Викторина по русскому языку и литературе, посвященная «Неделе филологии».
материал по литературе (8 класс) на тему
Пословицы(аписаны на доске)
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Сперва аз да буки, потом и науки.
Добрый день, уважаемые участники игры!В нашей школе , как вам известно, проходит неделя филологии, и я рада приветствовать всех участников викторины. Сегодня в ней принимают участие две команды! Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаю вам прослушать 7 интересных фактов о Кирилле и Мефодие : Солунские братья У Льва и Марии, живших в греческом городе Фессалоники (теперь он называется Салониками), было семь детей. Старший из них - Михаил, младший - Константин. Именно они впоследствии станут известны как просветители Мефодий и Кирилл, изобретатели славянской азбуки. Фессалоники, или как называли его славяне Солунь, был портовым городом, а следовательно братья росли в окружении множества языков. Более того, некоторые исследователи считают, что Михаил и Константин были билингвами, потому что их отец, местный военачальник, был по происхождению славянином, а мать - гречанкой.
Михаил Солунский И Мефодий, и Кирилл стали просветителями не сразу. Старший из солунских братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В возрасте двадцати лет он был назначен управляющим Славинии, одной из славяно-болгарских областей, находившихся в подчинении Византии. Но через десять лет он решил кардинально поменять свою жизнь. Михаил оставил и военно-административную карьеру, и свет для того, чтобы отправиться на Олимп и постричься там в монахи. При постриге он взял себе имя Мефодий.
Константин Солунский Младший из солунских братьев, Константин, был на двенадцать лет младше Михаила. Когда старший уже долгое время служил в Славинии, Константин как способный юноша был принят в элитную школу при дворе византийского императора Михаила Третьего. Там будущий просветитель изучал философию, грамматику, риторику, все "эллинские художества", а также славянский, еврейский, хазарский, арабский, самаритянский, сирийский (сурский) языки.
24 мая - день славянской письменности и культуры. Он же - день почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которыми мы пользуемся до сих пор.
Символом нашей игры является подкова, и, чтобы удача улыбнулась обеим командам, я предлагаю разломать эту подкову на счастье. (дети разламывают подкову). Давайте выберем капитанов команд, они и откроют нашу игру!.
1)Вопросы 1 команде:
1. Самая большая лужа? (океан)
2. Засланец в чужую страну? (посол)
3.Танец на пальцах? (балет)
4. Королева мужского пола? (король)
5. Титан, державший на плечах небесный свод. (Атлант)
6. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря у Морского царя. (Садко)
7. Сверху-дыра, снизу-дыра, посередине-вода. (Водяной)
8. Изречение, цитата перед произведением. (эпиграф)
9. Сказка о пользе коллективного труда. («Репка»)
10. Лошадь для поэта. (конь)
11. Промежуток между завязкой и развязкой в произведении.(развитие действия)
12. Резиновая змейка с ручками. (скакалка)
13. Место для представления в цирке. (арена)
14. Родина М.Ю. Лермонтова? (Тарханы)
15. Собрание географических карт? (атлас)
16. Древний русский музыкальный инструмент? (гусли)
Вопросы 2 команде:
1. Семь раз отмерь, один - …. (отрежь)
2. Склад государственных бумаг (архив)
3. Какой предмет в сказке указывал дорогу в лесу? (клубок)
4. Книжная закрутка (закладка)
5. Оно каталось по блюдечку и показывало чудеса (яблочко)
6. В ней всё взаимосвязяно (природа)
7. Чудо- …. из былины (Юдо)
8. Как звали царя из сказки Пушкина? (Салтан)
9. Девичья фамилия жены А.С.Пушкина? (Гончарова)
10. Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расчёска)
11. Сборник избранных произведений разных авторов (избранное)
12. Здравая часть книги (сюжет)
13. То, что идёт после вешалки (театр)
14. Какое место на теле Ахиллеса оказалось уязвимым? (пята)
15. Тютчев, Бианки – кто из них поэт? (Тютчев)
16. Название цветка «мать-и ….» (мачеха).
Ведущий: Итак, игра началось, определился уже и лидер. Но, я думаю, у отстающей команды ещё все впереди.
2)Следующий гейм «СПЕШИТЕ ОТГАДАТЬ».
команды поочерёдно вытаскивают бочонки с №. Каждому № соответствует раздел из области русского языка и литературы).
№13- «Счастливый случай» - команда получает дополнительный балл.
№1,№2 Герои каких сказок могли бы спеть эти песни?
№1 Мы великие таланты,
Мы понятны и просты.
Мы певцы и музыканты,
Акробаты и шуты. («Бременские музыканты)
№2. И уносят меня, и уносят меня
В звенящую снежную даль
Три белых коня, три белых коня-
Декабрь, Январь и Февраль. («Морозко»)
№3,№4. Расставьте знаки препинания в словах:
№3 – договор, туфля, кулинария, начался, силос, углубим.
№4 - документ, звонят, торты, квартал, облегчить, щавель.
№5. Прочитайте данные слова от конца к началу (учитывая звуки, а не буквы):
ЛОГ, ЛЮК, ЮГ, ЯР, ЛЁД.
№6. Назовите слова, в которых рядом находятся 2 гласные буквы:
Боец, баюшки-баю, шпион, театр, каёмка.
№7. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
Архитектор, фабула, литера, ностальгия.
№8. Сколько близких по значению слов можно подобрать к слову СУХОЙ?
№9.Присоедините имена прилагательные к словам-существительным:
Шампунь, рояль, мозоль, тюль, шимпанзе.
№10. Какой частью речи выражен каждый из членов предложения?
ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БОДЛАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЁНКА.
№11. Вы хорошо знаете строки Ф.И.Тютчева?
«Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…»
Каким членом предложения является слово «весной»? Какая это часть речи?
№12. Сколько частей речи в русском языке? Назовите все.
№13 – СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ.
3)Третий гейм «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Начинает проигрывающая команда.
Вопросы 1 команде.
1. Братья-сказочники (Гримм)
2. Содержание на послезавтра.
3. Высокий мужской голос (баритон)
4. Палка-черпалка. (поварёшка)
5. То, что под шапкой.(голова)
6. Решающий момент боя. (сражение)
7. Волшебница, которая помогла Ясону завладеть золотым руном.
8. Первая печатная книга на Руси.
9. На берегу какой реки родился С.А.Есенин? (Ока)
10. Город, откуда родом коварная царица из «Сказки о Золотом петушке».
11. Самая длинная река в мире.(Амазонка)
12. Бог морей. (Посейдон)
13. Друг Ромео из трагедии Шекспира.
Вопросы 2 команде.
1. Слепой странствующий певец.
2. Скоростной просмотр фотографий.
3. Резкое ускорение темпа.
4. Океаническое отступление. (отлив)
5. Самая многолюдная страна. (Китай)
6. Дворец в виде башни. (замок)
7. Юноша, который не мог наглядеться на самого себя.
8. Царица амазонок.
9. Стихотворный рассказ нравоучительного характера. (басня)
10. Какой предмет запретил царь хранить под страхом смертной казни из сказки «Спящая красавица»? (веретено)
11. Юный герой из рассказа В.Гюго «Отверженные»? (Гаврош)
12. «Лошадиная» фамилия из рассказа А.П.Чехова. (Овсов)
13.Имение, в котором жил С.А. Есенин. (Константиново)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.(а пока итоги подводятся, дети пробуют написать свое ФИО кириллицей.)
Ведущий: Наша игра подошла к концу. И ничего, что кто-то проиграл. Фортуна переменчива.
И у края пропасти,
И у доски в классе
Не теряйте бодрости,
И верьте в счастье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.
Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....
План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.
Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....
Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.
«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...
Педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать уч...
Дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Цель проекта: популяризация наследия А.С.Пушкина среди обучающихся общеобразовательных учреждений.Задачи проекта:Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина; Формирование представлен...