Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Коровиной В.Я.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника В.И. Коровин « Литература. 10 класс» (в двух частях)- М., «Просвещение», 2011
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_klass.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лотаковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Корбан С.М./. Протокол №_ от _ .08.20__ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/Ушакова Е.Н./ «___».08. 20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Лотаковская СОШ Приказ №_____от_____.08.20__г. _________/Капусто Н.И. / «___» августа 20___г. |
Рабочая программа по литературе
10 класс
на 2015– 2016 уч.год
Составитель:
Ушакова Е.Н., учитель
русского языка и литературы
первой квалификационной
категории
Утверждена на педагогическом совете
протокол № _____ от «___»____________ 201___г.
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника В.И. Коровин « Литература. 10 класс» (в двух частях)- М., «Просвещение», 2011
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 140 часов учебного времени ( 4 часа в неделю)
Развитие речи –
Внеклассное чтение –
Изменения в рабочей программе:
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
|
|
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Основное содержание
10 класс
Литература XIX века
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. «Предсказание». Тема бессмертия великого поэта России. Взволнованность повествования. Связь через века. «Автобус к Провалу идет прямиком». Пушкин и Пятигорск, Пушкин и нынешнее поколение
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея
нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов»
«темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.
Ф. И. Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не
дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор
трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (при-
рода, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и
нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
И. С. Тургенев
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литера-
туры. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
А. К. Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого рус-
ского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Н. С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория
Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения ».
Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и
Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рас-
сказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.
Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Из литературы народов России
К. Хетагуров. (1ч)
Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Зарубежная литература
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня – кукла. Обнажения лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Аналогия стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание программы учебного курса
№ п/п | Содержание программы | Кол-во часов |
I | Введение | 1 час. |
1 | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы. | 1 ч. |
II | Литература первой половины 19 века | 35 час. |
1 | Г.Р. Державин. Личность и судьба. Очерк творчества | 2 ч. |
2 | Личность и судьба К.Н.Батюшкова | 2 ч. |
3 | А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. | 14 ч. |
4 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | 11 ч. |
5 | Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества. | 6 ч. |
III | Литература второй половины 19 века | 64 час. |
1 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». | 4 ч. |
2 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза» | 7 ч. |
3 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети» | 7 ч. |
4 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество Своеобразие лирики. | 2 ч. |
5 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Новаторство лирики. | 2 ч. |
6 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 6 ч. |
7 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «История одного города» | 3 ч. |
8 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». | 13 ч. |
9 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». | 6 ч. |
10 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». | 4 ч. |
11 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика рассказов. Пьеса «Вишневый сад». Особенности драматургии. | 10 ч. |
IV | Из литературы народов России | 1 час. |
1 | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Сборник «Осетинская лира». | 1 ч. |
V | Из зарубежной литературы. | 1 час. |
1 | Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Ги де Мопассан «Ожерелье». | 1 ч. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | дата: план | Дата: факт | |||
Введение | 6 | ||||||
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | 1 | |||||
2 | Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы. | 1 | |||||
3 | Традиции и новаторство в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица», «Соловей». Лирика и сатира в одах Державина. | 1 | |||||
4 | В.А. Жуковский. Основные лирические жанры и их своеобразие в лирике В.А. Жуковского. | 1 | |||||
5 | К.Н. Батюшков. Основные мотивы в лирике поэта. Обучение анализу лирического текста. | 1 | |||||
6 | Семинар. Художественный мир русской романтической поэзии. | 1 | |||||
Литература первой половины XIX века | |||||||
7 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка. | 1 | |||||
8 | Романтическая лирика А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | 1 | |||||
9 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина . «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | |||||
10 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». | ||||||
11 | Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») | ||||||
12 | Тема смысла жизни и тайны смерти. «Вновь я посетил...». | 1 | |||||
13 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | ||||||
14 | Образ Петра I как царя - преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | |||||
15 | Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | 1 | |||||
Повторение. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | ||||||
16-17 | Р.р. Подготовка и написание классного сочинения по творчеству А. С. Пушкина. | 2 | |||||
14 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта | 1 | |||||
15 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | 1 | |||||
16 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» | ||||||
17 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Завещание» | ||||||
18 | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». | 1 | |||||
19 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | 1 | |||||
20-21 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | 2 | |||||
Повторение. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | 1 | ||||||
22 | Проверочная работа по лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | |||||
23 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | |||||
24 | Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | 1 | |||||
25 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | 1 | |||||
26 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы. | 1 | |||||
27 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода | ||||||
28 | Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | |||||
29 | Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя | 1 | |||||
30 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы | 1 | |||||
31 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | 1 | |||||
32 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Герои романа в их отношении к Обломову | 1 | |||||
33 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | 1 | |||||
34 | Обломов и Штольц | 1 | |||||
35 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | |||||
36 | Проверочная работа по творчеству И.А.Гончарова | 1 | |||||
37 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра. | 1 | |||||
38-39 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | 2 | |||||
40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества | ||||||
41 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | ||||||
42 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов. Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза» | 1 | |||||
43 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | |||||
44 | Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы. | ||||||
45 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | |||||
46 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | |||||
47 | «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». | 1 | |||||
48 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | |||||
49 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». «Базаров» Д.И. Писарев | 1 | |||||
50 | Р.р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||||
51 | Зачётная работа за первое полугодие (тестирование) | 1 | |||||
52-53 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | 2 | |||||
54 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | 1 | |||||
55 | Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...») | 1 | |||||
56 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | 1 | |||||
57 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | 1 | |||||
58 | Вн.чт. А. К. То л с т о й. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | 1 | |||||
59 | Н. А. Некрасов. Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | 1 | |||||
60 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | 1 | |||||
61 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | 1 | |||||
62 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | 1 | |||||
63 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».". | 1 | |||||
64 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | |||||
65 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека. | 1 | |||||
66 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | 1 | |||||
67-68 | Р.р. Классное сочинение по творчеству Н. А. Некрасова | 2 | |||||
69 | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | |||||
70
| Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | |||||
71 | Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | |||||
72 | Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | 1 | |||||
73 | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Художественные особенности романа. | 1 | |||||
74 | Духовные искания Пьера Безухова Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти. | 1 | |||||
75 | Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью. | 1 | |||||
76 | Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства. | 1 | |||||
77 | Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала. | 1 | |||||
78 | Кутузов и Наполеон. Историзм в познании закономерностей общественного развития | 1 | |||||
79 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого. | 1 | |||||
80 | Р.р. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова» | 1 | |||||
81 | Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир» | 1 | |||||
82 | Ф. М. Достоевский. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | |||||
83 | История создания романа «Преступление и наказание». | 1 | |||||
84 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | |||||
85 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | 1 | |||||
86 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма. | 1 | |||||
87 | «Двойники» Раскольникова | 1 | |||||
88 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |||||
89 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник». | 1 | |||||
90 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | 1 | |||||
91 | Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | 1 | |||||
92 | А. П. Ч е х о в. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | |||||
93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | 1 | |||||
94 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. | 1 | |||||
95 | Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова | 1 | |||||
96 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | |||||
97 | Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля | 1 | |||||
98 | Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера | 1 | |||||
99 | Вн.чт. Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Изображение тяжелой жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | 1 | |||||
100 | Вн.чт. «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | 1 | |||||
101 | Вн.чт. Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | 1 | |||||
102 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. | 1 | |||||
103-105 | Резерв |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Коровин В.И. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
- Коровин В.И. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
- Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
- Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
- Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
- В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб
- Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.
Раздел V. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса
Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...