Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Материалы дя урока обобщения по творчеству Л.Н.Толстого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_tvorchestvu_l.tolstogo.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
1 конкурс.
Блиц по биографии писателя.
Право ответа получает команда, первой поднявшая руку.
За правильный ответ 1 балл.
1. Назовите место рождения Льва Толстого. | Ясная Поляна. |
2. Назовите имена родителей Толстого. | Мария Николаевна, Николай Ильич. |
3. Как звали тетушку писателя, которая после смерти матери взяла на себя заботы о детях Толстых? | Татьяна Александровна Ергольская |
4. Сколько братьев и сестер было у Льва Толстого? | Три брата: Николай, Дмитрий, Сергей, сестра Мария. |
5. В какой университет поступает Толстой в 1844 году? (В университет какого города?) | Казанский университет. |
6. Участником какой войны стал Толстой на Кавказе в 1853 году? | Крымская война (Русско-турецкая) |
7. Перечислите названия месяцев, которые использованы в заглавии «Севастопольских рассказов». | Декабрь, май, август. |
8. Как называется трилогия Л. Толстого о разных эпохах в жизни человека? | «Детство», «Отрочество», «Юность». |
9. Назовите имя, отчество, фамилию жены писателя. | Софья Андреевна Берс. |
10. Был ли Толстой за границей? Если – да, то какие страны он посетил? | Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и в 1861 г.г. Он посетил Германию, Италию, Швейцарию. |
11. В 1862 году, находясь в Ясной Поляне, Толстой писал: «Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю». Какой именно деятельностью занимается Толстой так увлеченно? | Так увлеченно Толстой занимается педагогической работой. |
12. В процессе работы над историческим романом Толстой давал ему названия «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Декабрист». Назовите окончательный вариант. | «Война и мир». |
13. Назовите роман, в котором Толстой, по его собственному признанию, любил «мысль семейную». | «Анна Каренина». |
14. Назовите рассказ Толстого 1856 года, герой которого, Дмитрий Нехлюдов, решил избавить крестьян от бедности, дать им образование, развить их нравственно. | «Утро помещика». |
15. Сторонников этого учения в начале двадцатого века можно было встретить не только в России, но и в Англии, Голландии, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Чили. Они покидала города, организовывали земледельческие колонии, пытались воплотить в жизнь религиозные принципы, занимались распространением своих идей в народе. Как они себя называли? | Толстовцы. |
16. Назовите роман Толстого, вышедший в свет в последний год девятнадцатого века. | «Воскресение» |
17. Назовите главного героя «Севастопольских рассказов» Толстого, которого он «старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен». | «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». |
2 конкурс.
Лицом к лицу с героями Толстого.
Домашнее задание. Команды получили задание представить одного из героев «Войны и мира».
Соперникам предстоит угадать, кто перед ними. (Звучат выступления «литературных героев». Соперники угадывают, о чем идет речь). Максимальная оценка 5 баллов.
Вопросы «героям» «Войны и мира»:
Вопрос к князю Андрею: Вы – князь Андрей. Вы узнали в плачущем раненом своего врага. Кто он? Что с ним? Опишите свое состояние там, в лазарете. | В несчастном плачущем раненом он узнал Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу. Болконский не сразу вспомнил, в чем состоит связь его жизни с жизнью этого человека. «…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Т.3, ч.3, гл 37. |
Вопрос к Платону Каратаеву: Вы – Платон Каратаев. Вас о чем-то попросил француз. О чем? Как вы отнеслись к появлению рядом барина (Пьера)? Расскажите о том, как вы попали в солдаты. Какое у вас было прозвище? | Француз попросил Каратаева сшить ему рубашку, Каратаев это исполнил. Т.4, ч.2, гл.11. Каратаев с сочувствием отнесся к появлению в балагане Пьера. Каратаев первым начинает разговор, утешает Пьера, говорит с «нежно-певучей лаской», заботится о Пьере, приносит ему несколько печеных картошек. В солдаты попал, когда ехал в чужую рощу за лесом, попался сторожу, его секли, судили и отдали в солдаты. Если бы не Платон, пришлось бы его брату идти, у которого 5 детей. На службе его прозвали Соколиком за то, что он часто обращается с этим словом к собеседнику. Т.4, ч.1, гл.12. |
Вопрос к Наполеону: Вы – Наполеон. Скоро начнется Бородинское сражение. Что вам подарили? Опишите свое состояние. | Принесли подарок от императрицы. Это написанный Жераром портрет мальчика «рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то назвали королем Рима». Он был изображен играющим на бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в др. руке изображала скипетр. Наполеону понравился портрет. Он чувствовал, что его слова и действия сейчас войдут в историю. Он решил показать отеческую нежность. Он сел на стул, рассматривая портрет, потом дотронулся до шероховатости холста, приказал вынести портрет перед палаткой, чтобы им могла полюбоваться гвардия. Т.3, ч.2, гл.26. |
За развернутый правильный ответ – 3 балла.
3 конкурс.
В мире живописи.
Художники много раз обращались к образам, созданным Толстым, известно много иллюстраторов его произведений. Да и сам писатель позировал разным художникам, и каждый видел его по-своему.
Перед вами портреты Толстого. Укажите авторов известных вам портретов. Ответы запишите под номерами, соответствующими номерам на портретах.
За правильный ответ – 1 балл.
Вторая часть конкурса посвящена иллюстрациям к произведению Толстого. Необходимо указать художника – автора иллюстрации, произведение Толстого и эпизод, изображенный художником. Ответы дайте письменно.
Максимальная оценка – 3 балла (правильно названное произведение – 1 балл, эпизод – 1 балл, художник – 1 балл).
4 конкурс.
«Конкурс детективов».
Перед вами уцелевшие обрывки писем героев «Войны и мира». Они сильно пострадали во время пожара. Вам предстоит восстановить цепь событий и ответить, кто автор письма и кому оно было адресовано, а также прокомментировать, при каких обстоятельствах было н6аписано письмо.
За развернутый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в Английскую гостиницу». | Николай Ростов получил такую записку от Долохова. Долохов не пожелал бывать в доме Ростовых после отказа Сони. (т.2, ч.1, гл.13) |
2. «Мне слишком тяжело было думать, что я могут быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить…». | Соня пишет Николаю по просьбе графини Ростовой; возвращает ему данное слово и дает свободу. Т.4, ч.1, гл. 7. |
3. «Обожаемый друг души моей. Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я чел бы себя бесчестным не только перед всеми товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочел свое счастие своему долгу и любви к отчеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди». | Письмо Николая Ростова Соне из армии. Т.3, ч. 1, гл.12. Ростовы просили Николая выйти в отставку и приехать и приехать домой. |
5 конкурс.
Закончите цитату.
Вам необходимо продолжить цитату из «Войны и мира», которую читает ведущий.
1. «В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России, и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости……..» | ………Бранау |
2. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве 1000 сажен между Бородиным и ……. | ………. флешами Багратиона. |
3. «Лысые горы, именье Николая Андреевича Болконского, находилось в шестидесяти верстах от……………» | …………Смоленска |
За правильный ответ команда получает 1 балл.
6 конкурс.
«Толстовская энциклопедия»
При ответе на вопросы вам потребуется знание быта, мер длины и скорости, родов войск начала девятнадцатого века, то есть времени, описанного в романе «Война и мир».
Каждой команде будет задано по 2 вопроса.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопрос | Ответ, комментарии |
При описании Бородинского сражения Толстой упоминает, что русский эскадрон от французских войск отделяло «пустое пространство сажен в триста». А какое это расстояние в современных мерах длины? | Сажень равна 2,13 метра. Триста сажень – 639 метров. |
В неоконченном романе «Декабристы» речь идет о некоем князе Иване, «который теперь обер-гоф-кафермейстер (он назвал что-то в этом роде) и был министром». Что стремился выразить Толстой, давая своему герою такой чин? Насколько высоким было это звание? | Никакого обер-гоф-кафермейстера никогда не существовало, выдуманный чин удачно пародирует тяжеловесные немецкие названия придворных чинов, показывая неприязнь Толстого к окружающей царский трон камарилье. |
В романе «Война и мир» Андрей Болконский командовал егерским полком, действия которого описаны на страницах третьего тома романа. К какому виду войск относились егеря? Какая роль отводилась им в сражении? | Егерские полки – вид легкой пехоты. Быстрые егеря действовали впереди основной массы войск в рассыпном строю, отличались меткой стрельбой и маневренностью. После 1812 года появились конные егеря, вошедшие в легкую кавалерию. |
До того, как Николай Ростов получает офицерский чин, Толстой называет его юнкером. Кого в начале девятнадцатого века называли юнкерами? | В первой половине девятнадцатого века так назывались молодые дворяне, добровольно вступившие на военную службу, не имея специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, после чего получали первый офицерский чин – прапорщика или корнета. |
«Всех гончих было выведено двадцать четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более 40 борзых…» так описывает Толстой начало охоты. Кто такие доезжачие, выжлятники, борзятники? | Доезжачий – старший псарь, ведавший обучением борзых собак и распоряжавшийся собаками во время охоты. (Псари ухаживали за охотничьими собаками). Выжлятник (от выжлец – гончий кобель, выжлица – гончая сука) ведал гончими собаками, борзятник или борзовщик – борзыми. |
Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час». Переведите 18 верст в час в современные меры скорости. | Верста – 1,06 км. 18 верст в час – 19,08 км/ч. |
7 конкурс.
Ребус.
Домашнее задание.
Команды подготовили ребусы, зашифровав в них фамилию одного из героев романа «Война и мир». Команды по очереди предлагают соперникам отгадать ребусы, назвать фамилию героя. Жюри оценивает оформление ребуса и правильные ответы команд.
За оформление ребуса максимально 3 балла, за правильно разгаданный ребус – 3 балла.
8 конкурс
Конкурс капитанов
Капитаны команд получают вопросы, касающиеся философии Толстого, авторской позиции в романе «Война и мир». Время для подготовки ответа – 10-15 минут. После этого капитан должен выступить с развернутым ответом на вопрос.
Почему Л.Н.Толстой дорожил антитезой «война» и «мир», вынеся ее в заглавие романа? | Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в разных проявлениях. Многозначность слов «война» и «мир» позволяет утверждать, что они являются не только темой романа, но и его художественной идеей. Гармония человеческих отношений противопоставлена в романе всякой разрушительной борьбе. Причем это не только военные эпизоды, но и связанные с ними по ассоциации картины мирной жизни, где есть место эгоистическому расчету, корысти, вражде (борьба за мозаиковый портфель, стремление Элен выйти замуж за Пьера, фальш светских отношений в салоне Шерер и др.) На противоположном полюсе – любовь и взаимопонимание (семья Ростовых), верность дворянскому долгу, уважение друг к другу (Болконские) и другие. По мнению Толстого, движение жизни обусловлено противостоянием и противоборством двух полярных начал бытия. |
Почему писатель уделяет особое внимание семье и внутрисемейным отношениям? | Семья в системе философских воззрений Толстого является основой жизни, ее нравственной почвой. Подтверждением тому может служить подробный рассказ о семье Ростовых, представители которой близки идеалу Толстого, мудры «умом сердца». Непротиворечиво противопоставлена ей семья Болконских, членам которой присущи иные качества личности: они, скорее, живут «умом ума». В эпилоге романа показана идеальная семья Наташи и Пьера, воспитывающая сына А.Болконского. |
В чем неоднозначность взглядов Л.Н.Толстого на народ, проявившаяся в романе? | В эпопее народ представлен в двух ракурсах. В первом народ изображен как единство, объединенное нравственными традициями («мир»). Это наиболее ярко проявилось в «скрытой теплоте патриотизма». Во втором ракурсе народ показан как толпа, лишенная «простоты, добра и правды» (бунт в Богучарове, расправа над Верещагиным). Такой агрессивный массе нужен в качестве предводителя «человек без убеждений, без привычек». |
Максимальная оценка 5 баллов.
В это время команды показывают инсценированные фрагменты романа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по теме «Творчество Л.Н.Толстого»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк литературной игре по творчеству Л.Н.ТолстогоАвтор:Окунева Наталья ФёдоровнаОбразовательное учреждение: МОУ ООШ № 27 станицы Советская Краснодарского края Новокубанского ра...
Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
Презентация по литературному чтению 3 класс...
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
Материалы дя урока обобщения по творчеству Л.Н.Толстого...
Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого...
Викторина по творчеству Алексея Константиновича Толстого
В статье представлена викторина, посвященная жизни и творчеству А.К. Толстого. Она направлена на развитие интереса к изучению дисциплины «Русский язык и литература», в частности к творчеству поэта-зем...
Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
Факты биографии, "Война и мир", "После бала", "Кавказский пленник"...