Нравственные уроки баллады «Василий Шибанов» А.К. Толстого
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Агеева Вера Александровна

Цель урока:осознать и осмыслить идейное содержание баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_attestatsiya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки баллады «Василий Шибанов» А.К. Толстого

 8 класс

тип урока: урок изучения художественного произведения

Цель: осознать и осмыслить идейное содержание баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»

Задачи:

- обучать умению анализировать художественное произведение, систематизировать полученную информацию в виде концептуальной схемы;

- развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение), формировать культуру речи учащихся;

- воспитывать чуткость и восприимчивость к окружающему миру, осознание личной  ответственности за свои поступки.

Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!” И.Бунин.

1-й этап.  Ключевое слово в цитате «удивительный». Подберите синонимы к этому слову.

Необычный

Необычайный

Исключительный

Неожиданный

Поразительный        

Следовательно, мы будем сегодня говорить об исключительном, поразительном необычном человеке. Что же удивило вас в нём? 

 Давайте начнем наш разговор с портрета Алексея Константиновича Толстого, который создал известный русский художник Карл Павлович Брюллов.

 Чем он поражал современников?

С картины Карла Брюллова на нас глядит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминают молодого А.К.Толстого именно таким: “…Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу” (В.А.Инсаров)

Но “красная девица” перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу…

Внешний портрет получается двойственным – мы слишком привыкли отождествлять силу и грубость, и “деликатный богатырь” звучит почти оксюмороном.

Что вам показалось удивительным в биографии писателя?  (группа биографов)

  Зато в нравственном облике Алексея Константиновича мы не найдем такого противоречия – настолько единодушны все, знавшие этого удивительного человека.

2-й этап. Чтение высказываний о нравственном облике А.К. Толстого (готовила группа биографов, выбраны только самые интересные высказывания, по мнению ребят):

“Широкого он сердца человек! А то, что он был выдумщик и мечтатель, это совсем неплохо. Поэту надо тосковать по несбыточному. Без этого он не поэт”, – говорил С.Есенин.

“Подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечно присущего в человеке высокого нравственного идеала, как Толстого, я в жизни ни у кого не видел”, – говорил князь Мещерский.

И.С.Тургенев: “Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая”.

Или ещё читаем у Тургенева: “Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал”.

 Проблемный вопрос:  Какое главное качество писателя выделяют современники?

Конечно, впечатления современников – лишь взгляд со стороны.  

Толстой карьеристом не был, получая от судьбы и двора подарки, которых не просил и не желал, он тяготился службой: “Я живу не в своей среде, не делаю то, что хочу, во мне – полный разлад” “Я родился художником…”

И в 1861 году он получает долгожданную отставку, необходимость, которой пришлось доказывать императору: “Государь,… служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен приносить пользу своему отечеству, но есть разные способы приносить пользу, Путь, указанный мне для этого провидением,- моё литературное дарование”.

 3 этап. Анализ баллады

Давайте вспомним, что такое баллада? (слайд)

 Баллада лироэпический жанр - что в ней от эпоса (сюжет), а что от лирики (чувства)?

Какой исторический факт лежит в основе сюжета баллады «Василий Шибанов? (группа историков)

Давайте обратимся к герою, именем которого названа баллада.

Охарактеризуйте Шибанова.  Каким он перед нами предстает в начале произведения? ( преданность, верность)

Каким изображен  князь Курбский? (изменник, предатель, жестокий, гордость-гордыня)

 Какой эпизод, по вашему мнению, наиболее полно отражает характер Курбского?

Выразительное чтение эпизода «Курбский пишет письмо Ивану Грозному» (Игнатов А., Дегтярев В., Макеев И.)  Каково отношение автора к этому герою?

Третий герой произведения  царь Иван Грозный.

Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой?  Найдите слова и выражения, характеризующие этого героя. (мрачный, деспот, тиран )

Зачем Толстой вводит в текст описание царского окружения? Выделите ключевые слова в этом описании.  ( эпитеты)

Анализ эпизода «Шибанов передает письмо Ивану Грозному»

Как Толстой изображает ВШ?

Как царь относится к Шибанову?

Проектная деятельность: сравнительный анализ текста баллады и картин Б.Чорикова и В.Шварца, навеянных данным эпизодом. Выступление  группы искусствоведов.

Как характеризуют героя заключительные строки баллады?

Проектная деятельность: представление концептуальной схемы Выступление  группы литературоведов

 Проблемный вопрос: Какой нравственный урок дает нам А.К.Толстой своим произведением?

 4 этап. Заключительное слово учителя:  

В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстого привлек характер человека подневольного, который, даже сознавая предательство своего господина, не изменяет долгу. Писатель явно стремился преподать урок современникам, лишенным той цельности, а следовательно, прочного духовного стержня, и готовым к неоправданным компромиссам, легким изменам, как только на пути к высоким целям они встречают жизненные преграды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Конспект урока литературы в 7 классе А.К.Толстой. Исторические баллады "Василий Шибанов" и "Михайло Репнин".

Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения....

Рабочая программа учебного предмета «Проектно – исследовательская деятельность» для 10-11 классов по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» 1час в неделю в 10 (всего 35 часов)

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 класса по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» используются технологияисследовательского обучения и технология учебн...

Нравственные уроки баллады «Василий Шибанов» А.К. Толстого ( презентация к уроку)

Цель урока:осознать и осмыслить идейное содержание баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»...

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Баллада "Василий Шибанов" А.К. Толстого"

Князь Андрей Курбский сбегает от царского гнева вместе со своим стремянным (конюхом-слугой) Васькой Шибановым. Загнанный в бегах, падает измученный княжеский конь, но Василий уступ...

Тест по исторической балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов"

тест по исторической балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов...