Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений "Дума" и "Родина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_bezvremenya_v_lirike_lermontova.pptx | 858.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина»
Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски? А.И.Герцен “Былое и думы” А.И.Герцен
Выхожу один я на дорогу…
«Что же мне так больно и так трудно?» Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.
Характеристика 30-х годов XIX века
Анализ стихотворения Каково эмоциональное пространство стихотворения? Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. Каково художественное пространство стихотворения? Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта?
Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное. Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.
Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со- ? Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение?
Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье. О чем говорят эти поэтические концовки? Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. Каковы особенности лермонтовской лирики? Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? .)
Вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание. Подберите более жесткий синоним к этому слову. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. К какому жанру тяготеет это стихотворение Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде?
Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев : “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.
Мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”. Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?
Тема России в творчестве Лермонтова Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. - Что это за год? (год смерти поэта) - Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение
Стихотворение «Родина»
Анализ стихотворения. Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.
Работа в группах. 1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа - определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности. 4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.
Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь. - Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? - Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? - Какова композиция?) - Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? - Как вы думаете, почему меняется размер?
Какая самая короткая строчка? Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. Какая рифма? Почему рифма меняется? Какие художественные средства использует поэт? Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим , -что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность?
Сопоставить стихотворения “Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием? Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.
Выводы Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Так же, как и в стихотворении «Дума», поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны
Домашнее задание Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Письменный анализ одного из стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))
Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова
Урок литературы в 9 классе...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)
Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу...
Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"
"Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...