Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_5_klass_fgos_1.docx68.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рузаевского муниципального района

     Рассмотрена и одобрена на                  Рассмотрена и одобрена на                   Утверждена руководителем

     заседании методического                     заседании научно-                                  образовательного учреждения

     объединения учителей                          методического совета                             _________________________

     филологических дисциплин                 Руководитель НМС _________             /Сарайкина О.В./                                                                                                                                        

     Руководитель МО ________                /Сарайкина О.В./                                      «____» ____________ 20___г.                            

     / Зимина С.Ш. /                                      «_____» ____________ 20___ г.                                    

    «_____» __________20___г.          

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

в 5 «Б» классе

             

             

                                                          Составитель: Габдуллина Н. Г.

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                           I квалификационной категории

2016-2017 гг.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И. Коровин, И.С. Збарский) и учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2015).    

Общий объём часов в 5 классе на изучение курса «Литература» составляет 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель).  

   Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по литературе, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков;
  • смыслообразование – устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления препятствий;
  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные:

Учащийся научится:

  • осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям     русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
  1. в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. в эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

Введение (1 ч.)

Введение. Книга в жизни человека.

Учащиеся должны знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Уметь владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Устное народное творчество (10 ч.)

 Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.  

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки.  

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Их моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Р/Р Итоговый урок по теме «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Учащиеся должны знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.  

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.    

Знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки.

Уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Знать жанровые особенности богатырской сказки героического содержания, схему построения сказки.

Уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое.

   

Знать жанровые особенности сказок о животных.

Уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Знать жанровые особенности бытовых сказок, схему построения сказки.

Уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.      

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Древнерусская литература (2 ч.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.

Учащиеся должны знать особенности повествования.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Знать особенности повествования.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Русская литература XVIII века (2 ч.)

 Вн/ч Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Учащиеся должны знать особенности содержания произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

 

Русская литература XIX века (15 ч.)

Вн/ч Жанр басни в мировой литературе.

И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

И.А. Крылов. «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.

Р/Р И.А. Крылов. Итоговый урок по теме «Басни». Понятие о басне.

В.А. Жуковский. Детство и начала творчества. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

А.С. Пушкин. Рассказ о детских годах жизни А.С. Пушкина. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. Понятие о лирическом послании.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Обучение выразительному чтению.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царевна-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.  

Р/Р Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. В чем превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

В чем общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?

Контрольная работа (тест) по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Вн/ч Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность.

Вн/ч Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина.

Уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Знать сюжетное своеобразие сказки В.А. Жуковского, гуманистический пафос произведения.

Уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Знать о лицейских и детских годах жизни Пушкина, поэтические средства художественной выразительности, содержание стихотворения.

Уметь понимать идею произведения.

Знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила».

Уметь определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.  

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Русская литературная сказка XIX века (24 ч.)

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке.  

«Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказки.

М.Ю. Лермонтов. Детство и начало литературной деятельности поэта, интерес к истории России. Стихотворение «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

«Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). Стихотворение «Два великана». Обучение выразительному чтению.

Вн/ч «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

Н.В. Гоголь. Детство, годы учения, начало литературной деятельности писателя. Повесть «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе.

Вн/ч «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»), «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.

 Н.А. Некрасов. Детство и начало литературной деятельности поэта. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из повести «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в ее жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки». Развитие представлений об эпитете. Обучение выразительному чтению. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.

И.С. Тургенев. Детство и начало литературной деятельности писателя. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и ее челяди.

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

«Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

Р/Р И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

А.А. Фет. Стихотворения. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л.Н. Толстой. Детство и начало литературной деятельности писателя. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.  

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.

Р/Р Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

А.П. Чехов. Детство и начало литературной деятельности. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.

Р/Р Рассказ а актерском исполнении. Составление плана (цитатного плана) рассказа. Подбор цитат по заданным темам: интерьер земской больницы, облик героев, их реплики (по группам). Исполнение сценки по рассказу «Хирургия», оценка игры «актеров». Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.

Вн/ч Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Знать этапы жизни М.Ю. Лермонтова; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь создавать устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в  соответствии с коммуникативной задачей.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Знать этапы жизни Н.В. Гоголя; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка.

Находить средства художественной выразительности.

Понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.  

Знать этапы жизни И.С. Тургенева; владеть понятием «сюжет».

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Знать особенности содержания произведения

Уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Знать основные нормы русского литературного языка, понимать роль портрета и пейзажа в рассказе.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение.  

Знать этапы жизни Л.Н. Толстого; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характера действующих лиц;

Понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Знать автора и  биографические сведения о нём.

Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) (3 ч.)

Ф.И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актерском исполнении.  

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности.

Понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение.

Знать основные нормы русского литературного языка.

 Уметь создавать устные и письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка. 

А.Н. Майков. «Ласточки». И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков. «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актерском исполнении.    

Р/Р Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Какой я вижу свою родину и русскую природу в поэзии XIX века?» (по одному – двум стихотворениям).

Литература XX века (23 ч.)

 И.А. Бунин. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине.

Вн/ч И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия рассказа.

В.Г. Короленко. Детство и начало литературной деятельности. «В дурном обществе»: судья и его дети. Изображение жизни и детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести.

Р/Р Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему?» Составьте план пересказа повести.

С.А. Есенин. Детство, юность, начало творческого пути. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актерском исполнении.

П.П. Бажов. Детство и начало литературной деятельности. Сказ «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова.

К.Г. Паустовский. Детство и начало литературной деятельности. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда.

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

Вн/ч «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актерском исполнении.

Вн/ч С.Я. Маршак. Детство и начало литературной деятельности. Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и другие (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл.

Сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актерском исполнении.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки.

Р/Р Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Падчерица и Королева?
  2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

А.П. Платонов. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира.

«Никита»: реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении.

В.П. Астафьев. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Р/Р Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского,

Астафьева (по одному произведению)?

  1. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1 – 2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?

Знать этапы жизни И.А. Бунина; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею.

Знать факты жизни  писателя; сюжет повести.

Уметь определять границы эпизода в произведении, назвать его тему.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, аргументированно   формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности.

Понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение.

Знать этапы жизни П.П. Бажова; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр произведения, его тему, основную мысль.

Знать этапы жизни К.Г. Паустовского; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь создавать устные   высказывания.

Знать этапы жизни С.Я. Маршака; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

 Знать содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. 

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания.

Знать биографию писателя; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения.

Знать своеобразие творчества Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.

Уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, тему, основную мысль.

Знать основные нормы русского литературного языка.

 Уметь создавать письменные высказывания.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) (2 ч.)

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Характеристика героев стихотворения.

К.М. Симонов. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка.

Находить средства художественной выразительности.

Понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение.

Русские поэты XX века о родине и родной природе (2 ч.)

 И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Д. Кедрин. «Алёнушка». А. Прокофьев. «Алёнушка». Н. Рубцов. «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка.

Находить средства художественной выразительности.

Понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму,  определять настроение.

Писатели улыбаются (3 ч.)

Саша Чёрный. Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Рассказ «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

Ю.Ч. Ким. Краткий рассказ о поэте (его биографии и его песнях). Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания.  

Знать биографию поэта; содержание прочитанного произведения.

Уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Зарубежная литература (18 ч.)

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Фрагменты романа в актерском исполнении.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. Астафьева).

Х.-К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке.  

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Вн/ч Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира. «Оле-лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2 – 3 сказки по выбору).

Р/Р Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?
  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? Какие поступки героев сказок       Андерсена можно назвать благородными?

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя.  

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»:  дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актерском исполнении.  

Р/Р Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос:

  1. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

  1. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
  2. Какими изобразил скульптор Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.

Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Повторительно-обобщающий урок. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Знать биографию и творчество Дефо, современное значение слов «робинзон» и «робинзонада».

Уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, пересказывать эпизоды произведения.  

Знать этапы жизни Х.-К. Андерсена; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Знать основные нормы русского литературного языка.

 Уметь создавать письменные высказывания.

Знать, уметь и владеть навыками анализа художественного  произведения.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка.

Находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания.

Знать биографию писателя; содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений.

Владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение.

Объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

   

    Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (урок-игра, урок-путешествие, защита проектов и т.д.), обобщающих уроков.
  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Календарно-тематическое планирование

105 часов (3 часа в неделю)

(по программе В.Я. Коровиной «Литература» 5 класс)

Контрольных работ – 4

урока

Тема

Дата планируемая

Дата фактическая

I четверть (27 часов)

Введение (1 ч.)

1.

Введение. Книга в жизни человека.

Устное народное творчество (10 ч.)

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

3.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

5.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

6.

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.  

7.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки.  

8.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Их моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа.

9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

11.

Р/Р Итоговый урок по теме «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Древнерусская литература (2 ч.)

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

13.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.

Русская литература XVIII века (2 ч.)

14.

Вн/ч Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

15.

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Русская литература XIX века (15 ч.)

16.

Вн/ч Жанр басни в мировой литературе.

17.

И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

18.

И.А. Крылов. «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.

19.

Р/Р И.А. Крылов. Итоговый урок по теме «Басни». Понятие о басне.

20.

В.А. Жуковский. Детство и начала творчества. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

21.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

22.

А.С. Пушкин. Рассказ о детских годах жизни А.С. Пушкина. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. Понятие о лирическом послании.

23.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Обучение выразительному чтению.

24.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки.

25.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царевна-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри.

26.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.  

27.

Р/Р Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. В чем превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  3. В чем общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?

II четверть (21 час)

28.

Контрольная работа (тест) по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

29.

Вн/ч Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность.

30.

Вн/ч Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина.

Русская литературная сказка XIX века (24 ч.)

31.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке.  

32.

«Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказки.

33.

М.Ю. Лермонтов. Детство и начало литературной деятельности поэта, интерес к истории России. Стихотворение «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

34.

«Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). Стихотворение «Два великана». Обучение выразительному чтению.

35.

Вн/ч «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

36.

Н.В. Гоголь. Детство, годы учения, начало литературной деятельности писателя. Повесть «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.

37.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе.

38.

Вн/ч «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»), «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.  

39.

Н.А. Некрасов. Детство и начало литературной деятельности поэта. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из повести «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в ее жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки». Развитие представлений об эпитете. Обучение выразительному чтению.

40.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых.

41.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.

42.

И.С. Тургенев. Детство и начало литературной деятельности писателя. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и ее челяди.

43.

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

44.

«Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

45.

Р/Р И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

46.

А.А. Фет. Стихотворения. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

47.

Л.Н. Толстой. Детство и начало литературной деятельности писателя. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.  

48.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.

III четверть (30 часов)

49.

Р/Р Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
  3. Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

50.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

51.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

52.

А.П. Чехов. Детство и начало литературной деятельности. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.

53.

Р/Р Рассказ а актерском исполнении. Составление плана (цитатного плана) рассказа. Подбор цитат по заданным темам: интерьер земской больницы, облик героев, их реплики (по группам). Исполнение сценки по рассказу «Хирургия», оценка игры «актеров». Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.

54.

Вн/ч Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) (3 ч.)

55.

Ф.И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актерском исполнении.  

56.

А.Н. Майков. «Ласточки». И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков. «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актерском исполнении.    

57.

Р/Р Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Какой я вижу свою родину и русскую природу в поэзии XIX века?» (по одному – двум стихотворениям).

Литература XX века (23 ч.)

58.

И.А. Бунин. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине.

59.

Вн/ч И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия рассказа.

60.

В.Г. Короленко. Детство и начало литературной деятельности. «В дурном обществе»: судья и его дети. Изображение жизни и детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей.

61.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев.

62.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести.

63.

Р/Р Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему?» Составьте план пересказа повести.

64.

С.А. Есенин. Детство, юность, начало творческого пути. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актерском исполнении.

65.

П.П. Бажов. Детство и начало литературной деятельности. Сказ «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы.

66.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова.

67.

К.Г. Паустовский. Детство и начало литературной деятельности. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда.

68.

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

69.

Вн/ч «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актерском исполнении.

70.

Вн/ч С.Я. Маршак. Детство и начало литературной деятельности. Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и другие (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл.

71.

Вн/ч С.Я. Маршак. Детство и начало литературной деятельности. Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и другие (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл.

72.

Сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актерском исполнении.

73.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки.

74.

Р/Р Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Падчерица и Королева?
  2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

75.

А.П. Платонов. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира.

76.

«Никита»: реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении.

77.

В.П. Астафьев. Детство и начало литературной деятельности. Рассказ «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.  

78.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

IV четверть (27 часов)

79.

Р/Р Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского,

Астафьева (по одному произведению)?

  1. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1 – 2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?

80.

Р/Р Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)?
  2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1 – 2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) (2 ч.)

81.

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Характеристика героев стихотворения.

82.

К.М. Симонов. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Русские поэты XX века о родине и родной природе (2 ч.)

83.

И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

84.

Д. Кедрин. «Алёнушка». А. Прокофьев. «Алёнушка». Н. Рубцов. «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (3 ч.)

85.

Саша Чёрный. Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Рассказ «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе.

86.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

87.

Ю.Ч. Ким. Краткий рассказ о поэте (его биографии и его песнях). Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания.  

Зарубежная литература (18 ч.)

88.

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

89.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Фрагменты романа в актерском исполнении.

90.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману.

91.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. Астафьева).

92.

Х.-К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

93.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке.  

94.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

95.

Вн/ч Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира. «Оле-лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2 – 3 сказки по выбору).

96.

Вн/ч Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира. «Оле-лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2 – 3 сказки по выбору).

97.

Р/Р Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?
  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?

98.

Р/Р Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?
  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?

99.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя.  

100.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»:  дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актерском исполнении.  

101.

Р/Р Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос:

  1. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

  1. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
  2. Какими изобразил скульптор Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?

102.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу.

103.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.

104.

Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся.

105.

Повторительно-обобщающий урок. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

Итого: 105 ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...