Л. Н. Толстой "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 8 классе.
Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Цели:
Обущающая: познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющий определить идею и тему произведения;
Развивающая: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, подтверждать мысли текстом;
Воспитывающая: воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку.
Метод: поисковый, исследовательский, беседа.
Оформление доски: Портрет Л.Н. Толстого, иллюстрации, музыка, выставка книг.
Когда учащиеся заходят в кабинет звучит ПОЛОНЕЗ.
Слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Постараемся провести взаимосвязь литературы с музыкой.
Мы познакомимся и проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала», будем говорить о балах, о чувствах и о любви.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: запись темы.
Начнём с вступительной биографической справки писателя и истории создания рассказа т.е проверки домашнего задания.
( Л.Н. Толстой увлекается минувшим, историей, выступает против царской военщины и деспотизма. В основе сюжета лежит действительность, которое произошло с старшим братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым. Впервые рассказ был опубликован после смерти писателя).
История создания рассказа: (рассказывает учитель)
Рассказ написан в 1903 году в сороковых годах 19 века, о времени правления Николая I.
Первоначальное название было «Отец и дочь», «А вы говорите…», «Рассказ о бале и сквозь строй». Толстой возвращается к событиям семидесяти летней давности, что за это время ничего не изменилось, в армии царит произвол, жестокость, на каждом шагу нарушается справедливость и человечность.
Наводящие вопросы:
-Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого « После бала»?
-Понравился вам этот рассказ?
-Основная мысль рассказа?
-Основная идея рассказа?
Проверка текста:
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:
-От чьего лица ведётся повествование?
-Назовите героев рассказа?
-Дайте им характеристику.
-Найдите и зачитайте описание героев?
(Варя – стр. 328 – 329.
Отец – стр. 331, 332, 335.
Иван Васильевич – стр. 327, 333, 336).
-Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, пережить?
ЭТО ПОМОГЛО АВТОРУ ПЕРЕДАТЬ С ПОМОЩЬЮ художественных средств и КОНТРАСТА.
Работа в тетради:
Контраст - это противопоставление с фр.яз. Выразительный приём в литературе; резкая выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
- На сколько частей можно разделить текст? (две части)
-Какие это части? (Бал/после бала)
-Это контраст?
-Где ещё можно пронаблюдать контраст? (Человек/военный, Иван Васильевич как жил в любви/ после увиденного, рассказ/ рассказ в рассказе)
-Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
-Что такое бал?
(Бал – большой танцевальный вечер)
СЛОВО ученице о БАЛЕ, (сообщение)
Дополнение учителя:
Основным элементом бала как общественно – эстетического воздействия были танцы, которые служили организационным стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Бал начинался польским ПОЛОНЕЗОМ. Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока.
-Каков характер музыки полонеза? (торжественный, спокойный, неторопливый, величавый, танец – шествие).
СООБЩЕНИЕ ученице о танце полонез.
Слово учителя:
Второй танец – ВАЛЬС.
СООБЩЕНИЕ ученице о вальсе.
Послушать музыку вальса.
-По своему настроению, какой вальс? (напевный, плавный, лиричный.
Обратимся к тексту рассказа.
-Зачитайте описание бала?
Стр. 329, 330, 331, 332.
-КАКОЙ ТАНЕЦ ОПИСАН АВТОРОМ БОЛЕЕ ПОДРОБНО?
(Мазурка. Варенька танцует мазурку с отцом, мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала).
Слово церемониймейстера. (объявляет графа и княжну указывая фамилии, выходит пара и танцуют мазурку).
-Какое настроение у присутствующих в зале создаёт мелодия мазурки?
-Какие чувства вызывает? (Грациозность, спокойствие, импровизация)
-Какие художественные средства использует автор, изображая бал? (эпитеты)
-Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? (т.к. влюблён, впечатлителен, ничего не видит кроме объекта воздыхания).
Весна, бал, влюбленность, необъяснимое чувство, возникает любовь.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРС:
-Что такое любовь? (глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство)
Письменная работа в тетради.
Выпишите слова и выражения, которые наиболее ёмко передают это чувство Ивана Васильевича.
Стр. 328, 330, 332, 333, 337.
??? Объясните, на стр. 330 (учитель зачитывает).
-А сейчас современная любовь, какая? ( Пошлая, развратная, никаких норм приличия, этикета нет).
Описание бала занимает большую часть рассказа.
-А почему он назван «После бала»?
И во второй части краски темнеют, что – то большое, чёрное.
-Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (приём контраста)
Домашнее задание: стр. 334 – 337; Сочинение « Утро, изменившее жизнь…»
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
История бала.
Балы в России были существенным элементом светской жизни высшего дворянства. Бал был не просто зрелищем, а зрелище в зрелище.
В 1718 году по указу Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими баллами. Для бала большое значение имело: зал, заключительный фейерверк, сервировка стола - всё то, что создаёт праздничное настроение. На балу можно было познакомиться с высшим светом. Для юного поколения бал – это место, где можно полюбезничать, влюбляться, пользоваться молодостью и почитать старость.
Исследователи называют эпоху бала – «танцующей эпохой». Немец Иогель в 1800 году начинал давать уроки танца. Умение танцевать считалось ценным достоинством, и успеха в карьере.
Бал во дворце открывал церемониймейстер. В его руках был жезл – длинная трость чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты. Оркестр начинал играть полонез. В первой паре шёл император, под руку с женой.
Сейчас в наше время во Франции проходит Венский бал, организаторами которого являются дальние родственники Л.Н. Толстого.
Истории танца полонеза.
Полонез – рыцарский танец, в котором каждый жест кавалера подчёркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, сдержанное.
Этот танец родился в Польше. Цель полонеза – привлечь внимание к кавалеру, «выставить на показ его красоту, его воинственную и учтивую осанку.
Один из иностранцев, увидев полонез, предложил назвать его «ходячий разговор».
История танца вальса.
«…Она скользит по паркету, как плавает в небе облачко, гонимое лёгким ветерком, и в полонезе и в вальсе». Вальс был вторым бальным танцем. Не сразу завоевал популярность. Во Франции даже выпускали листовки, где называли его безнравственным, деревенским, народным. Движения вальса считались не пристойными, унижающими достоинство женщины. Но дворянство принимало новые правила поведения, новый стиль общения, и приняли этот танец. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала близости, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальс танцевали долго, его можно прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур.
История танца мазурки.
Родина мазурки Польша. Этот танец возник у мазуров. Мазурка появилась в Петербурге в 1810 году, перекочевав из Парижа. Именно там она превратилась из польского национального танца в бальный.
Движения и фигуры народного мазура контрастны и разнообразны. Движения более плавные. Ведущая роль в этом танце принадлежит кавалеру: он выбирает фигуры, движения, меняет темп. Дама должна легко лететь по залу, уметь схватывать движения и переходы, предлагаемые кавалером. По словам современников, «это был живой, молодецкий танец для кавалера и очаровательной грациозной дамы».
Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордился этим как завоёванный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного бала
Сценарий выпускного вечера в школе...
К "Осеннему балу"
В данном материале - стихотворение об осени, стихотворение об осеннем букете и четверостишие о поделке из природного материала "Жар-птица"...
Сценарий выпускного бала "ВЫПУСКНИК - 2011"
Сценарий выпускного вечера для девятиклассников в форме вручения премии "Оскар"...
Л.Н.Толстой "После бала"
Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...
Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"
Прием контраста в произведении...
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....