Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_8_kl_merkin.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2015г. « » сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «литература»
для учащихся 8 «В» класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 8 «В» класса на 2015-2016 учебный год создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа предназначена для учащихся 8 «В» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района
На обучение литературе в 8 «В» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- содержание изученных в 8 классе художественных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
- выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;
- пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных, культурологических, познавательных, информационных).
Учебно-тематический план
по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)
УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 1 ч |
2. | Устное народное творчество | 2 ч |
3. | Древнерусская литература | 2 ч |
4. | Литература 18 века | 3 ч |
5. | Литература 19 века | 38 ч |
6. | Литература 20 века | 17 ч |
7. | Зарубежная литература | 7 ч |
Всего: | 70 ч | |
Практическая часть | ||
Развитие речи | 7 | |
Внеклассное чтение | 7 | |
Классные сочинения | 2 | |
Домашние сочинения | 3 | |
Контрольные тесты | 2 | |
Контрольный срез по теории литературы | 1 | |
Наизусть | 13 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 2 | |
Количество социальных/учебных проб | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных проб учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб | Сроки реализации |
Информационно-исследовательский проект «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа) | ||
Информационно-исследовательский проект «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала»» по теме «Творчество Л.Н.Толстого» (2 группа) | ||
Исследовательская работа «Как проявляется в произведениях раннего Горького («Макар Чудра», «Песня о Соколе») их стилевое единство?» по теме «Творчество М.Горького» (1 группа) | ||
Исследовательская работа «Адресаты лирики А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (2 группа) | ||
Социальная/учебная проба «Заочная литературно-краеведческая экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси» (по ч.3 учебника)» |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)
УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
Введение. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | |||
Устное народное творчество | |||
Песня как жанр фольклора. Историческая песня, ее отличие от былины. Песни-плачи. Периоды создания русских исторических песен. «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета» | |||
Средства выразительности в исторической песне. «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». | |||
Древнерусская литература. | |||
Тема добра и зла в «Сказании о Борисе и Глебе». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского» | |||
«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Идейно-художественное своеобразие произведений древнерусской литературы. | |||
Русская литература 18 века | |||
Г.Р.Державин «Вельможа», «Памятник». Основные мотивы стихотворений. Тема отношений поэта и власти, поэт и поэзия. Стихотворение «Памятник» наизусть | |||
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Главные герои повести. | |||
Проблематика и тематика повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру человека. | |||
Русская литература 19 века | |||
В.А.Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое», «Море». Возможности поэтического языка. Романтизм. Стихотворение «Невыразимое» наизусть. | |||
К.Ф. Рылеев. Отражение гражданской позиции поэта в стихотворении «Я ль буду в роковое время…». Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | |||
Развитие речи. Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Основные темы, мотивы произведений. Стихотворение наизусть (на выбор) | |||
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября». Отрывок наизусть | |||
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». История создания произведения. Отрывок наизусть | |||
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | |||
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. | |||
Тема «русского бунта» и образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Судьба человеческая и судьба народная в романе. Точность и лаконизм пушкинской прозы. | |||
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Развитие речи. Написание классного сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Внеклассное чтение. Повесть «Пиковая Дама» как вершина пушкинской прозы. | |||
Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина. | |||
Анализ работ. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Отрывок наизусть | |||
Судьба свободолюбивой личности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Основные мотивы поэмы. | |||
Роль описаний природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | |||
2 триместр | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | |||
Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Тема, идея, главные герои произведения. | |||
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Особенности композиции. Отрывок наизусть | |||
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | |||
Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление. | |||
Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии. | |||
Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» | |||
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема, идея, герои произведения. | |||
Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя | |||
Анализ работ. И.С.Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася» | |||
История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. | |||
«Тургеневская девушка» в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | |||
Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Произведения писателя о любви. Повести «Вешние воды», «Первая любовь». | |||
Н.А.Некрасов «Тройка», «Внимая ужасам войны…» Судьба и жизнь народная в изображении поэт. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» наизусть | |||
А.А.Фет «Целый мир от красоты…», «Учись у них – у дуба, у березы…». Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета. Стихотворение наизусть | |||
Внеклассное чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века. Стихотворение наизусть | |||
А.Н.Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Творческая и сценическая история пьесы. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. | |||
Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | |||
Л.Н.Толстой «Отрочество». Нравственные проблемы повести. | |||
Л.Н.Толстой «После бала». Социально-нравственные проблемы произведения. | |||
Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции. Автор и рассказчик. Психологизм рассказа. | |||
Русская литература 20 века | |||
М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. | |||
М.Горький «Песня и Соколе». Идейное своеобразие, роль пейзажа в произведении. Отрывок наизусть | |||
3 триместр | |||
Внеклассное чтение. М.Горький «Сказки об Италии». Художественное своеобразие прозы М.Горького. | |||
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | |||
О серьезном – с улыбкой. Сатира начала 20 века. Н.А.Тэффи «Свои и чужие», М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Идея произведений. | |||
Большие проблемы «маленьких людей». Художественное своеобразие рассказов. | |||
Н.А.Заболоцкий. Тема труда, творчества, духовной красоты. «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Стихотворение «Некрасивая девочка» наизусть | |||
Внеклассное чтение «Во имя жизни на земле…». Произведения о Великой Отечественной войне. | |||
Развитие речи. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведения по выбору учащихся) | |||
Повторение. Стихотворные размеры. А.Т.Твардовский. Судьба страны в поэме А.Т.Твардовского «За далью – даль». Отрывок наизусть | |||
Повторение. Поэтический синтаксис. Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | |||
Повторение. Сюжет. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. | |||
Повторение. Композиция В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | |||
Повторение. Фабула. В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика повести. | |||
Повторение. Средства создания литературного героя В.Г.Распутин «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям В.П.Астафьева и В.Г. Распутина. | |||
Контрольный срез по теории литературы | |||
Зарубежная литература | |||
Повторение. Роды и жанры литературы У.Шекспир – певец великих чувств и вечных тем. Трагедия «Ромео и Джульетта». | |||
Повторение. Художественно-выразительные средства. Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | |||
Повторение. Художественная деталь. М.Сервантес «Дон Кихот». Проблематика и художественная идея романа. | |||
Повторение. Герой и персонаж произведения. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. | |||
Итоговая конференция «В мире литературы» с рекомендацией книг для летнего чтения. | |||
Защита проектов. «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» (1 группа) | |||
Защита проектов. «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала» (2 группа) |
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
- Меркин Г.С. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х ч. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2008
Литература для учителя
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007
2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009
3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен 2003
5. Золотарева И.В.,.Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО 2006
6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 8 классе. М.: Просвещение 2008
7. Макарова Б.А. Литература. Тесты. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005
8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008
9. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с
Литература для учащихся
1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999
2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год
3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000
4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов.
5. Тумина Л.Е. Творческие задания для учащихся 5-8 классов. М.: Дрофа 2005
6. Читательский дневник. Иду в 8 класс. Саратов. Лицей 2008
Адреса электронных ресурсов.
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 8 кл
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...