Лесков Н.С. Сказ "Левша".
презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Словарная работа. Кто такой сказитель ? Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »? Какие сказы вы знаете?

Слайд 3

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) Чьим современником был Н.С. Лесков? Расскажите о семье писателя. Какое образование получил Н.С. Лесков? Какие произведения Лескова вы читали?

Слайд 4

Н.С. Лесков о себе: «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства . Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»

Слайд 5

Дом Лесковых в Орле.

Слайд 6

С каз «Левша» Сказ - фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Чем отличается сказ от сказки? Обратим внимание на полное название . Зачем автор дал произведению такое длинное название? О чём ещё можно узнать из названия?

Слайд 7

Выразительное чтение 1-й главы.

Слайд 8

Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Зачем? Что хотел доказать Платов англичанам? Почему? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Слайд 9

Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?

Слайд 10

Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?

Слайд 11

Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?

Слайд 12

Домашнее задание: Дочитать сказ. Уметь пересказывать. Выписать портрет Левши. Выписать цитаты, характеризующие Александра Павловича, Николая Павловича и Платова.

Слайд 13

Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика персонажей сказа «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Пересказ эпизодов (в порядке повествования) Почему вы выбрали эту главу для пересказа ? Какую мысль вы считаете главной в этой главе?

Слайд 3

Александр Павлович (Александр 1) Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате.

Слайд 4

Платов Как автор изображает Платова? Платов Матвей Иванович (1751-1818) – граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны 1812 года. Найдите несоответствие в тексте главы 4-й, основываясь на годах жизни героя.

Слайд 5

«Как Платов работу тульских мастеров принимал» Каким предстал перед мастерами донской казак Платов? Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова?

Слайд 6

Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12?

Слайд 7

Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям : Александру 1, Николаю 1, Платову?

Слайд 8

Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав (13-16).

Слайд 9

Материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014- стр. 140-143. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-132. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл . – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 81-84. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ужасный секрет» тульских мастеров . Судьба левши. К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Выразительное чтение главы 13.

Слайд 3

О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём?

Слайд 4

Как описывается работа трёх мастеров – оружейников?

Слайд 5

Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»?

Слайд 6

Что поразило левшу у английских мастеров?

Слайд 7

Кто виноват в страшной судьбе левши?

Слайд 8

Итоги Главные качества левши: … Основная идея автора: …

Слайд 9

Домашнее задание Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» . Составить словарик необычных слов сказа.

Слайд 10

Материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-135. Иллюстрации художников. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 270).

Слайд 3

Мир загадок языка Н. Лескова Задание «Дешифровщик » П рочитайте слова и расшифруйте, что они обозначают. Зачем автор придумал и использовал эти слова в рассказе? 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Двухсестная карета; студинг . Аболон полведерский ; курица с рысью. Буреметр ; долбица умножения. Укушетка ; с бойлом . тугамент ; Твердиземное море.

Слайд 4

Проверим 1 2 3 4 5 Двухместная карета; студень+ пудинг. Аполлон Бельведерский; курица с рисом. Барометр + буря; таблица умножения. Кушетка; с боем. Документ; Средиземное море. Такие «народные» слова создают юмористический эффект и придают достоверность образу рассказчика, имитируя народную речь.

Слайд 5

Задание «Редактор » З амените выделенное слово, использованное Лесковым, на общеупотребительное; подберите к нему синонимы. 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда … захотел по Европе проездиться … … и всё на свою сторону преклонять хотели … … только свой нос в лохматую бурку спустил… … стали показывать всякие удивления … … зачем государь англичан сожалел …

Слайд 6

Задание «Почемучка» . Почему укушетка названа досадной ? Почему писатель к слову мастера подобрал такие синонимы: искусники, хитрые мастера ? Почему Лесков использовал слова пузичком , спинкою , бочком , а не пузом, спиною, боком , когда говорил о блохе?

Слайд 7

Задание «Культуролог» Какая русская традиция описана Н. Лесковым? «У нас, когда человек хочет насчёт девушки обстоятельное намерение обнаружить, посылает разговорную женщину, и как она предлог сделает, тогда вместе в дом идут вежливо и девушку смотрят, не таясь, а при всей родственности».

Слайд 8

Задание «Сказитель» Расскажите историю о блохе от имени… 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Императора Николая Павловича Платова англичан блохи левши

Слайд 9

Приёмы комического у Н. Лескова Приведите примеры из текста следующих приёмов комического: игра слов, народная этимология, смешение смыслов в искажённых словах, ирония (употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение), несоответствия, неожиданные эффекты, отклонения от нормы.

Слайд 10

Левша Каков левша в вашем представлении? Опишите его внешность, создайте устный портрет.

Слайд 11

Итоги Чем последняя глава отличается от остальных ? Какова её основная мысль ? Какое впечатление произвёл на вас сказ Н. Лескова?

Слайд 12

Домашнее задание Выполнить творческое задание (с. 271). Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова

Слайд 13

Материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-137. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл . – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 83-84 . Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.



Предварительный просмотр:

Тест.

Сказ «Левша».

  1. Что такое «складень»?

а) складная икона,                                                    в) платок,

б) складной нож,                                                       г) сапог.

  1. Что такое «озямчик»?

а) тулупчик,

б) крестьянская одежда вроде тулупа,

в) крестьянская одежда вроде куртки,

г) крестьянская одежда вроде пальто.

  1. Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!»?

а) государю Павлу Александровичу,

б) государю Николаю Павловичу,

в) государю Александру Павловичу,

г) Платову.

  1. «Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная…»:

а) фигурка,              б) блоха,                в) игрушка,               г) соринка.

  1. Сколько рублей дал Платов за работу Левше?

а) 50,                        б) 100,                    в)  200,                       г)  10.

  1. В какой город отправились мастера    «пред   иконой   преклониться»?

а) в Тулу,                 б) в Москву,          в) в Киев,                   г) в Мценск.

  1. В каком орехе «аглицкая блоха лежала»?

а) в  золотом,                                          в) в  малахитовом,

б) в  серебряном,                                    г) в  бриллиантовом.

Ответы:

1-а, 2-г, 3-в, 4-г, 5-б, 6-г, 7-г.

Литература:

А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл.: система уроков…- Волгоград, 2014- стр.136.



Предварительный просмотр:

Н.С. Лесков «Левша»

Вариант 1

  1. Укажите жанр произведения.
  2. Выпишите из текста число, которое часто встречается в произведениях устного народного творчества.
  3. Назовите изобразительное средство:

…рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос…

  1. Как называется приём?

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял…

  1. Что означает слово дансе?

Н.С. Лесков «Левша»

Вариант 2

  1. Как называется скрытая насмешка («Платов думает себе: «Вот, слава богу, всё благополучно: государь ничему не удивляется»)?
  2. Как называется форма речевого взаимодействия героя как обмен репликами?
  3. Назовите изобразительное средство:

… лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

  1. Как называется приём?

… блоху в дар  подали, а футляра на неё не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя… А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха… Этого они не подали, потому что футляр, говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго…

  1. Что значить слово верояции?

Ключ.

В. 1: 1 – сказ, 2 – семь, 3- эпитет, 4 – повтор, 5 – танец.

В. 2: 1 – ирония, 2 – диалог, 3 – эпитет, 4 – повтор, 5 – вариации.

Литература:

Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: Изд-во «Экзамен», М., 2016- стр.33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.С.Лесков "Левша". Особенности сказа.

Урок кратко знакомит учеников с биографией и творчеством Лескова; дает представление о жанре сказа....

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе).

Знакомлю с новым неизвестным рассказом Н.С.Лескова о юном Н.Гоголе....

Николай Семенович Лесков "ЛЕВША" для 6 класса. Первая и вторая встреча.

"Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали."Прибауткалевша — и; мн. род. ей; м. и ж. 1. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. 2. Об очень иску...

Отчет о весеннем походе в лески

Фотоотчет о весеннем пешем походе...

Н.С.Лесков

Материал может быть использован при изучении повести "Очарованный странник" в 11 классе...

Тест для 6 класса Лесков Н.С. «Левша»

Тест по произведению Н. Лескова "Левша"  1 и 2 вариант...