Урок в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Научить посредством художественной детали в раскрыть характер героя произведения - интереснейшая работа на уроках литенратуры. Этим можно и заинтеросовать детей, и научить анализировать произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_chehova_hameleon.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе
Значение художественной детали и диалога в раскрытии характера главного героя рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
Цели урока:
- обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в раскрытии характера героя произведения;
- развивающая: развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся; развивать навыки групповой деятельности;
- воспитательная: воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.
Применяемые технологии:
- технология групповой работы;
- технология проблемно-диалогового обучения;
Оборудование:
- портрет А. П. Чехова;
- презентация;
- иллюстрации разных художников к рассказу «Хамелеон»;
- карточки с заданиями для групп.
Предварительное домашнее задание:
- обратившись к толковому словарю и словарю литературоведческих терминов, выяснить значение слова «деталь» и понятия «художественная деталь».
Эпиграфы к уроку:
«Учение без мысли – напрасный труд”
/Древнекитайский мыслитель Конфуций/
«Два основных порока всякой обывательской
души казались Чехову особенно мерзкими:
надругательство над слабыми и самоуничижение
перед сильными» /К.И.Чуковский/
«Никто так не понимал, так ясно и тонко,
как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
никто до него не умел так беспощадно правдиво
нарисовать людям позорную и тоскливую
картину их жизни» /М. Горький/
I. Вводно-мотивационная часть.
1. Приветствие.
2. Чтение учителем /без текста, тихим голосом/ фразы из первого абзаца рассказа: “Кругом тишина... На площади ни души...".
3. Вопросы к учащимся:
- Как вы думаете, из какого произведения взята прочитанная только что мной фраза?
- Но отчего на площади ни души? В каком смысле – ни души? / Учащиеся думают, ведь слово душа многозначное. Идет выход к учебной проблеме/
*Словарная работа. Толкование слова «душа» в словаре Ожегова /1 ученик находит и читает/:
Душа – 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.
2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными
свойствами
3. Вдохновитель чего-н, главное лицо.
4. О человеке.
5. В старину: крепостной крестьянин.
- Какое значение из пяти соответствует нашей фразе?
/Параллельная подготовка к ЕГЭ: задание 3/
4. Формулировка проблемы:
- Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова “Хамелеон “? / Нет. Это хамелеоны, лицемеры, чинопочитатели/
- А каких людей называют лицемерами и хамелеонами?
- Всякого ли человека, меняющего свое мнение, поведение, можно назвать лицемером, хамелеоном? /Нет. Только человека без чести и совести/
- А что вам помогло определить, что герои рассказа «Хамелеон» являются
лицемерами? /Их поведение, речь…/
- Сможем ли мы доказать, что герои наши – лицемеры? Для этого на что мы должны обращать внимания? / На детали/
II. Проверка домашнего задания.
Определение значения слова «деталь» и понятия «художественная деталь».
1. Учащиеся читают значения слова и литературного понятия.
2. Чтобы все учащиеся /особенно слабые/ поняли, показать слайды.
III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
1. Выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы.
- Чтобы найти нужные детали, что нам, по-вашему, предстоит делать?
/ работать с текстом/
- Как вы, думаете, какие детали заслуживают внимания?
2. Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения.
1.Чтение первого предложения рассказа: „Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.
. – На какие детали вы обратили внимание? /Шинель, узелок/
- Какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?
/Это шинель/
3. Работа в группах. Класс делится на 3 группы. /Организуя работу в группах, задаются вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова/
Группы получают карточки с вопросами:
I задание группам:
1. Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?
2. О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?
3. Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы? Почему?
Предполагаемый результат (вывод):
1. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других компонентах портрета. Мы «не видим» лица Очумелова, шинель - это всё, что мы знаем о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, именно это в нём главное!
2. На дворе – лето (в руках у Очумелова – решето с конфискованным крыжовником), почему же надзиратель идёт в шинели? Потому, что шинель – новая, т.е. в этот чин Очумелов, скорее всего, произведён недавно, поэтому его ещё греет сознание «высоты» собственного положения; ради неё хозяин согласен потерпеть жару.
3. Вероятно, что шинель расстёгнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко!» - городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет её расстёгивать.
4. Индивидуальная работа.
Задание сильному ученику: Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит? /Новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа/
5. Коллективная работа
1. Ответ на вопрос:
- Когда очумеловская шинель опять оказывается в центре повествования?
* Чтение отрывка с «Генерала Жигалова?..» до «Что-то ветром подуло… Знобит…»
- Почему с Очумелова то снимают, то на него надевают «шинель-пальто»?
/Если хозяин собаки генерал Жигалов, то всё, что до этого
полицейский надзиратель говорил о хозяине собаки, сказано
о генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признаёт и не почитает,
а это слышали все собравшиеся на площади! Эти мысли вихрем пронеслись
в голове Очумелова за несколько секунд, что прошли после реплики из
толпы. Небольшая заминка - звучит знаменитая фраза: «Сними-ка,
брат Елдырин, с меня пальто…Ужас,как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца.
Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость
для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав!
Полицейский надзиратель потерял всё, что было связано с
человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может
вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод./
2. Работа над иллюстрациями к рассказу. Иллюстрации А.Дудина, С.В.Герасимова, Кукрыниксы.
- Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев? Какие детали помогли им?
Предполагаемые рассуждения учащихся.
/ …Художники обратили внимание на такие важные детали:
1. « Очумелов… с узелком в руке»;
2. «…рыжий городовой идет с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
Конфискация – термин из деловой, официальной речи. Это значит: принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства./
- В чью же пользу был конфискован крыжовник и что можете сказать об узелке на руках Очумелова?
6. Анализ диалогов как одну из важных деталей рассказа.
- Что можно сказать о речи героев? Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие их речь.
- Давайте прочитаем диалог Очумелова и Хрюкина в лицах. Какими они выглядят в нем? Какова роль диалога в рассказе? (помогает раскрыть характер героя)
- Какова речь Хрюкина? Похожа ли она на речь образованного человека?
- Как разговаривает Очумелов? Он надзиратель, т.е. должностное лицо, приставленный наблюдать за порядком. Он должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле?
Предполагаемые рассуждения учащихся:
Чисто полицейский характер языка Очумелова показан с помощью официальных оборотов из уложений и приказов: «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…»; «А собаку истребить надо»; «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».
Полицейские канцеляризмы, жандармская лексика перемешивается в речи Очумелова с вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину мать»; «Ты ведь вон какой здоровила. Знаю вас чертей! (о Хрюкине); «Это черт знает что. Ни шерсти, ни вида…подлость одна только»; «…ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять».
С подчиненными и зависимыми от него людьми он не говорит, а приказывает: «Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол»; «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй»; «Не рассуждать!; «Нужно проучить».
Он подчеркивает в речи значение личного местоимения Я. «Я этого так не оставлю»; «Я покажу вам, как собак распускать»; «Скажи, что я нашел»; «Я еще доберусь до тебя!»/
- Как проявляется в речи Очумелова отношение к собаке? Найдите слова, которыми он называет её. /В зависимости от различных обстоятельств полицейский надзиратель то употребляет официально-деловую или бранную лексику (бродячий скот, подлость одна только), то пользуется нейтральным словом «собака». А когда узнает, кто хозяин собаки, Очумелов, кажется, у нас на глазах даже в росте уменьшился, стал совсем маленьким, и уже теперь смотрит на собаку снизу вверх. «Все лицо его заливается улыбкой умиления». Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской, он буквально сюсюкает: «собачка, собачонка ничего себе…Шустрая такая…цуцик этакий»/
Вывод: В речи Очумелова наглость и самомнение соседствуют с подобострастностью и заискиванием.
- Работа над «говорящими» фамилиями.
- Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.
Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;
Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;
Елдырин –лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.
3. Итоги обсуждения вопросов:
- В центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Помогли ли художественные детали понять вам характер, внутренний мир Очумелова? Какие качества характера он проявил по отношению к другим героям рассказа?
/ 1. по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, высокомерие, спесивость;
2. по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;
3. по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства./
IV. Домашняя работа.
- Как вы думаете, есть ли сегодня хамелеоны? Чувствуете хамелеонство вокруг и в самом себе?
- Постарайтесь не потерять себя в сегодняшнем мире хамелеонов. Что для этого нужно? Об этом подумайте дома и напишите сочинение на тему «Как не стать хамелеоном?»
V. Рефлексия.
1. Работа над эпиграфами к уроку.
а) Чтение эпиграфов.
б) - Из трех эпиграфов к уроку какой из них, по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшнему уроку? Почему?
2. Метод «Продолжи предложение» / Учащиеся выбирают/
- Сегодня я узнал….
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…