Викторина по творчеству Л.Н.Толстого
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Материалы дя урока обобщения по творчеству Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_tvorchestvu_l.tolstogo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого

                                                                  1 конкурс.

Блиц по биографии писателя.

Право ответа получает команда, первой поднявшая руку.

            За правильный ответ 1 балл.

1. Назовите место рождения Льва Толстого.

Ясная Поляна.

2. Назовите имена родителей Толстого.

Мария Николаевна, Николай Ильич.

3. Как звали тетушку писателя, которая после смерти матери взяла на себя заботы о детях Толстых?

Татьяна Александровна Ергольская

4. Сколько братьев и сестер было у Льва Толстого?

Три брата: Николай, Дмитрий, Сергей, сестра Мария.

5. В какой университет поступает Толстой в 1844 году? (В университет какого города?)

Казанский университет.

6. Участником какой войны стал Толстой на Кавказе в 1853 году?

Крымская война (Русско-турецкая)

7. Перечислите названия месяцев, которые использованы в заглавии «Севастопольских рассказов».

Декабрь, май, август.

8. Как называется трилогия Л. Толстого о разных эпохах в жизни человека?

«Детство», «Отрочество», «Юность».

9. Назовите имя, отчество, фамилию жены писателя.

Софья Андреевна Берс.

10. Был ли Толстой за границей? Если – да, то какие страны он посетил?

Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и в 1861 г.г. Он посетил Германию, Италию, Швейцарию.

11. В 1862 году, находясь в Ясной Поляне, Толстой писал: «Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю». Какой именно деятельностью занимается Толстой так увлеченно?

Так увлеченно Толстой занимается педагогической работой.

12. В процессе работы над историческим романом Толстой давал ему названия «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Декабрист». Назовите окончательный вариант.

«Война и мир».

13. Назовите роман, в котором Толстой, по его собственному признанию, любил «мысль семейную».

«Анна Каренина».

14. Назовите рассказ Толстого 1856 года, герой которого, Дмитрий Нехлюдов, решил избавить крестьян от бедности, дать им образование, развить их нравственно.

«Утро помещика».

15. Сторонников этого учения в начале двадцатого века можно было встретить не только в России, но и в Англии, Голландии, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Чили. Они покидала города, организовывали земледельческие колонии, пытались воплотить в жизнь религиозные принципы, занимались распространением своих идей в народе. Как они себя называли?

Толстовцы.

16. Назовите роман Толстого, вышедший в свет в последний год девятнадцатого века.

«Воскресение»

17. Назовите главного героя «Севастопольских рассказов» Толстого, которого он «старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен».

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

2 конкурс.

Лицом к лицу с героями Толстого.

Домашнее задание. Команды получили задание представить одного из героев «Войны и мира».

Соперникам предстоит угадать, кто перед ними. (Звучат выступления «литературных героев». Соперники угадывают, о чем идет речь). Максимальная оценка 5 баллов.

Вопросы «героям» «Войны и мира»:

Вопрос к князю Андрею:

Вы – князь Андрей. Вы узнали в плачущем раненом своего врага. Кто он? Что с ним? Опишите свое состояние там, в лазарете.

В несчастном плачущем раненом он узнал Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу. Болконский не сразу вспомнил, в чем состоит связь его жизни с жизнью этого человека. «…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Т.3, ч.3, гл 37.

Вопрос к Платону Каратаеву:

Вы – Платон Каратаев. Вас о чем-то попросил француз. О чем? Как вы отнеслись к появлению рядом барина (Пьера)? Расскажите о том, как вы попали в солдаты. Какое у вас было прозвище?

Француз попросил Каратаева сшить ему рубашку, Каратаев это исполнил. Т.4, ч.2, гл.11.

Каратаев с сочувствием отнесся к появлению в балагане Пьера. Каратаев первым начинает разговор, утешает Пьера, говорит с «нежно-певучей лаской», заботится о Пьере, приносит ему несколько печеных картошек.

В солдаты попал, когда ехал в чужую рощу за лесом, попался сторожу, его секли, судили и отдали в солдаты. Если бы не Платон, пришлось бы его брату идти, у которого 5 детей.

На службе его прозвали Соколиком за то, что он часто обращается с этим словом к собеседнику. Т.4, ч.1, гл.12.

Вопрос к Наполеону:

Вы – Наполеон. Скоро начнется Бородинское сражение. Что вам подарили? Опишите свое состояние.

Принесли подарок от императрицы. Это написанный Жераром портрет мальчика «рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то назвали королем Рима». Он был изображен играющим на бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в др. руке изображала скипетр. Наполеону понравился портрет. Он чувствовал, что его слова и действия сейчас войдут в историю. Он решил показать отеческую нежность. Он сел на стул, рассматривая портрет, потом дотронулся до шероховатости холста, приказал вынести портрет перед палаткой, чтобы им могла полюбоваться гвардия. Т.3, ч.2, гл.26.

За развернутый правильный ответ – 3 балла.

3 конкурс.

В мире живописи.

Художники много раз обращались к образам, созданным Толстым, известно много иллюстраторов его произведений. Да и сам писатель позировал разным художникам, и каждый видел его по-своему.

Перед вами портреты Толстого. Укажите авторов известных вам портретов. Ответы запишите под номерами, соответствующими номерам на портретах.

За правильный ответ – 1 балл.

Вторая часть конкурса посвящена иллюстрациям к произведению Толстого. Необходимо указать художника – автора иллюстрации, произведение Толстого и эпизод, изображенный художником. Ответы дайте письменно.

Максимальная оценка – 3 балла (правильно названное произведение – 1 балл, эпизод – 1 балл, художник – 1 балл).

4 конкурс.

«Конкурс детективов».

Перед вами уцелевшие обрывки писем героев «Войны и мира». Они сильно пострадали во время пожара. Вам предстоит восстановить цепь событий  и ответить, кто автор письма и кому оно было адресовано, а также прокомментировать, при каких обстоятельствах было н6аписано письмо.  

За развернутый правильный ответ команда получает 2 балла.

1. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в Английскую гостиницу».

Николай Ростов получил такую записку от Долохова. Долохов не пожелал бывать в доме Ростовых после отказа Сони. (т.2, ч.1, гл.13)

2. «Мне слишком тяжело было думать, что я могут быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить…».

Соня пишет Николаю по просьбе графини Ростовой; возвращает ему данное слово и дает свободу. Т.4, ч.1, гл. 7.

3. «Обожаемый друг души моей. Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я чел бы себя бесчестным не только перед всеми товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочел свое счастие своему долгу и любви к отчеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди».

Письмо Николая Ростова Соне из армии.

Т.3, ч. 1, гл.12. Ростовы просили Николая выйти в отставку и приехать и приехать домой.

5 конкурс.

Закончите цитату.

Вам необходимо продолжить цитату из «Войны и мира», которую читает ведущий.

1. «В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России, и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости……..»

………Бранау

2. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве 1000 сажен между Бородиным и …….

………. флешами Багратиона.

3. «Лысые горы, именье Николая Андреевича Болконского, находилось в шестидесяти верстах от……………»

…………Смоленска

За правильный ответ команда получает 1 балл.

6 конкурс.

«Толстовская энциклопедия»

При ответе на вопросы вам потребуется знание быта, мер длины и скорости, родов войск начала девятнадцатого века, то есть времени, описанного в романе «Война и мир».

Каждой команде будет задано по 2 вопроса.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопрос

Ответ, комментарии

При описании Бородинского сражения Толстой упоминает, что русский эскадрон от французских войск отделяло «пустое пространство сажен в триста». А какое это расстояние в современных мерах длины?

Сажень равна 2,13 метра. Триста сажень – 639 метров.

В неоконченном романе «Декабристы» речь идет о некоем князе Иване, «который теперь обер-гоф-кафермейстер (он назвал что-то в этом роде) и был министром». Что стремился выразить Толстой, давая своему герою такой чин? Насколько высоким было это звание?

Никакого обер-гоф-кафермейстера никогда не существовало, выдуманный чин удачно пародирует тяжеловесные немецкие названия придворных чинов, показывая неприязнь Толстого к окружающей царский трон камарилье.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский командовал егерским полком, действия которого описаны на страницах третьего тома романа. К какому виду войск относились егеря? Какая роль отводилась им в сражении?

Егерские полки – вид легкой пехоты. Быстрые егеря действовали впереди основной массы войск в рассыпном строю, отличались меткой стрельбой и маневренностью. После 1812 года появились конные егеря, вошедшие в легкую кавалерию.

До того, как Николай Ростов получает офицерский чин, Толстой называет его юнкером. Кого в начале девятнадцатого века называли юнкерами?

В первой половине девятнадцатого века так назывались молодые дворяне, добровольно вступившие на военную службу, не имея специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, после чего получали первый офицерский чин – прапорщика или корнета.

«Всех гончих было выведено двадцать четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более 40 борзых…» так описывает Толстой начало охоты. Кто такие доезжачие, выжлятники, борзятники?

Доезжачий – старший псарь, ведавший обучением борзых собак и распоряжавшийся собаками во время охоты. (Псари ухаживали за охотничьими собаками). Выжлятник (от выжлец – гончий кобель, выжлица – гончая сука) ведал гончими собаками, борзятник или борзовщик – борзыми.

Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час». Переведите 18 верст в час в современные меры скорости.

Верста – 1,06 км. 18 верст в час – 19,08 км/ч.

7 конкурс.

Ребус.

Домашнее задание.

Команды подготовили ребусы, зашифровав в них фамилию одного из героев романа «Война и мир». Команды по очереди предлагают соперникам отгадать ребусы, назвать фамилию героя. Жюри оценивает оформление ребуса и правильные ответы команд.

За оформление ребуса максимально 3 балла, за правильно разгаданный ребус – 3 балла.


8 конкурс

Конкурс капитанов

Капитаны команд получают вопросы, касающиеся философии Толстого, авторской позиции в романе «Война и мир». Время для подготовки ответа – 10-15 минут. После этого капитан должен выступить с развернутым ответом на вопрос.

Почему Л.Н.Толстой дорожил антитезой «война» и «мир», вынеся ее в заглавие романа?

Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в разных проявлениях. Многозначность слов «война» и «мир» позволяет утверждать, что они являются не только темой романа, но и его художественной идеей. Гармония человеческих отношений противопоставлена в романе всякой разрушительной борьбе. Причем это не только военные эпизоды, но и связанные с ними по ассоциации картины мирной жизни, где есть место эгоистическому расчету, корысти, вражде (борьба за мозаиковый портфель, стремление Элен выйти замуж за Пьера, фальш светских отношений в салоне Шерер и др.) На противоположном полюсе – любовь и взаимопонимание (семья Ростовых), верность дворянскому долгу, уважение друг к другу (Болконские) и другие. По мнению Толстого, движение жизни обусловлено противостоянием и противоборством двух полярных начал бытия.  

Почему писатель уделяет особое внимание семье  и внутрисемейным отношениям?

Семья в системе философских воззрений Толстого является основой жизни, ее нравственной почвой. Подтверждением тому может служить подробный рассказ о семье Ростовых, представители которой близки идеалу Толстого, мудры «умом сердца». Непротиворечиво противопоставлена ей семья Болконских, членам которой присущи иные качества личности: они, скорее, живут «умом ума». В эпилоге романа показана идеальная семья Наташи и Пьера, воспитывающая сына А.Болконского.

В чем неоднозначность взглядов Л.Н.Толстого на народ, проявившаяся в романе?

В эпопее народ представлен в двух ракурсах. В первом народ изображен как единство, объединенное нравственными традициями («мир»). Это наиболее ярко проявилось в «скрытой теплоте патриотизма». Во втором ракурсе народ показан как толпа, лишенная «простоты, добра и правды» (бунт в Богучарове, расправа над Верещагиным). Такой агрессивный массе нужен в качестве предводителя «человек без убеждений, без привычек».

Максимальная оценка 5 баллов.

В это время команды показывают инсценированные фрагменты романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме «Творчество Л.Н.Толстого»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк литературной игре по творчеству Л.Н.ТолстогоАвтор:Окунева Наталья ФёдоровнаОбразовательное учреждение: МОУ ООШ № 27 станицы Советская Краснодарского края Новокубанского ра...

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого

Презентация  по литературному чтению 3 класс...

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого

Материалы дя урока обобщения по творчеству Л.Н.Толстого...

Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Литературная викторина_Жизнь и творчество Л.Н.Толстого...

Викторина по творчеству Алексея Константиновича Толстого

В статье представлена викторина, посвященная жизни и творчеству А.К. Толстого. Она направлена на развитие интереса к изучению дисциплины «Русский язык и литература», в частности к творчеству поэта-зем...

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого

Факты биографии, "Война и мир", "После бала", "Кавказский пленник"...