Урок в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Научить  посредством  художественной детали в раскрыть  характер героя произведения - интереснейшая работа  на уроках  литенратуры. Этим можно и заинтеросовать детей,  и  научить анализировать  произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_chehova_hameleon.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе

Значение художественной детали   и диалога  в раскрытии характера главного героя  рассказа  А.П.Чехова  «Хамелеон»

Цели урока:

  • обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в  раскрытии характера  героя произведения;
  • развивающая: развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся; развивать навыки групповой деятельности;
  • воспитательная: воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Применяемые технологии:

- технология групповой работы;

- технология проблемно-диалогового  обучения;

Оборудование:

- портрет А. П. Чехова;

- презентация;

            - иллюстрации разных художников к рассказу «Хамелеон»;

- карточки с заданиями для групп.

Предварительное домашнее задание:

- обратившись к толковому словарю и словарю литературоведческих терминов, выяснить значение слова «деталь» и  понятия «художественная деталь».

                                                                               Эпиграфы  к уроку:

                                                                             «Учение без мысли – напрасный труд”

                                                                                     /Древнекитайский мыслитель Конфуций/

                                                                «Два основных порока всякой обывательской

                                                        души казались Чехову особенно мерзкими:

                                                        надругательство над слабыми и  самоуничижение

                                                        перед сильными»  /К.И.Чуковский/                      

          

                                                          «Никто так не понимал, так ясно и тонко,

                                              как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,

                                                                   никто до него не умел так беспощадно  правдиво

                                                                   нарисовать людям позорную и тоскливую

                                                                   картину их  жизни»  /М. Горький/


      I. Вводно-мотивационная часть.

1. Приветствие.

2.  Чтение учителем /без текста, тихим голосом/ фразы из первого абзаца рассказа:    “Кругом тишина... На площади ни души...".

3. Вопросы к учащимся:

    -  Как вы думаете, из какого  произведения взята  прочитанная только что мной фраза?  

    - Но отчего на площади ни души? В каком смысле – ни души? / Учащиеся думают, ведь слово душа многозначное. Идет выход к учебной проблеме/

      *Словарная работа.  Толкование слова «душа»  в словаре Ожегова /1 ученик находит и читает/:

     Душа – 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

                   2.То или иное свойство характера, а также человек  с теми или иными  

                      свойствами

                   3. Вдохновитель чего-н, главное лицо.

                   4. О человеке.

                   5. В старину: крепостной крестьянин.

    - Какое значение  из пяти  соответствует  нашей фразе?

                                                                  /Параллельная подготовка к ЕГЭ: задание 3/

    4. Формулировка  проблемы:

            -  Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова “Хамелеон “? / Нет. Это хамелеоны, лицемеры, чинопочитатели/

            - А каких людей называют лицемерами и хамелеонами?

            - Всякого ли человека, меняющего свое мнение, поведение, можно назвать  лицемером, хамелеоном? /Нет. Только человека без чести и совести/

            - А что вам помогло определить, что  герои рассказа «Хамелеон» являются

лицемерами? /Их поведение, речь…/

            - Сможем ли мы доказать, что герои наши – лицемеры? Для этого на что мы должны обращать внимания? / На детали/

II. Проверка домашнего задания.

        Определение значения  слова «деталь» и понятия «художественная деталь».

           1. Учащиеся читают значения  слова  и  литературного понятия.

           2. Чтобы все учащиеся /особенно слабые/ поняли, показать слайды.

          III. Поиск   решения  проблемы. Открытие  нового знания.

       1. Выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы.

           - Чтобы найти нужные детали, что нам, по-вашему, предстоит делать?

                                                                                               / работать с текстом/

           - Как вы, думаете, какие  детали заслуживают  внимания?

     2. Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения.

         1.Чтение  первого предложения рассказа: „Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.

.           – На какие  детали вы обратили  внимание? /Шинель, узелок/

            - Какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

                                                                                                                                /Это шинель/

    3. Работа в группах. Класс  делится на 3 группы. /Организуя работу в группах, задаются вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова/    

                           Группы получают карточки с  вопросами:

                                                    I  задание группам:

1. Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?

2. О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)? 

3. Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы? Почему?

 

Предполагаемый результат (вывод):

          1. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других  деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других компонентах портрета. Мы «не видим» лица Очумелова, шинель - это всё, что мы знаем о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, именно это в нём главное!

        2. На дворе – лето (в руках у Очумелова – решето с конфискованным крыжовником), почему же надзиратель идёт в шинели? Потому, что шинель – новая, т.е.  в этот чин  Очумелов, скорее всего, произведён недавно, поэтому его ещё греет сознание «высоты» собственного положения; ради неё хозяин согласен потерпеть жару.

       3. Вероятно, что шинель расстёгнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко!» - городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет её расстёгивать.

     4. Индивидуальная работа.

      Задание  сильному ученику: Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?   /Новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа/

     5. Коллективная работа  

               1. Ответ на вопрос:

                         - Когда очумеловская шинель опять оказывается в центре повествования?

                         * Чтение отрывка с  «Генерала Жигалова?..»  до  «Что-то ветром подуло… Знобит…»

                         -  Почему с Очумелова  то снимают, то на него надевают «шинель-пальто»?

                                       /Если хозяин собаки генерал Жигалов, то всё, что до этого

                                   полицейский  надзиратель говорил о хозяине собаки, сказано

                                   о генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признаёт и не почитает,

                                   а это слышали все собравшиеся на площади! Эти мысли вихрем пронеслись

                                   в голове Очумелова за несколько секунд, что прошли после реплики из

                                   толпы. Небольшая заминка - звучит знаменитая фраза: «Сними-ка,

                                брат Елдырин, с меня пальто…Ужас,как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца.

                                Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость

                                для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав!

                                Полицейский надзиратель потерял всё, что было связано с

                                человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может

                                вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод./

2. Работа над иллюстрациями к рассказу.  Иллюстрации А.Дудина, С.В.Герасимова,  Кукрыниксы.

        - Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев?  Какие  детали  помогли  им?

Предполагаемые рассуждения учащихся.

/ …Художники  обратили внимание  на такие  важные детали:

 1. « Очумелов… с узелком в руке»;

2.  «…рыжий  городовой идет с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».

                 Конфискация – термин из деловой, официальной речи. Это значит: принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства./

- В чью же пользу был конфискован крыжовник  и  что можете сказать об узелке  на  руках Очумелова?

6.  Анализ диалогов как  одну из  важных  деталей  рассказа.

       - Что можно сказать о речи героев? Найдите в тексте слова и выражения,   характеризующие  их речь.

  -      Давайте прочитаем диалог Очумелова и Хрюкина в лицах. Какими они выглядят в нем? Какова роль диалога в рассказе? (помогает раскрыть характер героя)

  -      Какова речь Хрюкина? Похожа ли она на речь образованного человека?

  -      Как разговаривает  Очумелов? Он надзиратель, т.е. должностное лицо, приставленный наблюдать за порядком. Он должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле?

 

Предполагаемые рассуждения учащихся:

Чисто полицейский характер языка Очумелова показан с помощью официальных  оборотов из уложений и приказов: «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…»; «А собаку истребить надо»; «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Полицейские канцеляризмы,  жандармская лексика перемешивается в речи Очумелова с вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину мать»; «Ты ведь вон какой здоровила. Знаю вас чертей! (о Хрюкине); «Это черт знает что. Ни шерсти, ни вида…подлость одна только»; «…ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять».

С подчиненными и зависимыми от него людьми он не говорит, а приказывает: «Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол»; «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй»; «Не рассуждать!; «Нужно проучить».

Он подчеркивает в речи значение личного местоимения Я. «Я этого так не оставлю»; «Я покажу вам, как собак распускать»; «Скажи, что я нашел»; «Я еще доберусь до тебя!»/

-     Как проявляется в речи Очумелова отношение к собаке? Найдите слова, которыми он называет её. /В зависимости от различных обстоятельств полицейский надзиратель то употребляет официально-деловую или бранную лексику (бродячий скот, подлость одна только), то пользуется нейтральным словом «собака». А когда узнает, кто хозяин собаки, Очумелов, кажется, у нас на глазах даже в росте уменьшился, стал совсем маленьким, и уже теперь смотрит на собаку снизу вверх. «Все лицо его заливается улыбкой умиления». Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской, он буквально сюсюкает: «собачка, собачонка ничего себе…Шустрая такая…цуцик этакий»/

 

       Вывод: В речи Очумелова наглость и самомнение соседствуют с подобострастностью и заискиванием.

  1. Работа над «говорящими» фамилиями.

-  Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.
     Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;

    Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;
    Елдырин –лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.

3. Итоги обсуждения вопросов:

         - В центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Помогли ли художественные детали  понять вам  характер, внутренний мир  Очумелова?  Какие качества характера он проявил по отношению к другим героям рассказа?

/ 1. по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, высокомерие, спесивость;

2. по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

3. по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства./

     IV.  Домашняя работа.

       - Как вы думаете, есть ли сегодня хамелеоны? Чувствуете хамелеонство вокруг и в самом себе?

       - Постарайтесь не потерять себя в сегодняшнем мире хамелеонов. Что для этого нужно?  Об  этом подумайте дома и напишите сочинение на тему «Как  не стать хамелеоном?»

V. Рефлексия.

      1. Работа над эпиграфами к уроку.

            а) Чтение эпиграфов.

           б) - Из трех эпиграфов к уроку какой из них, по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшнему уроку? Почему?

       2. Метод «Продолжи предложение» / Учащиеся выбирают/

  • Сегодня я узнал….
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…