Творчество И.С. Тургенева
план-конспект урока по литературе на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творчество И.С. Тургенева17.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10  класс

Предмет: литература

Тема урока: И. С. Тургенев. Жизнь и творчество

Цели: познакомить с биографией писателя, показать его сложную противоречивую натуру, русскую душу. 

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Работа по теме урока
  1. Основные положения лекции

      Страница первая — «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям — заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
      
Страница вторая — «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.
      
Страница третья — «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно». (В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)
      
Страница четвертая — «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)
      
Страница пятая — «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. — создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
      
Страница шестая — «Записки охотника». 1852 г. — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)
      
Страница седьмая — «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.) Следует подчеркнуть, что Тургенев — либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, — пуще всего означало любовь к народу».
      
Страница восьмая — «Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе». (Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)


     
III.  Итог урока. 

Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов... он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“... но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».

Домашнее задание

Подготовить сообщение о творчестве И.С. Тургенева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вся моя биография -- в моих сочинениях". Жизнь и творчество И. С.Тургенева.Урок по модульной технологии.

Технологическая карта урока помогает обучающемуся самостоятельно организовать работу по биографии Тургенева И.С....

Биография и творчество И. С Тургенева.

Презентация даёт возможность расширить представления учащихся о творчестве писателя....

Творчество И. С. Тургенева.

Презентация используется на первом уроке изучения творчества И. С. Тургенева....

Урок на етму "Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева

данный урок является обобщением знаний по основным этапам жизни и творчества И.С.Тургенева...

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...

Цикл уроков по творчеству И.С. Тургенева

На изучение творчества И.С.Тургенева в 7 классе отведено немного  часов,  поэтому необходимо  вместить в урок самое основное, чтобы у детей сформировалось представление о личности писат...

"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.

Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...