Презентация романа Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах».
методическая разработка по литературе (9, 10 класс) на тему

Роман «Божья матерь в кровавых снегах» вышел в 2002 г. Это страшное и безжалостное в своей правдивости повествование посвящено восстанию коренных народов Обского Севера в 1933-34 годах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_romana_e._aypina.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Презентация романа Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах».

Для обучающихся  9-10 классов

Задача: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством хантыйского писателя  Еремея Айпина

Цель:

  1. Способствовать развитию интереса к культуре коренных народов Севера, истории родного края
  2. Воспитывать любовь и уважение к обрядам и традициям народов ханты

Форма проведения: слайд-шоу

Оформление зала:

1. Книжная выставка «Певец земли Югорской»

2. Рекомендательный список литературы «Я эту землю знаю с детства»

Цитата: «…все, что делаешь, надо делать с сознанием – никто этого не сделает лучше тебя».

Музыкальное оформление: хантыйские напевы

Учащиеся 9 класса                                

Ход мероприятия

На слайде проецируется портрет Е. Айпина.

Рассказ о жизни и творчестве писателя

Еремей Данилович Айпин родился 27 июня 1948 года в пос. Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района Ханты-Мансийского автономного округа, в семье потомственного охотника-ханты. В 1967 году, после окончания восьмилетней школы, работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, охотничал, рыбачил на таежных речках. В 1971 году окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище, в 1976 году — Литературный институт имени А. М. Горького. Служил в рядах Советской Армии. С 1976 по 1978 год работал корреспондентом Ханты-Мансийского окружного комитета по телевидению и радиовещанию. С 1978 года Е. Айпин — редактор окружного научно-методического центра народного творчества в Ханты-Мансийске, много работает над фольклором ханты, часто ездит в этнографические экспедиции. Литературной деятельностью занимается с 1969 года. В 1979 году в Свердловске издается первый сборник повестей «В ожидании первого снега». В 1981 году выходит новая книга «В тени старого кедра» на русском и хантыйском языках. Е. Айпин принадлежит ко второму поколению северных писателей. В своем творчестве он поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и все народы нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре народа хант.. Член Союза писателей с 1981 года. С 2001 г. Айпина избирают в Думу ХМАО.

Говорят, что каждый человек, приходя в этот мир, имеет Божье предначертание. Сохранение и пропаганда истории и культуры своего народа через литературное творчество, защита прав и свобод коренного населения Российского Севера через политическую и общественную деятельность – таково предназначение Еремея Даниловича Айпина. По этой стезе он идет многие годы. Его жизнь и творческая судьба полна особых символов, примет, событий. Вместе взятые они помогают этому человеку следовать тропами Детей Утренней Зари (как некогда звали себя ханты), взывая к духам предков своего маленького, но очень стойкого и жизнелюбивого народа. Народа, готового принять каждого, кто приходит к нему с добром и миром. Народа, готового помочь тому, кто попал в беду. Но в то же время готового отстаивать свою свободу, независимость, свое право жить по обычаям предков и поклоняться своим богам.

Роман «Божья матерь в кровавых снегах» вышел в 2002 г. Это страшное и безжалостное в своей правдивости повествование посвящено восстанию коренных народов Обского Севера в 1933-34 годах. Оно получило название Казымская война.  Это малоизвестное трагическое событие – подавление Казымского восстания, произошло через 17 лет после установления Советской власти, когда остяки восстали против красного ига большевиков. Роман можно назвать и притчей, и раздумьями о жестокой участи остяцкого и русского народов в минувшем веке. В основу сюжета автором положена история остяцкой женщины, чью семью погубила война. И ее можно рассматривать как пронзительный рассказ не только о трагедии отдельно взятого человека, одной семьи, а целой страны, имя которой – Россия.

Причины восстания: меры властей по разрушению традиционного уклада жизни северян и насильственному внедрению новых отношений вызвали недовольство коренного населения. Особенно возмущались они, когда под предлогом борьбы с суевериями были репрессированы 150 шаманов, ликвидированы туземные советы. Принимались жестокие меры против всех заподозренных в антисоветской пропаганде. Особое недовольство местного населения вызвало введение в Приказымье всеобщего начального обучения для детей, которых в принудительном порядке направляли в школу, отрывая от родных, что вело к разрушению привычного уклада жизни. Все это не могло не вызвать сопротивления со стороны коренных жителей.  Самым крупным выступлением местного населения стало Казымское восстание, о котором и рассказал в своем романе Е.Айпин «Божья матерь в кровавых снегах».

 Остяки терпели Советскую власть ровно 17 лет. Потом когда совсем отчаялись, подняли восстание. Чашу терпения переполнила последняя капля: красные осквернили святая святых – остров посреди Божьего озера, что в верховьях реки Казым, куда до этого не ступала нога чужеземца. И тогда остяки восстали, чтобы освободить свои земли от красных и жить по своим вековечным традициям и обычаям, со своими небесными и земными богами и богинями. Там, где прошли войска красных, белые снега Севера стали красными. Перед нами предстает борьба двух сил – добра и зла, Бога и Сатаны. Красные или как называет их писатель «красная нелюдь», - это символ зла, разрушения. Революционный скачок всегда отличается от постепенного эволюционного изменения тем, что по своему резкому воздействию на привычный уклад общества, сознание является губительным. Красные карательные отряды с особой жестокостью расправлялись с каждым восставшим селением, с каждым восставшим остяком, чтобы в зародыше подавить и уничтожить все очаги сопротивления. Зачитывается отрывок уничтожения обитателей остяцкого чума – «кровавого пира красных» - с. 165-171. Только вот с Сеней Малым на Водорозделе не могли расправиться. Не хотел он покидать священную землю. Он был шаманом, духовным вождем народа и неуловим народным мстителем. За ним охотились, но пуля его не брала. И имя его стало обрастать легендами.

В центре романа – образ Матери, Матери Детей, защитнице своей земли, своего очага. На этой войне у остяков существовал свой порядок вступления в бой: сначала воюют мужчины, а когда погибают, вступают женщины, последними дети, те из них, кто может держать оружие в руках. Зачитывается отрывок, с. 8-9. Удивительно сплелись две веры – славянская и остяцкая. Считалось, что русская икона охраняет человека от нечистой силы только внутри дома или поблизости от него, а за пределами дома человек находится во власти языческих богов и богинь. Айпин возвеличивает женщину, Матерь детей, подчеркивает в ней могучую силу духа, непоколебимую веру в бога. Маленькая, хрупкая женщина противостоит злым силам, не сгибается, (отрывок сравнения матери с иконой, с. 10-11).

Нечеловеческие страдания выпадают на долю этой маленькой, хрупкой женщины. «Красные черным огнем пронеслись по становью и сожгли сердце женщины. И осталась Матерь Детей с сожженным сердцем. Чум стонал, плакал, ревел», отрывок -  обряд прощания с усопшими, с. 28-29, 42, 43, 46. Матерь Детей готова умереть вместо своих детей, но Бог забирает у нее её кровиночку, её дочь Анну. Сколько любви, горя страдания вложил писатель в плач Матери! Отрывок «Плач матери», с. 71. Никто не сможет предотвратить надвигающуюся катастрофу, ибо даже истекающая кровью Божья  Матерь оказалась бессильной перед красными. Вопрос учащимся: с каким произведением древнерусской литературы ассоциируется этот плач? Потеряв мужа, почти всех детей, Матерь не ожесточилась, не потеряла веру в людей, она должна выжить, чтобы спасти своего единственного сына, несмышленыша Савву. Поистине велика сила духа Матери! Ценой своей крови она спасла свою кровинушку, (отрывок, с. 214-217).

Откуда брались силы у этой маленькой, хрупкой женщины? Что помогало ей выжить, вынести невыносимые страдания и муки? А приходят ей на помощь силы природы – Солнце, Месяц, Звезды. Красной нитью в произведении проходит уважительное отношение человека к природе, животным, то есть используется прием олицетворения. Такое отношение объясняется языческой религией ханты, этикой тайги, (отрывок об отношении к природе – с. 219-220). Силы природы укрепляли её дух, её веру, спасли её и её ребенка.

Рядом с ребенком, как последовательное и бесконечное движение к свету, добру, миру звучит тема Вечности, тема Бога, тема благостного покоя в душе человека, живущего в ладу с Природой и с самим собой (иллюстрация Г. Райшева).                                                                                                                                                                                                                                                        

Список использованной литературы:

  1. Айпин Е. Д. Божья Матерь в кровавых снегах. – Екатеринбург: Пакрус, 2002. – 304 с.: ил.
  2. Айпин Еремей Данилович: жизнь и творчество// Писатели Югры: биобиглиогр. указатель. – Екатеринбург, 2004. – с. 45 - 69.
  3. Казымское восстание// Очерки истории Югры. – Екатеринбург, 2000. – с. 334 – 335.
  4. Кунык Т.Н. Черты народно-поэтической традиции в повести Е. Айпина «У гаснущего очага»// Образование: проблемы, поиск, решения. – Ханты-Мансийск, 2005. – с.93 – 96.
  5. Попова С. Удивительный мир Еремея Айпина// «Я вижу мир иным…». – Ханты-Мансийск, 2001. – с. 72 – 81.
  6. Шесталов Ю. Песня мансийской девушки// Шесталов Ю. Собрание сочинений в 3-х т. т. 1. –  Ханты-Мансийск, 1997. - с. 285.
  7. Шесталов Ю. Песня журавля// Шесталов Ю. Крик журавля. – Свердловск, 1990. – с. 25 – 26.
  8. Мансийскся мелодия// Люби и знай свой край родной: электронный атлас. – ОАО НПЦ «Мониторинг», 2004.
  9. Иллюстрации Г. Райшева.
  10. Народный хантыйский напев// Россия на рубеже третьего тысячелетия: электронный ресурс. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....

Презентация по французскому языку "Этот удивительный собор Парижской Божьей матери"

В презентации рассматриваются вехи строительсва и реконструкции собора....

Презентация ко Дню матери "Иконы Божей матери"

Презентация к празднику День Матери...

презентация "Чудотворные иконы Божией Матери"

Презентация "Чудотворные иконы Божией Матери" могут использоваться на занятиях по ОПК и ОРКСЭ....

Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагает...