«Я лучшей доли не искал» (жизнь и творчество А.Блока)
материал по литературе (9 класс) на тему

Леутина Елена Валентиновна

Хочу рассказать о великом поэте А. Блоке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Я лучшей доли не искал»

(жизнь и творчество А.Блока)

Ход мероприятия

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

Учитель: Сегодня мы будем говорить о великом поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он – слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.

Чтец:

Поэзия – великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия, твоя столица – Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок.

Чтец:

Блок на небе видел разводы.

 Ему предвещал небосклон

Большую грозу, непогоду,

Великую бурю, циклон.

 Блок ждал этой бури и встряски.

Её огневые штрихи

 Боязнью и жаждой развязки

Легли в его жизнь и стихи.

Чтец:

Шел все выше он тропами Данко,
Опаленными темным огнем,
Но великая честность таланта
Свет зари положила на нем.
И как песни слова огневые,
Перед ним в грозовой тишине
Встал сверкающий образ России,
Прискакавшей на алом коне.
Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажег
И народ не забудет простого,
Благородного имени – Блок.

 Ведущий: Александр Александрович Блок прошёл недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили  не слыханные ранее исторические перемены. Старая и новая Россия, её прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали поэта и на которые он искал ответ.

Ведущий: А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Он вырос в огражденной от жизненных тягот и бурь интеллигентской среде. К.И.Чуковский пишет: «Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько дала она Блоку. С самого раннего детства

…он был заботой женщин нежной
От грубой жизни огражден.

Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, няня, тетя Катя – не слишком ли много обожающих женщин?

Ведущий: Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех ее членов, которые из поколения в поколения служили наукам. Отец поэта – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, мать Блока и две ее сестры – занимались литературными  переводами. Дед по матери Андрей Николаевич Бекетов ученый-ботаник, ректор Петербургского университета, бабушка Блока – дочь известного исследователя Средней Азии, сама занималась литературой, научными и художественными переводами. А будущая жена – дочь знаменитого химика Д.И. Менделеева.

Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника - Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово. …по холмам и по ложбинам,

Меж полосами светлой ржи

Бегут, сбегаются к овинам

Темно-зеленые межи,

Стада белеют, серебрятся

Далекой речки рукава…

Белеет церковь над рекою,

 За ней опять – леса, поля…

Ведущий: Это был стройный мальчик, с вьющимися светлыми волосами, веселый, шаловливый, в детстве общительный, а с годами все более замкнутый, чуждающийся «пошлой» житейской обстановки. Характер у Саши был в юности мягкий и сдержанный. В нем преобладали светлые черты матери и деда Бекетова. А от отца сын унаследовал сильный темперамент, глубину чувств, некоторые стороны ума и удивительную музыкальность, которая  сказалась в необычайной музыкальности его стиха и в разнообразии ритмов. У  молодого Блока  был собственный мир, полный красок, звуков, юношески неопределенной тоски по прекрасному.

Ведущий: Путь из «бекетовской теплицы» к людям, к «страшному миру»  был трудным и психологически сложным. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без нее было невозможно жить. Ее принесла поэту любовь. Дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева в свои шестнадцать лет слыла красавицей. Знакомы они с Блоком были с детства, но новая встреча перевернула мир поэта - он встретил Музу, Прекрасную Даму, Любовь. 

Чтец:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим лицам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Чтец: Первый сборник стихов Блока был написан в течение 1901-1902 годов. Назывался он – «Стихи о Прекрасной Даме». Книга поразила всех чистотой и искренностью.

Ты в поля отошла без возврата
Да святится Имя Твое
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну,
Если все мольбы отзвенели,
Утомленный в поле усну!
Ты пройдешь в золотой порфире
Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излученный путь.

Ведущий: «Мировая Душа», «Вечная Женственность», которая спасет мир, определили название сборника – «Стихи о Прекрасной Даме». Этот сборник поэт  посвятил своей жене  Любови Дмитриевне Менделеевой. Их более 800. Именно они   принесли автору известность первого поэта России. Блок говорил, что стихи, написанные с 1898 по 1903 год, можно рассматривать как лирический дневник, так точно они отразили ощущения тех лет. Чтобы понять Блока, нужно проникнуть в его мир. Сквозь мрак времени поэт мучительно рвался к ясному слову.

Чтец:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном – предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя,
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменить облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как горизонт! И лучезарность близко,
Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Ведущий: Прекрасная Дама нисходит со сферических высот к нам, земным людям, и оказывается доброй девушкой с тяжелой золотой косой. Такая же коса тяжелого литого золота была у Любови Дмитриевны Менделеевой.

Убегаю в прошедшее,
Закрываю от страха глаза.
На листах холодеющей книги
Золотая девичья коса.

Ведущий:  В  1906 году поэт пишет стихотворение, ставшее одним из его лучших романтических произведений. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.

Чтец:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Чтец:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Уже не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Ведущий: Творческий гений Блока, его бесконечная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. Жизнь Блока совпадала с эпохой заката царизма. Углубился разрыв между народом и интеллигенцией. Лучших людей томила тоска не в ожидании рассвета, а от сознания, что рассвет никогда не наступит. Поэт стремился подняться на высоту понимания исторических задач, стоящих перед родиной и народом:

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

Ведущий: Революция открыла Блоку «подлинное лицо проснувшейся жизни», пробудила в нем ответственность за свое писательское дело. В октябре 1905 года он участвует в одной из демонстраций и несет во главе ее красное знамя. Поэзия Блока все больше проникается демократическим духом. В ней звучит взволнованный голос поэта.

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью,
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.
Но за любовью – зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: «Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

Ведущий: Вскоре Блок создает стихотворение, резко отличающееся от всего написанного ранее, – «Фабрика». Поэт с новой вершины глянул на мир и увидел, что кроме Прекрасной Дамы есть еще и «согнутые спины», на которых «тяжело лежит работа». Для него наступает пора открытий. Скорбная музыка стиха нагнетает ощущение мрачного неблагополучия.

Чтец:

В соседнем доме окна желты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Ведущий: Слава Блока росла, но тягостное ощущение одиночества и безысходности не покидало его. В декабре 1907 г. он писал матери: «Жизнь становится все трудней — очень холодно. Бессмысленное прожигание больших денег и какая пустота кругом: точно все люди разлюбили и покинули, а впрочем, вероятно, и не любили никогда...» В январе 1908 г. он жаловался жене: «Жить мне нестерпимо трудно... Такое холодное одиночество — шляешься по кабакам и пьешь». В начале 1909 г. в письме матери опять о том же: «Я никогда еще не был, мама, в таком угнетенном состоянии, как в эти дни. Все, что я вижу, одинаково постыло мне, и все люди тяжелы».

Чтец:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
 

Ведущий:  Первая мировая, начавшаяся летом 1914 г., с самого начала вселяла в Блока зловещие предчувствия. В апреле 1916 г. Блок был призван в армию. Правда, на фронт он не попал, а  был определен писарем в 13-ю инженерно-строительную дружину, которая  занималась сооружением запасных оборонительных позиций.

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком 
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели 
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали 
Были дымные тучи в крови. 
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие — не в лад — Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука. 
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист 
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток 
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей все неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это — ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость — ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть — ее застилает отравленный пар 
С галицийских кровавых полей…

Ведущий: В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах».  В слове «революция» он, по его словам, ощущал нечто «страшное»: беспощадность народной расправы, большую кровь и невинные жертвы. В темном зеркале «музыки» он увидел торжество «стихии»: черную ночь, белый снег, красный флаг, красную кровь на снегу и вьюгу, вьюгу, вьюгу... Все эти мысли, ощущения, наблюдения и предчувствия воплотились в последнем великом творении Блока — «Двенадцать». Поэма эта питалась восторгом гибели. Он воспел здесь именно то, от чего в свое время с ужасом отшатнулся Пушкин — русский бунт, «бессмысленный и беспощадный».

Поэма была закончена 29-го числа. В этот день он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг... Сегодня я — гений».  Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе — такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как «Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных витринах, на знаменах красноармейцев и моряков.

Ведущий:  Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил: «Это все – о России». Россия для Блока  – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое». «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,»- писал Блок К.Станиславскому. Образ Родины проявляется в лирике поэта постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия - это таинственная, колдовская земля, разноликая, овеянная ворожбой, непостижимой тайной:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Ведущий: Блок бесконечно любил Россию – её старину и её светлое будущее, её землю и небо, её снега и звёзды…Это была удивительная любовь, глубоко личное чувство.

Чтец:

Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих,
Лишь слышно - ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным...

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет...
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком...

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Ведущий: в стихотворении «На железной дороге» Блок прибегает к более широкому обобщению: в портрете крестьянки  проглядывает  лик всей  России:

Видео

Чтец:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...

Да что - давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.

Ведущий: Облик России видится поэту через дороги, ветры, пути. Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может её «заманить» и «обмануть», и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадёт. Сложное, стремительное, бушующее время… И всё-таки…великое время!

Чтец:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..


Ведущий: Он любил этот неуютный мир. Родной простор, где история вплеталась в настоящее. Он чувствовал себя неотделимым от красоты, тишины. Это были его доли, его жизнь, его Россия. Стихи звучат как призыв и клятва:

О Русь моя! Жена моя! До боли
Наш ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь,
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Ведущий:

В апреле 1919 г. Блоку предложили стать председателем художественного совета недавно основанного Большого драматического театра. Но все эти занятия вскоре перестали его удовлетворять. Возвратилось прежнее ощущение бессмысленности существования. В начале 1921 г. Блоком овладело чувство бесконечной усталости. Вскоре Блок потерял всякий интерес к жизни и однажды признался Чулкову, что «очень хочет умереть».

 Ветреное, дождливое утро 7 августа, одиннадцать часов утра, воскресение. . . Перестало биться сердце великого поэта, измученное, исстрадавшееся. В доме – мать, жена. У окна плачет Анна Ахматова.  Ушел человек, ушел гений.  Люди несут гроб к Смоленскому кладбищу.  На глазах у них слезы.

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем

И в ночь идет и плачет уходя.

Ведущий: В стихах А. Блока много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом? Трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пессимизмом, «отрицанием жизни». Он не только не отрицает жизни, но, напротив, утверждает жизнь в идеальной форме. Блок говорил: «Великие художники России – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и томиться в этом мраке, ибо они верили в свет... Они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что  жизнь прекрасна»:

Чтец:

И я люблю сей мир ужасный,
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески – простой.

Чтец:

Благословляю всё, что было,

Я лучшей доли не искал.

 О, сердце, сколько ты любило!

 О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке

Я не утратил прежний свет.

Ведущий: Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. До нас дошел его пророческий голос:

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

Учитель: Для понимания поэзии и личности Блока мало только книг, в которых дается толкование его поэтической судьбы. После Блока нам остались его дневники, статьи, письма, воспоминания современников. Читайте их. Они в большей степени, чем любая книга о Блоке, помогут вам узнать, «когда и чем жил поэт», приблизитесь к пониманию одного из величайших проявлений человеческого духа – поэзии Блока. Горит поэтическая звезда Блока, делая нас мудрее, чище и разумнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Блока"

Содержит материалы о жизни и творчестве А.Блока...

Жизнь и творчество Александра Блока

Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока...

Жизнь и творчество А.Блока

Жизнь и творчество А.Блока 11 класс...

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"...

Музыкально-литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.Блока

Данную композицию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях по предмету....

Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока

Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....

Жизнь и творчество Александра Блока

Презентацияк уроку литературыв 11 классе....