Материалы учебного проекта
проект по литературе на тему

Егорова Руфина Григорьевна

Проект был посвящен Году Литературы и 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Он был подготовлен обучающимися 5-11 классов. Проектная группа заняла 1 место на районном конкурсе учебных и социальных проектов "Сделай мир лучше!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_proekt_v_voynu_i_muzy_ne_smolkali.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«В ВОЙНУ И МУЗЫ НЕ СМОЛКАЛИ…»

Егорова Р.Г., Чурсина Е.Е.

Образовательное учреждение: МБОУ «Городищенская средняя общеобразовательная школа №1 Городищенского района Волгоградской области».

Руководители проекта: Егорова Руфина Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Чурсина Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.

Состав проектной группы: Аксёнов Никита Александрович, ученик 10 «Б» класса, Барсукова Лидия Владимировна, ученица 10 «Б» класса, Блинов Владислав Сергеевич, ученик 10 «Б» класса, Егоров Глеб Валерьевич, ученик 11 «А» класса, Иванов Данил Андреевич, ученик 10А класса, Никитин Николай Андреевич, ученик 10 «Б» класса, Павленко Оксана Андреевна, ученица 10 «Б» класса, Рудобелец Виталий Васильевич, ученик 11 «А» класса, Рыбин Максим Витальевич, ученик 10 «Б» класса, Федешева Анастасия Юрьевна, ученица 10 «Б» класса, Чаукина Екатерина Алексеевна, ученица10 «А» класса, Чельдинов Дмитрий Владимирович, ученик 5 «В» класса.

Тип проекта:

  • По характеру доминирующей в проекте деятельности: творческий.
  • По профилю знаний: межпредметный.
  • По количеству участников проекта: групповой.
  • По характеру контактов между участниками проекта: внутришкольный.
  • По продолжительности проекта:среднесрочный (2 месяца:  январь-февраль).

Цель проекта: Осознание огромной роли русской литературы и искусства в целом в победе нашего народа в борьбе с немецкими захватчиками.

Задачи проекта:

  • Определение  проектной группой уровня знаний учащихся   о литературных произведениях, написанных в годы Великой Отечественной войны, и о послевоенных и современных произведениях об этом великом событии.
  • Знакомство учащихся с отдельными представителями русского искусства 40-ых годов
    XX века.
  • Обращение к важным событиям Великой Отечественной войны, их героям.
  • Творческое воссоздание картин военного Сталинграда.
  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны или их      родственниками с целью изучения отношения солдат 40-х годов к классическому русскому искусству, определения произведений, наиболее популярных среди участников боевых действий.
  • Закрепление и расширение в процессе практической деятельности знаний, полученных на уроках, знакомство с малоизвестными произведениями о Великой Отечественной войне, Сталинградской битве.
  • Отбор литературных и музыкальных произведений для импровизированного концерта в честь защитников Сталинграда.
  • Составление сценария спектакля «Концерт на передовой Сталинградского фронта», являющегося составной частью  встречи в школьной «литературной гостиной».
  • Воспитание в себе и зрителях концерта  интереса к отечественной культуре, истории, чувства патриотизма, гражданственности, национальной идентичности, гордости за принадлежность к народу, одержавшему великую Победу.
  • Развитие  навыков  самостоятельной творческой деятельности, формирование познавательных, регулятивных  и коммуникативных УУД.

Обоснование необходимости проекта. Актуальность

Тема нашего проекта выбрана не случайно. В этом году исполняется 72 года со дня окончания Сталинградской битвы, 70 лет Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, 155 лет со дня рождения выдающегося русского писателя А.П. Чехова, кроме того, 2015 год объявлен Годом Литературы. Осмысление великой роли русской литературы и русского искусства в целом в поддержании нравственной силы людей в тяжёлое для страны время, в выражении патриотических и гражданских идей способствует повышению интереса к ней. А это так важно в условиях компьютеризации общества, когда потребность  в чтении перестаёт быть неотъемлемой частью нашей жизни. Обращение в ходе работы над проектом к лучшим произведениям  отечественной литературы, музыки помогает нашему личностному развитию. Во-первых, появилась возможность расширить наши  знания о  книгах  патриотического содержания, изученных на уроках, а также самостоятельно познакомиться с некоторыми произведениями художественной и документальной литературы о войне. Во-вторых, работа над проектом способствует расширению наших знаний и по другому учебному предмету,  по  истории России, в частности пополнению сведений  о ходе Великой Отечественной войны, об известных и малоизвестных её героях, о славе русских городов, помогает узнать правду о событиях военного времени, которую в последнее время пытаются исказить. И ещё: в обстановке современных межличностных отношений очень важными для духовного развития молодого человека  являются примеры фронтового братства, взаимовыручки, настоящей дружбы, верности, любви, которыми богата литература о войне.

Предмет исследования:  влияние русского искусства на дух участников Великой Отечественной войны, на исход сражений, тяга бойцов к прекрасному.

Организационные формы реализации:

1.Подготовительный этап (первая неделя января).

-Определение инициативной группы проекта;

-Выбор темы, постановка цели и задач.

2.Этап планирования (вторая неделя января).

-Сбор информации, обработка и анализ учащимися итогов анкетирования;

-Составление плана (программы) реализации цели и задач проекта;

-Выбор микрогрупп по выполнению  проекта, распределение заданий между ними.

3.Основной этап (третья - четвёртая недели января, первая - вторая недели февраля).

-Подготовка  учащимися  творческих заданий по группам;

-Выбор формы выступления по итогам выполнения заданий.

4.Заключительный этап (третья-четвёртая недели февраля).

-Оценивание  учащимися проделанной работы в целом;

-Составление портфолио проекта.

В начале нашей работы инициативная группа решила провести анкетирование среди старшеклассников, чтобы проверить их знания о русской литературе и об искусстве в целом периода Великой Отечественной войны,  о роли в Победе нашего народа. Эта работа была поручена группе исследователей. Они изучили общественное мнение по следующим вопросам (содержание анкеты):

1.Как вы можете определить роль русского искусства в Великой Отечественной войне?

2.Какие художественные книги, стихи, песни, музыкальные произведения, написанные непосредственно во время войны, вы знаете?

3.Читали вы художественные или документальные произведения о Сталинградской битве? Назовите их, укажите авторов.

4.Имена каких известных представителей русской культуры 40-ых годов 20 века, писателей, поэтов, композиторов, театральных деятелей, журналистов, мастеров балета, вы можете назвать?

5. Знаете ли вы героев войны? Какие произведения искусства им посвящены?

6. Интересна ли для вас тема Великой Отечественной войны?

Данный социологический опрос показал, что знания старшеклассников о роли  русского искусства в Великой Отечественной войне ограничены. Группа аналитиков, подводя итоги сбора информации, подсчитала, что 17опрошенных из 58 не интересуются темой войны, героев войны знают только 12 человек, только 17 человек могли указать произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны, а деятелей искусства того времени вообще никто не назвал. Так определились указанные выше  цель и задачи проекта.

На третьем этапе работы микрогруппы, используя методы коллективной работы, сотрудничества, «деловой игры», ТРИЗ, «мозгового штурма», реализовывали свои цели и задачи через следующие организационные формы: «театр одного актёра»,  «театр двух  актёров», выступление от лица героя, мини-спектакль, литературно - музыкальная, литературно-хореографическая композиции.

Проблемы, которые решает проект:

В ходе работы над проектом определилась следующая проблема: недостаток имеющейся у нас научной информации о русском  искусстве периода войны 1941-1945 гг. А значит, проблемный вопрос можно сформулировать так: « Какие средства способствуют пополнению  знаний о роли русского искусства, и в частности литературы, в победе наших войск над немецкими оккупантами?»Собирая материал в библиотеках, работая с современными  информационно-коммуникационными средствами, мы нашли ответ на данный вопрос. Это работа с литературными материалами, поиск необходимой информации о деятелях русского искусства в  сети Интернет, выполнение творческих заданий, подготовка предполагаемых продуктов. По единогласному решению членов проектной группы  одним из  таких продуктов проекта должна стать   встреча в «литературной гостиной».

Но как объединить всё: и произведения времён Великой Отечественной войны, и русскую классику? Так у нас родилась идея в состав встречи в «литературной гостиной» включить концерт на передовой Сталинградского фронта. Это дало возможность представить мини-спектакли по произведениям А.П. Чехова, что актуально в год 155-летия со дня его рождения.

Причём, на первых этапах работы  мы провели опрос ветерана войны Калачикова И.К. и учителей школы, которые были тогда детьми и подростками и помнят рассказы своих отцов и дедов. Тема опроса звучала так: «Любимые произведения русского искусства участников войны. Какие концертные номера особенно нравились солдатам?» Наши респонденты назвали романсы, музыку русских композиторов, сатирические миниатюры, рассказы, песни  и стихи о войне, её героях, о Родине, о любви. Были отобраны следующие произведения для концерта: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Домик в Коломне»; А.П. Чехов «Хирургия», «Хамелеон»; В.Лебедев-Кумач «Священная война»; К.Симонов «Жди меня»; М.Алигер «Зоя»; М.Алексеев «Мой Сталинград»; П.И. Чайковский «Баркарола»; Д.Шостакович «Седьмая симфония»; произведения из творчества композитора Александрова, балерины О.Лепешинской, актёров М.Царёва, Чиркова, певцов Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, поэтов Алексея Суркова, Ольги Берггольц, диктора Юрия Левитана.

Эти произведения должны были быть представлены микрогруппами как самостоятельные работы, мини-проекты. Таким образом, нами  были подготовлены  следующие продукты:

  • сценарий спектакля «Концерт на передовой Сталинградского фронта»;
  • сценарий встречи в школьной  «литературной гостиной»;
  • сценарии мини-спектаклей, подготовленные разновозрастными группами: по поэме    М.Алигер «Зоя», по роману М.Алексеева «Мой Сталинград» (10 класс); по произведениям

А.С. Пушкина «Медный всадник» (5 класс), «Евгений Онегин» (10 класс), «Домик в Коломне» (5,10 класс); по рассказам А.П. Чехова  «Хирургия»,  «Хамелеон» (5 класс);   по поэтическим произведениям К.Симонова (10-11 класс);

  • музыкальная подборка «Эти произведения вели в бой за Родину»;
  • альбом «Некоторые известные деятели русского искусства периода Великой Отечественной войны»;
  • альбом «Славные города русские в борьбе с немецкими захватчиками»;
  • видеозапись встречи в «литературной гостиной»;
  • фотоальбом по материалам встречи в «литературной гостиной».

Практическая значимость проекта:

Данные материалы могут  быть полезными и  интересными учителям и  школьникам  при подготовке к урокам литературы, истории, музыки, при выполнении индивидуальных заданий, при подготовке  к предметным и творческим конкурсам.

Предполагаемые результаты проекта:

  • Образовательные предметные:

-повышение интереса  учащихся к произведениям о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве;

-пополнение знаний учащихся об истории великих событий, о  русском искусстве данного периода.

  • Метапредметные  познавательные и личностно-эмоциональные:

-открытие учащимися для себя таких представителей русского искусства 40-ых годов 20 века, как актёры Царёв, Чирков, балерина Лепешинская, поэты К.Симонов, М. Алигер и др.;

-соприкосновение с музыкой великих русских композиторов П. Чайковского,
Д.Шостаковича;

-искренний интерес выступающих учащихся и учащихся-зрителей к происходящему в «литературной гостиной»;

-глубокое воспитательное звучание выступления ветерана войны, участника «гостиной» И.К. Калачикова;

-большая степень самостоятельности, активности, творчества и коммуникативности участников проекта;

-высокая оценка учащимися творческих выступлений проектной группы, самооценка (заполнение листов отзыва);

-ощущение  гордости за свой народ;  возможность проникнуться чувством      патриотизма.

  • Организационно-методические для учителей, учеников и образовательного учреждения в целом:

-возможность применения продуктов проекта в качестве теоретических и практических образовательных ресурсов: словесных, музыкальных, электронных,  наглядно-иллюстрационных;

-внедрение в  деятельность школы форм организации внеклассной работы по предмету, использованных  при реализации данного проекта.

Основные выводы:

  • Цель проекта, над которым мы работали в течение 2 месяцев, была достигнута -   повторное анкетирование показало,  что  учащимися  была осознана огромная роль русской литературы и искусства в целом в победе нашего народа в борьбе с немецкими захватчиками.
  • В листах отзывов и члены проектной группы, и участники общешкольной научно-практической конференции, на которой проект был апробирован и презентован, отметили, что  наибольшее впечатление на них произвели следующие продукты проекта: спектакль по мотивам рассказа А.П. Чехова «Хирургия», великолепное исполнение ролей учениками-актёрами; аудиозапись с радиообращением композитора Д.Шостаковича к жителям блокадного Ленинграда, в котором было отмечено огромное значение искусства в тяжёлое для страны время.
  • Работа над подобными проектами является эффективным приёмом формирования метапредметного опыта обучающихся как средства их личностного роста. Именно такое значение этой работы определили сами ученики при  проведении рефлексии своей деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Обучающиеся настолько были заинтересованы данной работой, что решили её продолжить и планируют подготовить проект  о творчестве поэта-фронтовика К. Симонова, которому 28.11 2015 года исполнится 100 лет со дня рождения. Такова ближайшая перспектива развития нашей деятельности по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко

Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...

Дидактические материалы к учебному проекту "Пушкинская эпоха в литературе " первой трети 19 века.

Буклеты и листовки для учащихся  9 класса по темам: "Театр в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин","Программа придворного бала" .Материалы  могут быть использованы при...

Методические материалы по теме - Учебные проекты и исследования по истории и обществознанию

Работа над научно-исследовательской работой   начинается с выбора темы....

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»

Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...