Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Меркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_8_kl_merkin.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2015г.

«        »  сентября    2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «литература»

для учащихся 8 «В» класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка


Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету «литература» для 8 «В»  класса на 2015-2016 учебный год создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.-  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа предназначена для учащихся 8 «В» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района

            На обучение литературе в 8 «В» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        70 часов (2 часа в неделю).

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ;           метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.

       Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

       Знать:

        -  содержание изученных в 8 классе художественных произведений;

        - основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

        - изученные  теоретико-литературные понятия.

      Уметь:

        - воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

         - выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;

         - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

          - владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

          - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;  

           - писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;

           - пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных,  культурологических, познавательных,  информационных).

Учебно-тематический план

по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)

УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Введение

1 ч

2.

Устное народное творчество

2 ч

3.

Древнерусская литература

2 ч

4.

Литература 18 века

3 ч

5.

Литература 19 века

38 ч

6.

Литература 20 века

17 ч

7.

Зарубежная литература

7 ч

Всего:

70 ч

Практическая часть

Развитие речи

7

Внеклассное чтение

7

Классные сочинения

2

Домашние сочинения

3

Контрольные тесты

2

Контрольный срез по теории литературы

1

Наизусть

13

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

2

Количество социальных/учебных проб

1

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных проб учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных проб

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» по  теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа)

Информационно-исследовательский проект «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала»» по  теме «Творчество Л.Н.Толстого» (2 группа)

Исследовательская работа «Как проявляется в произведениях раннего Горького («Макар Чудра», «Песня о Соколе») их стилевое единство?» по теме «Творчество М.Горького» (1 группа)

Исследовательская работа  «Адресаты лирики А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина»  (2 группа)

Социальная/учебная проба «Заочная литературно-краеведческая экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси» (по ч.3 учебника)»


 

Календарно-тематический план

по  учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)

УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

Введение. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Устное народное творчество

Песня как жанр фольклора. Историческая песня, ее отличие от былины. Песни-плачи.  Периоды создания русских исторических песен.  «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета»

Средства выразительности в исторической песне.  «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск».

Древнерусская литература.

Тема добра и зла в «Сказании о Борисе и Глебе». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского»

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Идейно-художественное своеобразие произведений древнерусской литературы.

Русская литература 18 века

Г.Р.Державин «Вельможа», «Памятник». Основные мотивы стихотворений. Тема отношений поэта и власти, поэт и поэзия. Стихотворение «Памятник»  наизусть

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Главные герои повести.

Проблематика и тематика повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру человека.

Русская литература 19 века

В.А.Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое», «Море». Возможности поэтического языка. Романтизм. Стихотворение «Невыразимое» наизусть.

К.Ф. Рылеев. Отражение гражданской позиции поэта в стихотворении «Я ль буду в роковое время…». Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Развитие речи. Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Основные темы,  мотивы  произведений. Стихотворение наизусть (на выбор)

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября». Отрывок наизусть

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». История создания произведения. Отрывок наизусть

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

Тема «русского бунта» и образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Судьба человеческая и судьба народная в романе. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Развитие речи. Написание  классного сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Внеклассное чтение. Повесть «Пиковая Дама» как вершина пушкинской прозы.

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина.

Анализ работ. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Отрывок наизусть

Судьба свободолюбивой личности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Основные мотивы поэмы.

Роль описаний природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

2 триместр

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Тема, идея, главные герои произведения.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.   Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Особенности композиции. Отрывок наизусть

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

 Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление.

Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема, идея, герои произведения.

Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя

Анализ работ. И.С.Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася»

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

«Тургеневская девушка» в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Произведения писателя о любви. Повести «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А.Некрасов «Тройка», «Внимая ужасам войны…» Судьба и жизнь народная в изображении поэт. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» наизусть

А.А.Фет «Целый мир от красоты…», «Учись у них – у дуба, у березы…». Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета. Стихотворение наизусть

Внеклассное чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века. Стихотворение наизусть

А.Н.Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Творческая и сценическая история пьесы. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Л.Н.Толстой «Отрочество». Нравственные проблемы повести.

Л.Н.Толстой «После бала». Социально-нравственные проблемы произведения.

Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции. Автор и рассказчик. Психологизм рассказа.

Русская литература 20 века

М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

М.Горький «Песня и Соколе». Идейное своеобразие, роль пейзажа в произведении. Отрывок наизусть

3 триместр

Внеклассное чтение. М.Горький «Сказки об Италии». Художественное своеобразие прозы М.Горького.

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

О серьезном – с улыбкой. Сатира начала 20 века. Н.А.Тэффи «Свои и чужие», М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Идея произведений.

Большие проблемы «маленьких людей». Художественное своеобразие рассказов.

Н.А.Заболоцкий. Тема труда, творчества, духовной красоты. «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Стихотворение «Некрасивая девочка» наизусть

Внеклассное чтение «Во имя жизни на земле…». Произведения о Великой Отечественной войне.

Развитие речи. Классное сочинение  «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведения по выбору учащихся)

Повторение. Стихотворные размеры. А.Т.Твардовский. Судьба страны в поэме А.Т.Твардовского «За далью – даль».  Отрывок наизусть

Повторение.  Поэтический синтаксис. Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Повторение. Сюжет. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе.

Повторение. Композиция В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

 Повторение. Фабула. В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика повести.

Повторение. Средства создания литературного героя В.Г.Распутин «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям В.П.Астафьева и В.Г. Распутина.

Контрольный срез по теории литературы

Зарубежная литература

Повторение. Роды и жанры литературы У.Шекспир – певец великих чувств и вечных тем.  Трагедия «Ромео и Джульетта».

  Повторение. Художественно-выразительные       средства. Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене.  

Повторение. Художественная деталь. М.Сервантес «Дон Кихот». Проблематика и художественная идея романа.  

Повторение. Герой и персонаж произведения. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

Итоговая конференция «В мире литературы» с рекомендацией книг для летнего чтения.

Защита проектов. «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» (1 группа)

Защита проектов. «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала» (2 группа)

Информационно-методическое обеспечение.

                                           Учебно-методический комплект (УМК)

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х ч. – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2008

Литература для учителя

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007

2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009

3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен 2003

5. Золотарева И.В.,.Крысова Т.А.  Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО 2006

6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 8 классе. М.: Просвещение 2008

7. Макарова Б.А. Литература. Тесты. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005

8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008

9. Программа  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с

Литература для учащихся

      1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999

      2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год

      3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000

      4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов.

      5. Тумина Л.Е. Творческие задания для учащихся 5-8 классов. М.: Дрофа 2005

      6. Читательский дневник. Иду в 8 класс. Саратов. Лицей 2008

Адреса электронных ресурсов.

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 8 кл

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru

         6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...