«Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора (по рассказу К. М. Станюковича «Человек за бортом!)»
план-конспект урока по литературе на тему
Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора (по рассказу К. М. Станюковича «Человек за бортом!)»
Цели: вызвать интерес к размышлениям о характерах и взаимоотношениях персонажей, о нравственности их поступков и поведения;
развивать логическое мышление, монологическую речь учащихся;
воспитывать чувства доброты, милосердия, сострадания.
Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
Л.Н.Толстой
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
- О чём же рассказ К.М.Станюковича «Человек за бортом!»? Изменилась ли судьба Прошки Житина? Кто ему в этом помог?
Аналитическая работа с текстом художественного произведения.
План раскрытия характера персонажа.
1.Портрет.
2.Предыстория героя.
3.Его взаимоотношения с товарищами по службе.
4.Речь (что и как он говорит).
-Сопоставьте по данным пунктам предложенного плана главных участников рассказа Егора Шутикова и Прошку Житина. Работа в группах. Монологические ответы учащихся.
--Назовите раскрывшиеся качества характера Егора Шутикова.
-А каковы особенности характера Прошки Житина?
-Какой приём в раскрытии характеров героев использует писатель?
-Какие поступки Шутикова по отношению к Прошке помогли последнему измениться к лучшему? Работа с текстом.
-Подумайте, почему рассказ называется «Человек за бортом!»?
- В чём прямой и переносный смысл этого названия?
-Кто помог Прошке почувствовать себя человеком?
- Обратите внимание на обилие в рассказе новых, специальных слов. Посмотрим, насколько внимательны к слову вы были при чтении рассказа.
Словарная работа.
Маринист.
Альбатрос.
Петрель.
Марсель.
Риф.
Фок и грот.
Рассмотрим репродукции картин художника-мариниста И.К.Айвазовского «Корабли у берега», «Лунная ночь», «На Чёрном море», «В бурю», «Радуга».
-Найдите в тексте описание моря, созвучное изображённому на картине И.Айвазовским.
Выразительное чтение описания моря.
-Подумайте, почему современники называли писателя «Айвазовским слова»?
-В чём вы находите созвучие живописи и «искусства слова»?
Рассуждения Л.Н.Толстого из книги «Путь жизни». Выразительное чтение.
-Как соотносятся слова писателя с поступками и переживаниями героев рассказа?
Итог урока.
-Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе, который был написан более 100 лет тому назад, в наше время?
-Помните! Доброта побеждает всё, а сама непобедима!
Домашнее задание. «Попробуй сочинить» (с.297), читать рассказ К.М.Станюковича «Ужасный день», дополнительно читать и другие рассказы по индивидуальному заданию учителя – см. рубрику «Приглашаем в библиотеку» на стр. 297