Подготовка к олимпиаде
олимпиадные задания по литературе ( класс) на тему
План анализа текстов, план сравнительного анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_tekstov.docx | 15.36 КБ |
plan_sravnitelnogo_analiza.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
П А М Я Т К А
План анализа текста
1.Прочитайте текст.
2.Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
(художественному, публицистическому, научному/научно-популярному)?
4.К какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение)?
5.Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминания, притча, легенда, стихотворения в прозе и прочее)? Каким настроением проникнуто произведение?
6.Определите тему текста.
7.Озаглавьте его.
8.Разделите текст на смысловые части, составьте план.
9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).
10.Как соотносятся начало и конец текста?
11. На каких приемах построен текст (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и пр.)?
12. Отметьте основные образы текста.
13. Понаблюдайте за лексикой текста: - найдите опорные слова в каждой части текста; - найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; - найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; - обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, фразеологизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова, просторечные или слова возвышенного стиля (с какой целью они употреблены автором?);
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами (повторение согласных звуков – аллитерация; гласных - ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или динамичного описания движения; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и др.)
16. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений; многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).
17. Сформулируйте главную мысль текста (что хотел сказать автор?).
18. Каково ваше впечатление от текста?
19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.
При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем анализа определяется характером самого текста, его особенностями.
Предварительный просмотр:
План сравнительного анализа стихотворений
- Творческая история произведения (дата написания, текстология)
во-первых, учащемуся необходимо вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах было написано стихотворение, какое биографическое, политическое или другое событие побудило автора к его написанию, то есть выявление историко-культурных реалий текста. Если мы говорим о сопоставлении, то следует вспомнить историю создания обоих лирических произведений, постараться увидеть, что сближает их с точки зрения исторической эпохи.
во-вторых, было бы неплохо, если бы анализирующий обозначил место стихотворений в творческой эволюции поэтов; сопоставил историю критических оценок
- Жанровое своеобразие
Следующий этап - это сопоставление жанров лирических произведений. Стихотворения могут принадлежать к одному жанру, например, сонет, элегия, послание
и др., а могут относиться к разным. Тогда возникает необходимость обоснования выбора данного жанра авторами.
- Идейное содержание
Во-первых, необходимо выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве одного и другого поэта, а также попытку ее интерпретации.
Во- вторых, учащийся определяет тематику и проблематику сопоставляемых произведений, находит точки соприкосновения: Символы, образы, мифологемы, ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению. Следует проанализировать также семантику заглавия, его связь с основной поэтической идеей. Важно правильно определить главную мысль каждого стихотворения, проследить, как перекликается одна с другой, умело применяя и комментируя цитаты, основываясь на собственном восприятии анализируемых текстов.
Необходимо сопоставление и по эмоциональной окраске, по настроению, которое создается при прочтении данных стихотворений. Именно в этот момент легко выйти на те сокровенные мысли и чувства, которые хотели передать авторы стихотворений, увидеть и услышать их перекличку. Или, наоборот, почувствовать пафосное звучание стихотворных строк, затрагивающих важную общественно-политическую проблему.
- Композиционные особенности
Композиционный анализ сопоставляемых произведений очень важен с точки зрения единства содержания и формы. Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения строятся на антитезе как основном приеме.
- Время и пространство в стихотворениях
Как и в реальной жизни, в литературном произведении есть свое время и пространство. Данные категории могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до душевных переживаний индивида. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между глобальным и индивидуальным, общественным и личным. Ведь именно на этом строится, например, основной конфликт лирического героя романтизма с миром, в котором он вынужден жить.
- Развитие образа лирического героя
Для анализа образа лирического героя необходимо разобраться в том, кто он - речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогом самого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора.
В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?
- Художественные особенности лирического произведения
Обратимся теперь к средствам выразительности, которые используют авторы сопоставляемых произведений. Напомню: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.
ТРОПЫ | СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ |
Эпитеты | Звукопись: ассонанс (повторение гласных), аллитерация (согласных) |
Метафоры | Инверсия |
Сравнения | Параллелизм |
Олицетворения | Отрицательный параллелизм |
Ирония | Риторический вопрос |
Сарказм | Риторическое восклицание |
Оксюморон | Риторическое обращение |
Гипербола | Повторы: анафора (повторяющееся начало), эпифора (повторяющийся конец) |
Гротеск | Ряды однородных членов |
Литота | Расчлененные конструкции (парцелляция) |
Метонимия | Эллипсис |
Синекдоха | |
Перифраза | |
Аллегория | |
Антитеза | |
Символ |
Участник олимпиады должен проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств, их роль в идейном содержании произведения, выражении мыслей и чувств лирического «Я»:
8. Ритмика и метрика
Чтобы анализ (сопоставительный) был целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.
Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:
- Силлабическое
- Тоническое
- Силлабо-тоническое (наиболее характерное и распространенное в русской поэзии).
Стихотворные размеры, сложившиеся со времен Пушкина, мало изменились.
ДВУСЛОЖНЫЕ | ТРЕХСЛОЖНЫЕ |
Хорей придает возвышенный тон, содержанию – динамику и напряжение, создает светлое, приподнятое настроение | Дактиль придает размеренность и неторопливость, характерен для элегий и размышлений. Подводит к спокойному, неторопливому рассказу. |
Ямб передает поступательное движение, повествует, передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного и задумчиво-философского | Амфибрахий придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть. |
Анапест стремителен, порывист, выражает быстроту движения. Песенность и напевность характерны для сказочных и балладных сюжетов | |
Спондей – сверхсистемное ударение (лишнее) на ритмически слабом слоге | |
Пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге |
Вспомним виды рифм и рифмовки:
Рифма - звуковой повтор в конце строки | Рифмовка |
Мужская – (ударный последний слог) придает логический итог, твердость, резкость, обрывистость | Перекрестная АБАБ |
Женская – (ударный второй от конца слог) помогает передать незаконченность речи, нежность, плавность | Парная ААББ |
Дактилическая - передает философские рассуждения | Кольцевая (опоясывающая) АББА |
Белый стих (верлибр) – отсутствие всякой рифмы |
И последнее – по возможности, учащемуся следует определить особенности строфики анализируемых стихотворений.
- Терцина – АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
- Байроническая строфа(10 строк) – особая строфа со своеобразным порядком рифм
- Онегинская строфа - 14 строк – АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
- Октава -8 строк – передает то грусть, то радость
- Сонет – 14 строк - АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
- Четверостишие (катрен)
- Двустишие
- Трехстишие
- Пятистишие
- Секстина (шестистишие)
- Семистишие
Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут учащемуся лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений художников слова.
В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
Подготовка к олимпиадам в школьном курсе математики. 11 класс.
В этой методической разработке приведены задачи, которые стали олимпиадной классикой и использовались в процессе подготовки учащихся 11-х классов к олимпиадам. Этот мат...
Сборник задач для подготовки к олимпиадам.
В брошюре собраны задачи, которые могут быть полезны ученикам 7-9 класса, готовящимся к школьным и муниципальным олимпиадам по математике. Тематика задач разная: принцип Дерихле, четность-нечетн...
Тест для Кадыровой К. Подготовка к олимпиаде.
Материалы для подготовки к олимпиаде....
Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре
Тест создан в форме мини-сайта. Пособие адресовано учителям физической культуры для поддержания у учащихся интереса к предмету, проверке знаний, может быть полезно старшеклассникам для сам...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...
тренажеры для подготовки к олимпиаде по праву
при помощи тренажеров отрабатываются определения. Это полезно как для подготовки к олимпиаде по праву . тае и для подготовки к ЕГЭ блок право....