«История одной болезни или крушение философии эгоизма и расчета»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Привезенцева Елена Николаевна

Урок по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И.Беленького. Урок на чинается с постановки проблемного вопроса, который отсылает девятиклассников к содержанию повести. В чем причина безумия Германна? Почему онразочаровывается в жизни и попадает в сумасшедший дом? Какое отражение инашла пушкинская эпоха на страницах повести?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pikovaya_dama.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

Слайд 2

«История одной болезни или крушение философии эгоизма и расчета» Урок по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

Слайд 3

«Наполеон – это символ эры индивидуализма, с ее аморализмом, самоутверждением, это – гений века, рождающего безумие Германна .

Слайд 4

Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: « Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама …».

Слайд 5

Почему герой в конце концов оказался в больнице для душевнобольных? Что означает эта странная фраза: «3,7,туз,3,7,дама»? В каком окружении жил герой? С какими людьми встречался, кто был ему близок? И почему Пушкин обратился именно к теме карточной игры? Это дань моде или …? Сегодня мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы, исследуем историю болезни Германа, может быть, найдем истинные причины, приведшие героя к такому печальному итогу. Рок это? Или закономерность?

Слайд 6

Обратимся к истории, посмотрим, что послужило причиной изображения карточной игры во многих произведениях 30-х годов 19 века, ведь Пушкин не был одинок в показе этой темы: «Что ни толкуй Вольтер или Декарт, Мир для меня- колода карт. Жизнь – банк; рок мечет, я играю И правила игры я к людям применяю». (признание шулера Казарина из драмы «Маскарад» М.Ю.Лермонтова).

Слайд 7

Почему Пушкин обратился именно к теме карточной игры? Это дань моде или …? В 1830 годы карты и мистика – вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное – поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, жандармский режим, искоренение свободной мысли, постоянные гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни: в этом карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести. Этот мир карточных страстей подчинял человека

Слайд 8

Вывод: Карточная игра составила суть жизни русского дворянства в 30-е годы.

Слайд 9

А как представлено это дворянство в «Пиковой даме»? Какие люди окружали Германна , с кем мы встречаемся на страницах повести? Но «Пиковая дама» построена на символах, ибо поэтика повести основана на символичности. И правильнее будет говорить об образах-символах, символах-ситуациях, символах-обобщениях…

Слайд 10

Что за люди представляли в то время русское дворянство? Каким было отношение А.С.Пушкина к ним? У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями.

Слайд 11

Вывод: А.С.Пушкин прощается с иллюзиями о родовом дворянстве, как оплоте государства. После 25 года дворянство озабочено лишь своими корыстными интересами.

Слайд 12

Мы встречаемся с Томскими на страницах повести. Что они представляют собой? Какой символический смысл вкладывает А.С.Пушкин в рассказ об этой семье?

Слайд 13

Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». Один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука - карточная игра. Вывод: История Томских – это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.

Слайд 14

Пушкин упоминает о Париже, куда 20-летняя графиня ездила со своим мужем. Случаен ли здесь образ Парижа? Каков он, Париж?

Слайд 15

Русские аристократы рисуются на фоне событий предреволюционной Франции.Мы видим Париж конца 18 века, слышим имена Ришелье, Сен-Жермена, герцога Орлеанского, Казановы. Эти имена символичны. Символична атмосфера жизни парижской аристократии, беззаботность и легкомыслие, разврат и безумная трата денег на удовольствия, карточные игры, интерес к мистическому, фантастическому. Опыт истории подсказывает нам закономерность гибели этого мира, этой аристократии, утратившей связи с народом, нацией.

Слайд 16

ГРАФ СЕН_ЖЕРМЕН Арман Жан дю Плесси , кардинал, герцог де Ришелье ДЖАКОМО КАЗАНОВА

Слайд 17

Вывод: Веселый блистательный мир Парижа исчез, его смела революция. Не эта ли судьба и ожидает русское дворянство? Есть ли сходство в образе Парижа и Петербурга? Беззаботность, легкомыслие, страсть к картам объединяет Париж и Петербург.

Слайд 18

Зачем нужно А.С.Пушкину производить параллель между Парижем и Петербургом?

Слайд 19

Может быть, А.С.Пушкин чувствовал, что Петербург ожидает такая же участь Парижа. Это было как бы предупреждением дворянству. Мы видим два разных Петербурга. Первый - блистательный, сияющий мир балов и ночных карточных игр. Это Петербург графини, ее сыновей, внука.

Слайд 20

А какой же Петербург для Германна ? « В 10 часов вечера он стоял уж перед домом графини. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». Образ-символ Петербурга как столицы показан А.С.Пушкиным бесчеловечным. Это город, враждебный к человеку, исполненный безумия и нелепости, лжи и фальши – ночные карточные игры, призрачность жизни, вера в чудесное.

Слайд 21

Вывод: Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку.

Слайд 22

Посмотрим на людей, пребывающих в блистательном, но призрачном мире. Это, во-первых, графиня Томская. Мы помним ее 20-летней красавицей, покорившей Париж. Какая она сейчас, когда ей 87 лет?

Слайд 23

Графиня предстает перед нами как живая личность, со своим характером и своей речью. В чем это выражается? Какие можно привести художественные детали, которые характеризуют графиню. Вывод: Старый мир в образе графини уходит в прошлое. Графиня прожила пустую, бесцельную жизнь. Поэтому ее настоящее - уродливо.

Слайд 24

Германн – основной образ-символ повести. Каков он, главный герой? За что он осужден Пушкиным на безумие?

Слайд 25

Вспомним особенности характера Германна , поведение. Три верные карты – расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности – немец, по профессии- инженер, душа – Мефистофель, профиль – Наполеон. Три злодейства, страсти- сильные, воображение- огненное .

Слайд 26

- Почему он не садился за карточный стол? - Какие три злодейства имел в виду Пушкин? -Кто является жертвами 3-х злодейств? -Когда он предстал перед нами человеком с профилем Наполеона, с душой Мефистофеля? -Случаен ли его проигрыш? Почему он «обдернулся»? - Закономерен ли его печальный итог? - Случайно ли сумасшествие Германна ?

Слайд 27

Вывод: Идеалы Германна , его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство. Мир, развративший Германна , убивший в нем личность, так же безумен.

Слайд 28

Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки. «Наполеон- это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна ».

Слайд 29

Домашнее задание Минуты творчества, раздумий, подведения итогов. Мини-сочинения – Что наша жизнь? Игра? Игры, в которые не играют. Кто Германн : виновник или жертва?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История одного шедевра" по МХК

Презентация по произведению Рафаэля "Сикстинская Мадонна"....

История одного преступления

Презентация содержит материал к уроку "История одного преступления"...

Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"

В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....

Прогулка тов. Жданова (история одной кинонаходки).

В фильме рассказывается история трагической...

Современная образовательная технология. Экскурсия в историю одного музыкального инструмента

Орган - король музыкальных инструментов. Предшественник органа - флейта Пана. Богатые  и знатные люди имели домашние органы, выполненные на заказ. В Америке в Атлантик-Сити находится самый большо...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....