«Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора (по рассказу К. М. Станюковича «Человек за бортом!)»
план-конспект урока по литературе на тему

            Доброта  побеждает  всё,  а  сама  непобедима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Роль  Егора  Шутикова  в  судьбе  Прохора (по  рассказу  К. М. Станюковича  «Человек  за  бортом!)»

Цели: вызвать  интерес  к  размышлениям  о  характерах  и  взаимоотношениях  персонажей,  о  нравственности  их  поступков  и  поведения;  

развивать  логическое  мышление,  монологическую  речь учащихся;

 воспитывать  чувства  доброты,  милосердия,  сострадания.

                Доброта  побеждает  всё,  а  сама  непобедима.

                             Л.Н.Толстой

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

- О  чём  же  рассказ  К.М.Станюковича  «Человек  за  бортом!»?  Изменилась  ли  судьба  Прошки  Житина?  Кто  ему  в  этом  помог?

Аналитическая  работа с текстом художественного произведения.

        План  раскрытия  характера  персонажа.

1.Портрет.

2.Предыстория  героя.

3.Его  взаимоотношения  с  товарищами  по  службе.

4.Речь (что  и  как  он  говорит).

-Сопоставьте  по  данным  пунктам  предложенного  плана  главных  участников  рассказа  Егора  Шутикова  и  Прошку  Житина.  Работа  в  группах. Монологические  ответы  учащихся.

--Назовите  раскрывшиеся  качества  характера  Егора  Шутикова.

-А  каковы  особенности  характера  Прошки  Житина?

-Какой  приём  в  раскрытии  характеров  героев  использует  писатель?

-Какие  поступки  Шутикова  по  отношению  к  Прошке  помогли  последнему  измениться  к  лучшему?  Работа  с  текстом.

-Подумайте, почему  рассказ  называется  «Человек  за  бортом!»?

- В  чём  прямой  и  переносный   смысл  этого  названия?  

-Кто  помог  Прошке  почувствовать  себя  человеком?

- Обратите внимание  на  обилие  в  рассказе  новых,  специальных  слов. Посмотрим,  насколько  внимательны  к   слову  вы  были  при  чтении  рассказа.

 Словарная  работа.

Маринист.

Альбатрос.

Петрель.

Марсель.

Риф.

Фок  и  грот.  

Рассмотрим репродукции  картин  художника-мариниста  И.К.Айвазовского  «Корабли  у  берега»,  «Лунная  ночь», «На  Чёрном  море»,  «В    бурю», «Радуга».

-Найдите  в  тексте  описание  моря,  созвучное  изображённому  на  картине   И.Айвазовским.

Выразительное  чтение  описания  моря.

-Подумайте,  почему  современники  называли  писателя  «Айвазовским  слова»?  

-В  чём  вы  находите  созвучие  живописи  и  «искусства  слова»?

Рассуждения  Л.Н.Толстого  из  книги  «Путь  жизни».  Выразительное  чтение.

-Как  соотносятся  слова  писателя  с  поступками  и  переживаниями  героев  рассказа?

Итог урока.

-Актуальны  ли  проблемы,  поднятые  в  рассказе,  который  был  написан   более  100  лет  тому  назад, в  наше  время?

-Помните! Доброта  побеждает  всё, а  сама  непобедима!

Домашнее задание.  «Попробуй сочинить» (с.297), читать рассказ  К.М.Станюковича «Ужасный день»,  дополнительно  читать  и другие рассказы по индивидуальному заданию учителя – см. рубрику «Приглашаем в библиотеку» на стр. 297