

38

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».

1

Ноутбук, проектор

39

Проект «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

1

Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях»

Ноутбук, проектор, сканер

40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». «Крестьянские дети».

1

Выучить отрывок «Однажды в студёную, зимнюю пору…»

Портрет Н.А.Некрасова

Раздаточный дидактический материал.

41

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Выучить «Есть женщины в русских селеньях…»

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

Раздаточный дидактический материал.

42

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

Портрет И.С.Тургенев

43

Нравственный облик Герасима

1

Раздаточный дидактический материал.

44

Р/р Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3.В чём вина и в чём беда барыни?

45

46

Проект «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков»

2

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики)

Раздаточный дидактический материал.

Ноутбук, проектор, сканер

 47

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Выучить стихотворение «Весенний дождь»

48

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

49

Р/р Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли у Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими

Раздаточный дидактический материал.

50

51

Проект «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

2

Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы»

Ноутбук, проектор, сканер

52

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

1

53

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

54

55

Проект «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях».

2

Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях»

Ноутбук, проектор, сканер

56

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

Лирика Ф.И.Тютчева.

1

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

57

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

58

Проект «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

1

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Ноутбук, проектор, сканер

59

Из литературы 20 века

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

60

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

Раздаточный дидактический материал.

61

Жизнь семьи Тыбурцыя.

1

62

Изображение города и его обитателей.

1

63

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2.Каковы отношения между отцами и сыновьями в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

4.Почему у Маруси и Сони два разных детства?

64

65

Проект «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

2

Составление под руководством учителя иллюстрированного  электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Ноутбук, проектор, сканер

66

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Выучить стихотворение (на выбор) «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

67

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

1

68

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1

69

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».

1

70

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1

71

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

73

Р/Р Художественные особенности пьесы-сказки.

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

2.Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

74

75

76

Проект «Постановка спектакля по пьесе-сказке».

3

Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С.Я.Маршака

Ноутбук, колонки

77

А.П.Платонов. Слово о писателе.  «Никита».

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

78

Душевный мир главного героя рассказа «Никита».

1

79

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро» .

1

80

«Открытие» Васюткой нового озера.

1

81

Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро».

1

82

Р/р Поэтизация русской природы в литературе 20 века»

1

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Какой изображена русская природа в творчестве С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева (по одному произведению)?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева (по одному произведению)?

83

«Ради жизни на земле…»

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Выучить стихотворение на выбор «Рассказ танкиста», «Майор привёз мальчишку на лафете…»

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

 84

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

85

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Выучить стихотворение (на выбор).

Фонохрестоматия.

Ноутбук, колонки

 86

Образ Родины в стихах А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова. Дон-Аминадо.

1

87

Проект «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе».

1

Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе»»

Ноутбук, проектор, сканер

 88

Писатели улыбаются.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

89

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

90

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

91

Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1

92

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Раздаточный дидактический материал.

 93

В поисках Кая.

1

94

В/ч Наши любимые сказки Андерсена.

1

95

Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам Андерсена.

1

Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».

96

Ж.Санд «О чём говорят цветы».

1

 

97

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1

Фонохрестоматия. Ноутбук, колонки

98

Том и Гек в романе М.Твена.

1

99

Р.р. Читая роман М.Твена…

1

100

Проект «Памятники литературным героям»

1

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям»

Ноутбук, проектор, сканер

101

Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

1

102

103

Проект «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях»

2

Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях»

Ноутбук, проектор, сканер

104

Тестирование  по курсу литературы 20  века.

1

105

Проект -литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устный монологический ответ. Устные и письменные пересказы. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс

Данная  рабочая программа по литературе для 8 класса составлена  на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...