М. Лермонтов. Кругом родные все места
классный час по литературе по теме
Предварительный просмотр:
«Кругом родные всё места…»
(Урок-экскурсия по родовому имению М.Ю. Лермонтова Тарханы)
Цель урока: познакомить учащихся с родовым имением М.Ю. Лермонтова - Тарханы, углубить их знания по биографии автора, совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений, воспитывать любовь к родине и близким людям.
Оборудование: выставка книг о Лермонтове, сборники его стихотворений, ноты песен и романсов на произведения поэта, репродукции картин М.Ю. Лермонтова; интерактивное оборудование, презентация к уроку.
Ход урока
- Объявление темы и цели урока.
- Работа над темой урока.
(Слайд № 1. Тема урока. Звучит музыка «Русское поле»)
- Слово учителя.
Наш век пройдёт,
Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
Мы начали сегодняшний урок словами Тихонова потому, что говорим о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, чьё имя и творчество навсегда останутся великими. А именно совершим с вами виртуальную экскурсию в родовое поместье поэта – Тарханы, ставшее колыбелью его творчества.
Здесь, в имении Е. А. Арсеньевой, бабушки М. Ю. Лермонтова, прошли детские и отроческие годы поэта (1815—1827), сюда он приезжал летом 1828 года, зимой 1835—1836. Здесь были написаны поэмы «Черкесы», «Тамбовская казначейша», стихотворение «Умирающий гладиатор», драма «Два брата». Тарханские впечатления легли в основу драм «Люди и страсти», «Странный человек», романа «Вадим», поэм «Сашка» и «Песня про царя Ивана Васильевича...», стихотворений «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина» и др., некоторые из них мы сегодня с вами услышим.
В тарханской часовне покоится прах поэта.
Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
(Слайд № 2. Портрет поэта. Усадьба в Тарханах.)
2. Чтение учащимся стихотворения «Родина».
(Звучит музыка «Грусть и вдохновение»)
3. Слова ведущего № 1. На северо-западе Пензенской области среди необозримых полей, лесов и перелесков, тенистых рощ и извилистых речушек раскинулось старинное село Тарханы, ныне – Лермонтово. В 1794 году село приобрела Елизавета Алексеевна Арсеньева – дочь богатого пензенского помещика. Она энергично взялась за устройство усадьбы: были разбиты парк и сады, построены большой барский дом, службы и хозяйственные помещения, украсили усадьбу Верхний и Средний пруды…
(Слайд № 3. Портрет бабушки).
(Слайд № 4-7. Виды усадьбы: въезд в усадьбу, Средний пруд, Сосновая аллея, ветка рябины.)
(Слайд № 8. Портреты отца и матери Леромонтова).
4. Слова ведущего № 2. Единственная дочь Арсеньевых Мария Михайловна, вопреки воле матери, вышла замуж за мелкопоместного дворянина, капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова. В октябре 1814 года в Москве в семье Лермонтовых родился сын Михаил. Весной 1815 года вместе с пятимесячным ребёнком Лермонтовы возвратились в Тарханы.
(Слайд № 9. Портрет маленького Лермонтова).
( Звучит музыка «Адажио»).
5. Слова ведущего № 3. Деспотизм Арсеньевой, постоянные семейные распри сделали жизнь молодой семьи невыносимой. Измученная домашними неурядицами Мария Михайловна вскоре заболела чахоткой и умерла, когда её сыну не исполнилось и ещё и трёх лет. Смерть дочери глубоко потрясла Арсеньеву. Она не хотела жить в доме, где произошла трагедия, - одноэтажный особняк был снесён, а на его месте Арсеньева построила церковь Марии Египетской. Неподалёку от неё был возведён большой деревянный дом с мезонином, террасой и балконами.
(Слайд № 10. Церковь Марии Египетской. )
6. Чтение учащимся стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю…»
7. Слово учителя.
По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния), старые иконы.
( Слайд № 11. Вид церкви внутри).
(Слайд № 12. Рояль с платком матери на нем.)
8. Чтение отрывка из поэмы «Сашка»
(Звучит музыка «Адажи»).
9. Слова ведущего № 4. Со смертью дочери вражда между Арсеньевой и зятем ещё больше обострилась. Она решила оставить внука у себя, при этом пригрозила Юрию Петровичу, в случае, если он возьмёт Мишу в своё имение, полностью лишить внука наследства. Юрий Петрович вынужден был навсегда покинуть Тарханы и поселиться в своём маленьком имении в Тульской губернии. Мальчик глубоко переживал семейную драму и разлуку с отцом.
10. Чтение учащимся стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…»
(Слайд № 13. Портрет Лермонтова. 6-7 лет)
11. Слова ведущего № 1. В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти … производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны.
12. Прослушивание романса «Ангел» в исполнении Олега Погудина.
(Звучит музыка «Грусть и вдохновение»).
13. Слова ведущего № 2. В Тарханах прошли детство и отрочество Лермонтова. Тарханский период сыграл огромную роль в формировании мировоззрения будущего поэта. Рано пробудилась у Лермонтова любовь к природе. Своеобразная её красота навсегда запечатлелась в душе ребёнка, развила в нём чувство прекрасного.
(Слайд № 14 – 18. Картины природы в усадьбе: сирень, гиацинты, тёмная аллея, беседка, дуб)
14. Чтение учащимся стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».
15. Слово учителя.
В западной части усадьбы сразу же за домом начинался "роскошный сад, расположенный на полугоре". Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка.
16. Чтение учащимся отрывка из романа «Вадим».
17. Слово учителя.
В глубь сада шли тенистые аллеи, одна из них, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название "темной". Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена).
18. Чтение учащимся стихотворения «Цевница».
19. Слова учителя.
От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году.
20. Чтение учащимся стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…»
(Звучит мелодия «Грусть и вдохновение»)
21. Слова ведущего № 3. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом.
(Слайд № 19. Рабочее место Лермонтова в Тарханах).
22. Чтение учащимся стихотворения «Н.Ф. И…вой».
23. Слово учителя.
Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений
Лермонтова, написанных в Тарханах. Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре – портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.
24. Слова ведущего № 4. С младенческих лет мальчика окружали дворовые люди. К ним он относился с большим сочувствием и уважением, любил слушать их песни.
25. Прослушивание романса «Казачья колыбельная» в исполнении О.Погудина.
(Слайд № 20- 21. Хозяйственные помещения усадьбы: дом ключника и людская изба).
26. Чтение учащимся стихотворения «Русская мелодия».
27. Слова учителя.
“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
28. Чтение учащимся стихотворения «Воля».
29. Слово учителя.
По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.
30. Слова ведущего № 1. Постоянное общение с простым народом помогло Лермонтову понять мысли, стремления и уклад жизни русского крестьянства. Каждый день перед глазами впечатлительного мальчика проходили трагические картины крепостной России. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный поэт пишет:
31. Чтение учащимся стихотворения «Жалобы турка».
(Слайд № 22. Рисунки Лермонтова – из народной жизни).
(Слайд № 23. Классная комната Лермонтова).
(Звучит мелодия «Грусть и вдохновение»)
32. Слова ведущего № 2. В Тарханах Михаил Юрьевич Лермонтов много читал, изучал историю, русскую словесность, иностранные языки. В 1827 году он окончил домашнее образование, в 1828 – поступил в Благородный пансион, а затем сдал экзамены в Московский университет. Во время летних каникул 1828 года Лермонтов жил у бабушки в Тарханах, тогда и была написана им первая поэма «Черкесы». Всё, что видел, чувствовал и пережил Михаил Юрьевич Лермонтов в период своей жизни в Тарханах, глубоко запало в его сознание.
(Слайд № 24. Любимая поза Лермонтова).
33. Чтение учащимся отрывка из поэмы «Черкесы».
(Слайд № 25. Зала)
34. Слово учителя.
Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий
Петрович. Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом.
(Слайд № 26. Голубая гостиная)
35. Слово учителя.
Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.
36. Слова ведущего № 3. В Тарханах жили бывшие солдаты – участники Отечественной войны 1812 года. К ним будущий поэт питал особую симпатию, он любил слушать их рассказы о Бородинской битве, о героизме русского народа. Отец поэта, родные братья бабушки Елизаветы Алексеевны также были участниками войны 1812 года. Впечатления, вынесенные из далекого детства, нашли свое отражение в стихотворении «Бородино».
37. Чтение учащимся стихотворения «Бородино».
(Слайд № 27. Деревня Лермонтово)
38. Исполнение учащимися вальса под музыку из драмы «Маскарад».
39. Чтение учащимся стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»
40. Слова ведущего № 4. Тарханы поэт считал колыбелью своего творчества. Здесь пробудился у него талант к «священной музе», здесь ещё в детском возрасте он рифмовал слова, пробовал «складывать» первые строфы. Поэзия Лермонтова не просто поэтична, она и мелодична, к его стихотворениям обращались композиторы и превращали их в удивительные по красоте романсы.
( Слайд № 28. Ноты).
41. Прослушивание романса «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Олега Погудина.
42. Чтение учащимся стихотворения «Одиночество».
(Звучит мелодия «Аве Марие»).
43. Слова ведущего № 1. По приказу Николая Первого его дважды ссылали на Кавказ под пули горцев. Но поэт погиб в результате интриг царских сатрапов на дуэли 15 июля 1841 года. Весной 1842 года бабушка перевезла гроб с телом внука из Пятигорска в Тарханы, в семейный склеп Арсеньевых.
(Слайд № 29. Могила М.Ю. Лермонтова).
(Слайд № 30. Часовня).
44. Слово учителя.
Небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она была воздвигнута Е. А. Арсеньевой в 1842 году, здесь похоронены муж Арсеньевой и её дочь. Рядом с ними обрёл вечный покой и М.Ю. Лермонтов. У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...» .
45. Чтение учащимся стихотворения «1830. Майя. 16 число».
(Слайд № 31. Памятник Лермонтову).
(Звучит мелодия «Аве Марие»).
46. Слова ведущего № 2. В Государственном Лермонтовском музее-заповеднике сохранилась атмосфера той далёкой эпохи, в которой жил поэт. Занимая большую территорию – свыше девяноста гектаров, заповедник объединил несколько мемориально-музейных комплексов. Прежде всего это усадьба с парком, садами, прудами, домом ключника…Но главной достопримечательностью заповедника является дом, где Михаил Юрьевич прожил половину своей жизни.
(Слайд № 32-34. Виды усадьбы).
47. Слова ведущего № 3. Как и много лет назад, при жизни Лермонтова, шумят в парке Тархан старые липы и вязы, белым облаком покрываются по весне яблони, шелестит по осени золото опавшей листвы.
(Слайд № 35. Портреты Лермонтова)
48. Слово учителя: Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, скромного, властного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
49. Прослушивание романса на стихотворение Лермонтова «Молитва».
- Итоги урока.
1. Вопросы учащимся.
- Как вы думаете, почему мы тему «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова» организовали в урок-экскурсию по родовому имению автора?
- Какая черта характера у М.Ю. Лермонтова, по вашему мнению, главная?
- Составление учащимися синквейна к слову «РОДИНА».
- Чтение учащимися синквейнов.
- Домашнее задание.
Подготовить материал, связанный с пребыванием М.Ю. Лермонтова на Кавказе;
стихотворение «Кавказ» выучить наизусть.
Список использованной литературы
4. Андроников И. «Рассказы литературоведа». – М., 1969. – 158 с.
5. Бархатов А. «Кругом родные все места». – М., 1981. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова) (раздел Русская литература п.п.ХIХ века)
Занимательная форма урока, самостоятельная подготовка учебного материала учащимися позволяют провести занятие интересно....
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Геометрическое место точек. Окружность и круг
Сформировать представление учащихся о геометрическом месте точек, изучить свойство серединного перпендикуляра, свойство биссектрисы угла, дать понятие окружности, круга и их элементов.Формировать отве...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Геометрическое место точек. Окружность и круг"
Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме: "Геометрическое место точек. Окружность и круг"...
Конспект занятия по теме: «Движение по кругу с остановкой в заданном месте и последующим троганием»
Конспект написан для рабочей программы: "Основы вождения"...
Геометрическое место точек. Окружность, круг.
Самостоятельная работа №1 по теме "Геометрическое место точек. Окружность. Круг" для закрепления изученного материала....