Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла
статья по литературе (11 класс) на тему
Анализ ошибок и недочетов в работе учителей литературы по результатам написания итогового сочинения по литературе как допуска к ЕГЭ (2014г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла МАОУ Константиновской средней общеобразовательной школы
Ошибки в сочинениях и пути их устранения
С 2014-2015 учебного года по решению Правительства Российской Федерации как форма допуска к государственной аттестации вводится итоговое сочинение по литературе. Я не буду сейчас рассматривать ошибки и недочеты наших выпускников, допущенных в сочинениях, опираясь на пять критериев, рекомендуемых Министерством образования и науки для оценки работ. Т.к. эти критерии довольно, на мой взгляд, «размыты». Возможно, в будущем они будут более точными, более жесткими, и тогда оценка сочинения по этим критериям будет носит реальный характер. Сейчас я хочу остановится на том, какую РЕАЛЬНУЮ картину изучения литературы за последнее десятилетия продемонстрировали работы наших выпускников.
Одна из целей введения итогового сочинения состоит в том, что на выпуске, в идеале, выпускник мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие «образованный читатель». «Образованному читателю» свойственны: 1) восприятие художественного произведения как факта искусства; 2) умение дать интерпретацию литературного произведения — художественную и логическую; 3) эстетический вкус, т. е. умение отличить истинно художественное произведение от ремесленной поделки.
Интерпретация литературного произведения, т. е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно: 1) умения ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи исходя из формулировки темы и своих возможностей, с тем чтобы выбрать наиболее подходящий жанр речи; 2) умения выполнить высказывание в избранной форме (жанре); 3) наличия определенного объема историко-литературных, теоретико-литературных, биографических знаний; 4) отличного знания художественного текста.
Как показывает практика работы в выпускных классах, многие ученики 10-11 классов в сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком (можно даже сказать низком) уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.
Эстетическое восприятие — это восприятие и оценка художественного произведения как факта искусства, т. е. в единстве формы и содержания (важно и что изображается, и как изображается, и авторская позиция по отношению к изображаемому).
При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ (образ восприятия), не совпадая с писательским образом, искажает его (например: «Татьяна Ларина — отрицательная героиня, потому что она ленива: «Ее изнеженные пальцы не знали игл”»). Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства.
Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья (рассуждение) и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.
В сочинениях, написанных в жанре литературно-критической статьи, наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки, обусловленные неумением составить план рассуждения.
В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Так, на одном из уроков по подготовке к сочинению ребятам предлагались две аналогичные темы: «Последняя прочитанная мною книга» и «Об одном стихотворении». Все работы были написаны в жанре свободных заметок. Отличных оценок поставлено не было, хороших — одна, плохих — 11 и получили рецензии примерно такого содержания: «Сочинение представляет собой пересказ произведения».
Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: «душу» этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству выпускников рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как «опоры» мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, — тем более (нередко не помнят, например, названия стихотворения, о котором пишут как о любимом, не знают, где и когда оно было написано; искажают отдельные места художественного текста, плохо ориентируются в географических названиях). Во-вторых, многие наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства — сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить «свое мнение». Но именно «своего мнения» фактически у пишущего и нет. Нельзя же считать «своим мнением» заявления такого рода: «Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является «началом всех начал русской литературы”. Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение «Я помню чудное мгновенье”. Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии». Самостоятельное суждение — одно из самых высоких достоинств ответа и сочинения. Но оно может быть хорошим и плохим, правильным и неправильным, научным и антинаучным. Очень часто «своим мнением», «самостоятельностью суждений» поступающий в вуз пытается прикрыть незнание литературы, неуважение к ней.
Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, «чувства языка», о примитивизме мышления и речи.
Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях, какими бы разнообразными они ни казались, есть три главные причины, определяющие их:
1) низкий уровень восприятия художественного произведения;
2) отсутствие достаточной суммы знаний;
3) неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.
Анализ ошибок, допущенных учащимися при написании итогового сочинения, позволяет сделать выводы о недостаточной работе учителя и учащихся на протяжении изучения всего курса литературы в основной и средней школах:
- изучение художественных произведений проводится без опоры на прочитанные в полном объеме тексты, учащиеся демонстрируют в сочинениях опору преимущественно на пересказ ключевых эпизодов вне связи с сюжетом произведения,
- изучение некоторых произведений сведено к просмотру художественных фильмов по мотивам произведений,
- художественные произведения обобщаются преимущественно в форме пересказа отдельных фрагментов, без учёта внутренней связи, единства между ключевыми эпизодами
- при повторении художественных произведений не организовано повторное прочтение ключевых эпизодов,
- повторение художественных произведений организовано без учёта историко-культурного контекста,
- изучение произведений строится без учета тематических направлений итогового сочинения, что не позволяет учащимся осознать, как на основе изученного литературного материала построить рассуждение по заданной теме,
- учащиеся не знают точного лексического значения слов следующих тематических групп: нравственные качества человека, положительные и отрицательные стороны черт личности литературного персонажа, черты характера литературного героя, особенности взаимоотношений между персонажами, отношение автора к героям и средства его выражения, отношение автора к поднятым проблемам и средства его выражения, средства создания образа героя,
- у учащихся на недостаточном уровне сформирован навык проверки и редактирования сочинения,
- у учащихся на недостаточном уровне сформованы навыки замены словосочетаний синонимичными конструкциями,
- у учащихся на недостаточном уровне сформирован навык соблюдения грамматических норм русского языка при составлении предложений с однородными членами, сложноподчинённых, сложносочиненных, бессоюзных предложений, предложений с разными видами связи,
- у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки работы с орфографическим словарём, которым разрешено пользоваться во время проведения итогового сочинения (изложения),
- у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки применения орфографических норм,
- у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки синтаксического анализа предложений с однородными членами, сложноподчиненных предложений с союзными словами, сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, предложений с обособленными обстоятельствами, предложений с обособленными определениями, предложений с вводными словами, предложений, в которых главные члены предложения выражены именами существительными, глаголами в неопределённой форме, именами числительными,
- у учащихся на недостаточном уровне сформированы навыки построения разных синтаксических конструкций с учетом пунктуационных норм русского языка.
Рекомендации по результатам итогового сочинения
На основе анализа итогового сочинения, в целях дальнейшей подготовки учащихся к итоговому сочинению (изложению) рекомендуется:
- проанализировать темы пробных итоговых сочинений, предложенных в разных регионах,
- проанализировать и обобщить с учащимися возможное содержание сочинений по предложенным темам,
- проанализировать и обобщить с учащимися возможные пути – варианты раскрытия тем,
- сформулировать варианты вступлений по предложенным темам,
- сформулировать по предложенным темам варианты тезисов,
- сформулировать по предложенным темам варианты заключений в соответствии с тезисами,
- подобрать к предложенным темам наиболее убедительные литературные аргументы,
- выбрать из подобранных литературных аргументов те, которые наиболее точно соответствуют теме и тезису,
- использовать в качестве аргументов небольшие по объёму произведения из современной русской и зарубежной литературы, в которых ярко раскрыто несколько проблем,
- обобщить тематику, проблематику, идейное своеобразие произведений классической русской литературы, современной русской литературы,
- сопоставлять изученные произведения, сравнивать героев, подходы к раскрытию темы, к решению проблемы, к представлению черт характеров героев,
- не сводить изучение произведений к пересказам,
- отрабатывать тематические группы слов, которые можно использовать для характеристики литературных персонажей, для анализа темы, мотивов литературного произведения,
- проверять написанные сочинения по критериям итогового сочинения,
- обобщить пунктуацию в предложениях с вводными словами, обозначающими источник информации, порядок мыслей, являющимися средством связи между предложениями, между частями сочинения.
Формировать у учащихся следующие умения и навыки написания сочинения на заданную тему:
- умение находить и интерпретировать в содержании сочинения ключевые слова в теме сочинения,
- умение составлять план сочинения с опорой на ключевые слова в формулировке темы,
- умение анализировать сформулированный тезис, определять его соответствие теме сочинения,
- умение выделять в сочинении заключительно часть и анализировать её соответствие выбранной теме, сформулированному тезису, доказательной части сочинения,
- умение выбирать средства связи между частями сочинения, его микротемами,
- умение комментировать литературный аргумент,
- умение использовать разные приёмы введения литературного аргумента в текст сочинения,
- умение выделять в сочинении тезисную, доказательную, заключительную части, умение соблюдать трехчастную структуру сочинения,
- умение анализировать соотношение между частями сочинения,
- умение проверять содержание сочинения по предложенным критериям,
- умение проверять грамотность работы по предложенным критериям,
- умение находить и редактировать в сочинении речевые и грамматические ошибки,
- умение находить и исправлять пунктуационные ошибки на основе синтаксического и пунктуационного анализов,
- умение находить и исправлять орфографические ошибки на основе работы с орфографическим словарём,
- умение истолковывать нравственно-этические понятия,
В систему работы на уроках литературы на каждом уроке включить следующие виды упражнений, заданий:
- развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению,
- задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников по прочитанному,
- истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера,
- задания на редактирование грамматических и речевых ошибок, орфографических и пунктуационных ошибок в ученических работах, а не в разрозненных примерах,
- задания на составление логических переходов между частями высказывания, частями сочинения, между аргументами,
- анализ образцов критических статей,
- анализ образцов сочинений,
- контрольные работы в формате итогового сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»
Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»...
Выступление на заседании школьного методического объединения
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полу...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математического цикла по теме «Современные педагогические технологии на уроках математики в условиях введения ФГОС»
Виды современных педагогических технологий на уроках математики в условиях введения ФГОС и их применение....
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...