Рабочая программа по формированию УУД в процессе изучения литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_formirovaniyu_uud_v_protsesse_izucheniya_literatury.docx | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по формированию УУД в процессе изучения литературы
Учитель: Ильина Н.С.,
высшая квалификационная категория
Казань – 2016 г.
Пояснительная записка
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта[3].
Всё это обусловило необходимость разработки программы по формированию универсальных учебных действий в процессе изучения литературы на ступени основного общего образования.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность, преемственность от начального к основному общему образованию.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Общая характеристика литературы как школьного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры[2].
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
2.2. Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы учебной деятельности как условие формирования УУД
Учебное сотрудничество | Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия. |
Творческая, проектная, учебно – исследовательская деятельность | Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально-значимых инициатив и др. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. |
Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность | Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки. Условия развития действия оценки учебной деятельности: *постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности); *предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; *организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; *формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать); *формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; *организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии и признании индивидуальности каждого ребенка. |
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД
Урок: - проблемная ситуация; - диалог; - взаимообучения; - свободный урок; - урок разновозрастного сотрудничества и т.д. | Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач |
Учебное занятие | Место различных групповых и индивидуальных практик |
Консультативное занятие | Форма разрешения проблем школьника по его запросу к педагогу |
Творческая мастерская | Для организации навыков творческой коллективной деятельности |
Конференция, семинар | Форма подведения итогов творческой деятельности |
Занятие в малой академии | Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам |
Индивидуальное занятие | Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов |
Внеучебные формы | Место реализации личностных задач и интересов школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. |
Формирование УУД в курсе предмета «Литература»
УУД | Типы заданий | |
Личностные | Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной. | Задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста. В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? |
Регулятивные | На уроках происходит освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения). | Задания: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста. Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту. |
Познавательные | Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). | Этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения; этап 2 (работа с текстом во время чтения) – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения; этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий. |
Коммуникативные | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Задания: 1)слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов; 2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); 3) инсценирование и драматизация; 4)устное словесное рисование; 5)творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей; 6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному; 7) интервью с писателем; 8)письмо авторам учебника. |
Результаты УУД при изучении предмета «Литература»
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять
своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Список использованных документов и источников информации
- Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
- Корчагина М.В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
- Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35.
- Курс «Система работы образовательного учреждения по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО» АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» с. 22
- Модуль 2 «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» с. 11
- Учебно-методический комплект по русскому языку. Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина, С. И. Невская; Издательство «Экзамен»; Москва. 2008 год. с. 114-115.
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе»№3,1993 г, с. 50, 54.
Приложения
Примеры типовых задач по формированию личностных УУД
Задание 1, 2.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: Подготовка к написанию отзыва по повести-феерии А.Грина «Алые паруса».
Возраст: 6 класс
1. Сформулируйте основную мысль повести, согласны ли вы с автором, обоснуйте свою точку зрения.
Охарактеризуйте одного из главных героев. Какие черты характера героя вас особенно привлекают? Какими из них вы, по вашему мнению, обладаете? Хотели бы обладать?
Задание 3.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: "Чичиков: мертвая или живая душа?"
Возраст: 9 класс
На основе своих знаний об образах помещиков и чиновников города N. (Н. В. Гоголь, поэма "Мертвые души") учащиеся в группах выбирают только одну черту, наиболее полно характеризующую Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и чиновников. После обсуждения составляется общий для всех список черт, характеризующих душу как "мертвую". На следующем этапе работы в группах необходимо соотнести эти характеристики с Чичиковым, представить доказательства, проявляются ли они в его поведении, размышлениях, целях.
Затем предлагается самостоятельно сделать вывод и записать его в виде ответа на вопрос "Чичиков: мертвая или живая душа?". Задание способствует формированию у учащихся представлений о качествах человека и умения оценивать поступки людей.
Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД
Задание 1.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: повесть М. Горького «Детство», 7 класс
Предлагаю детям заполнить кластер «Свинцовые мерзости жизни» (тема в центре кластера). Дети должны перечислить события, описанные в повести и соответствующие теме кластера, и расположить их по кругу (порка детей, история с напёрстком, история со скатертью, донос на Алексея и др.)
Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД
Задание 1.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: любая, связанная с восприятием текстов художественного стиля.
Возраст: 5 - 9 класс
Используется художественный текст небольшого объема, незнакомый учащимся, учитель сам формулирует проблемный вопрос, на который нужно ответить после знакомства с текстом. Предлагается прочитать индивидуально, маркируя на полях понравившееся, непонятное, удивившее, затронувшее, то, о чем нужно узнать из других источников и т. д.
После индивидуального прочтения и маркировки учащиеся озвучивают свои наблюдения в форме вопросов, которые все (!) записываются на доске. Вопросы объединяются в группы, убираются повторяющиеся или включающие более узкие. Далее обсуждается совместно каждая группа вопросов, используются интернет, словари для прояснения незнакомых понятий, фактов, имен, реминисценций, учащиеся делятся наблюдениями, совместно ищут ответы на индивидуальные вопросы.
После такого "погружения" в текст ответ на проблемный вопрос, поставленный учителем или сформулированный учащимися, отличается глубиной и пониманием авторской позиции.
Задание 2.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: «Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души»
Возраст: 9 класс
Учащимся необходимо выяснить, с какой целью писатель изображает несколько помещичьих хозяйств и их владельцев. Возникает необходимость выявить подход, художественный прием, который используется в "помещичьих главах". Поэтому девятиклассники получают задание: выявить общие элементы в композиции глав о посещении Чичиковым помещиков.
При организации такой работы в классе можно использовать обсуждение в группах, причем каждая группа сравнивает две главы в таком порядке:1 гр. - 2 и 3 главы, 2 гр. - 3 - 4 главы, 3 гр. - 4 - 5 главы и т. д. При заслушивании выступлений групп составляется список повторяющихся элементов композиции глав и делается вывод о способах изображения героев, о приемах раскрытия характеров и обобщениях автора.
Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД
Задание 1.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: «Природа в творчестве русских писателей», 5 класс
Делю весь класс на 4 группы. Распределяю между ними времена года, назначаю ответственного в группе. Дети должны представить своё время года, для этого надо распределить между собой поручения: выучить или сочинить стихотворения об этом времени года, нарисовать рисунок, подобрать пословицы и поговорки, приметы, подобрать репродукции картин и рассказать о них и т.д. Руководитель контролирует ход подготовки к уроку.
Задание 2.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: Рассказ Н. Лескова «Человек на часах», 7 класс
Описание задания: разбиваю детей на группы, даю задание: составить синквейн на тему «Праведник». Полученные синквейны дети записывают на плакаты, вывешивают на доску. Чтение и обсуждение синквейнов.
Задание 3.
Учебная дисциплина: литература.
Тема урока: Анализ пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта», 8 класс
Делю учащихся на группы и предлагаю создать коллаж (прием арт-терапии) на тему «Любовь и вражда». По завершении работы проходит «защита» коллажа, объяснение, ответы на вопросы одноклассников из других групп.
Задание 4.
Учебная дисциплина: литература
Тема уроков: Изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс.
Учащимся предлагается групповой проект, в результате которого они создадут словарики, которые помогут понять текст романа. В пушкинском тексте встречается много слов, называющих предметы быта, одежду и ее детали, блюда и т.п., которые современному читателю неизвестны. Учащиеся в ходе выполнения проектов и создадут словарики, включающие толкование слов определенной тематики (еда, одежда, мода, предметы быта, средства передвижения и т.д.), по возможности используя и иллюстрации.
Задание 5.
Учебная дисциплина: литература
Тема урока: обобщающий урок после изучения произведения
Класс: 8 - 9
Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: создать совместный коллаж на выбранную из предложенных тему, связанную с изученным произведением, или на одну общую тему (например, "Любовь и смерть в "Ромео и Джульетте", "Мир Онегина и мир Татьяны", "Мертвые души в поэме Гоголя", "Что такое "горе от ума?" и т. д.). Для этого заранее приготовлены ватман, карандаши, краски, журналы с иллюстрациями, фотографиями, распечатанные цитаты и т. д.
Учащиеся в группе должны выбрать общую концепцию будущего коллажа, принять общую идею, которая будет положена в основу изображения и будет отражать представление группы по теме, распределить обязанности. После создания коллажа в группе создается план представления получившегося "произведения" (план может быть дан учителем), выбирается оратор.
Оценка работы группы складывается из баллов по показателям, записанным в таблице оценивания на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"
Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...
Методическая статья "РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ"
Методическая статья "РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ"...
Доклад по теме «Понятие «метапредметности». «Метазнания» и «метаумения», формируемые у школьников в процессе изучения литературы»
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества...
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматриваются особенности прецедентных текстов в качестве культурного кода. Цель статьи — убедить учителей русского языка и литературы в необходимости серьёзного внимания к отбору пре...
Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе
Экспериментальная деятельность учителя на уроках литературы....