Мастер-класс "Образ снежинки в искусстве"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Образ снежинки в поэтическом произведении, в музыке и в живописи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Константин Бальмонт
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Из книги "Только любовь" Семицветник, 1903
Мастер-класс по литературе
Тема: Образ снежинки в произведениях искусства (в литературе, живописи, музыке) Слайд 1
(По стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка»).
Цели:
1. Способствовать правильному эстетическому восприятию
стихотворения. Усилить выразительную сторону словесного искусства
2. Ввести учащихся в мир образа и показать возможные способы
создания образа в разных видах искусств.
-Попытаться показать не только мир образа, а образ мира.
-Раскрыть образ более полно, показать взаимосвязь разных видов искусств.
--Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
3. «Рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные
характеристики, словесное описание. Способствовать развитию речи и
творческого мышления
Доброе утро, уважаемое жюри, коллеги!
(слайд2) «Интегрировать – объединять в одно целое». Из словаря Ожегова
Мне интересен синтез искусств. Думаю, чем богаче и разнообразнее мир,
окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Каждый вид искусства отражает реальность по-своему.(слайд 3) Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись.(слайд 4) Музыка выражает человеческие чувства. (слайд5) Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире
Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому,
эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся.
Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более
самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют
аргументировано её отстаивать.
1
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его
чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек,
воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть
богатство и разнообразие мира.
Данный мастер-класс посвящен проблеме изучения художественного
образа в условиях взаимодействия разных видов искусств.
Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки. Слайд 6
-Что такое снежинка?
-В какое время бывает снег?
-Всегда ли он идет одинаково?
-Какая бывает снежинка? Подберите определения, эпитеты, сравнения.
-С чем её можно сравнить?
-Какой характер может быть у снежинки? (мягкий, нежный, колючий жёсткий)
-А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями,
мокрый, колючий, с ветром, метелью?
-Какие чувства вызывает у вас идущий снег?
(Далее можно сделать мостик к народному творчеству культурологический
комментарий):
-Какие вы можете назвать пословицы, поговорки, поверья о снеге?
(Растаял как снег
Как снег на голову
Первый снег выпадает за 40 дней до зимы
Снегу надует – хлеба прибудет
Где снег, там и след).
-Как снег называют в народе? Каким он может быть?
(Хлопьями, пушной, крупой, крупчатый, лепень ( от лепенек, обрезок),
чичер – резкий холодный ветер с дождем и снегом, пороша, рыхлый, чир
(укатанный снег), наст... Буран ( при северном ветре), метель.)
(Эти приемы позволяют не только развивать воображение, но и речь,
расширить словарный запас учащихся, ближе познакомить их с народным
творчеством, традициями.
Создается определенная база для последующей работы над образом)
2
(Следующий этап – знакомство с поэтическим образом.
Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка»)
(слайд 7 )
А теперь посмотрим, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба
на землю.
(Читает ученик или учитель ).
Понравилось вам это стихотворение?
- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно
передает определенное настроение.
С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?
Анализ - С чем поэт сравнивает снежинку? Прочитайте.
(Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под
ветром веющим)
- Куда стремится снежинка?
-Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится «дороги
бурной»).
- Какие строчки или строфы вам особенно понравились?
-Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в
стихотворении на это указывают? («Снежинка – какая чистая, какая смелая...»)
- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?
(Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).
- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное
существо?
- Какой прием использует поэт, чтобы оживить снежинку?
К. Бальмонт создал образ снежинки, используя Олицетворение (слайд 8)
(слово записывается на доске).
(анализ лирического стихотворения)
-Так о чем это стихотворение? Только ли о снежинке? Какова тема?
(И как возможное продолжение хода мысли):
- Жизнь снежинки – это жизнь человека, но какого? С кем из героев русской литературы вы бы могли сравнить этот образ? (Сопоставительный анализ.
Например, Бунин «Легкое дыхание» Оля Мещерская).
3
(Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый
снег»). (слайд 9 )
-Нравится вам эта картина?
-В чем своеобразие композиции?
-Каким снег видит художник?
-Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной?
-Чьими глазами смотрит он на мир? Почему?
-Какой цвет преобладает в картине
-Белый цвет в фольклоре: Символ чего? (чистоты, непорочности ) белое лицо, белый хлеб
Белый цвет в фолькоре:
(Пословицы: Бел снег да не вкусен, черен мак, да бояре едят.
Рубаха черна, да совесть бела, белые ручки чужие труды любят.)
-Как вы видите, в пословицах слово белый употребляется иногда с несколько
отрицательным оттенком. Белый цвет считается признаком богатства, часто
незаслуженного.
4.
-Еще раз вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть
мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению
? (Учитель
выразительно читает стихотворение: ученики напевают мелодию).
Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и
плавно опускаетесь.
Расскажите друг другу, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся
впечатлениями).
- Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: гимн, марш, вальс,
песня? (Дети определяют, что наиболее подходит вальс)
- Послушайте вальс Арама Хачатуряна «Маскарад». (звучит музыка) (слайд 10 )
-Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка?
-Понравилась вам музыка?
-Какие чувства испытывает композитор?
-Какую картину вы представили?
-Подходит ли музыка к движению снежинки?
-Давайте попробуем полетать так, как снежинка (с закрытыми глазами).
(Летит, проносится, дрожит, взметается, качается, кружится. Дети танцуют под музыку).
-Для того, чтобы создать уникальный образ, свой образ снежинки дети
выполняют творческое задание – пишут синквейн на тему: «Снежинка»
Творческая работа – Попробуем написать синквейн «Снежинка». Вам
этот метод известен, но все же напомню правила написания синквейна
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно
существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова
можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает
отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы
в 1-ой строчке, обычно существительное.
Например:
Весна.
Яркая и тёплая
Украсила, пришла, растопила.
Дарит людям надежду, мечту.
Радость
(Если остаётся время-вырезать снежинки из бумаги)
Итоги урока (учащиеся отвечают на вопросы): (слайд 11 )
1.Какой образ снежинки возник у вас?
2. Чем он отличается от того образа, который был у вас до нашего урока?
3. О чем это говорит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему " Волшебные снежинки".
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: " Волшебные снежинки". Учащиеся выполняют работу на тонированной бумаге белой гуашью....
Рисуем снежинки
Презентацию можно использовать на уроке изобразительного искусства по теме "Снежинки"....
Снежинка-композиционная доминанта изображения.
Второй урок - продолжение темы "Масштабные соотношения" . Создание творческой работы роспись по соляному грунту, в технике батик....
Снежинки из бумаги. 39 схем снежинок
КАК СКЛАДЫВАТЬ БУМАГУ, ЧТОБЫ ВЫРЕЗАТЬ КРАСИВУЮ СНЕЖИНКУ? Для того, чтобы получилась красивая снежинка, необходимо взять бумагу 15 см на 15 см. На другом листе нарисуйте схему, так как указа...
Бумажные снежинки. Подборка схем для изготовления снежинок.
Новогодние праздники не за горами, а значит, совсем скоро нужно будет подумать об украшениях. Несомненно, бумажные снежинки являются одним из самых распространенных новогодних атрибутов. Ими украшено ...
Презентация "Чудо-снежинка", в рамках проекта "Снежинка"
Презентация "Чудо-снежинка", в рамках проекта "Снежинка"...
Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги «Вырезаем снежинку»
Мастер-класс по изготовлению снежинок из бумаги«Вырезаем снежинку»Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей от 6 лет, р...