Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году
Критерии оценивания | Нормы и требования согласно Критериям оценивания итогового сочинения | Примечание согласно Методическим рекомендациям для экспертов 2014, 2015гг. |
Общие сведения | К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. (Требование 1 и требование 2) Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№№3-5). Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». | Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно. |
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» | Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). | Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). |
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» | Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). | Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника.Допускается прямое или косвенное цитированиес обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.Если сочинение признано экспертом несамостоятельным,то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). |
Критерий № 1 «Соответствие теме» | Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». | Ставится «зачет»: 1)если автор сочинения строит мысль, опираясь на пересказ сюжета произведения и включая в него некоторые лаконичные комментарии: размышления над ситуацией и личную оценку;2) если после сжатого пересказа перечисляются проблемы, над которыми задумался автор сочинения, прочитав произведение; 3)если с выводами учащегося можно не согласиться, но поданы они емко и последовательно (нельзя забывать, что формулировка темы сочинения предполагает личный ракурс ее раскрытия). |
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» | Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». | Зачет по критерию может быть поставлен, если очевидна схематичность, крайняя упрощенность трактовки образа героя, а также значительное искажение авторской позиции, если чувствуется неумение ученика вникать в произведение и осмысливать его, если литературный материал привлечен формально (вне глубинной связи с рассуждениями выпускника) и воспринимается как некая дань задаче, а не органичная часть сочинения. Ставится «незачет», если аргументация подменяется общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие задачи, которые выпускник решил применить и для цели написания данного сочинения. |
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» | Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». | Работа оценена «зачетом», если общая канва сочинения, даже без заключения, учеником выстроена. |
Критерий № 4 «Качество письменной речи» | Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». | Ставится «зачёт», если низкое качество речи не затрудняет понимания его смысла. |
Критерий № 5 «Грамотность» | Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). | «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). |
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы: Е.В. Щербак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году
методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году...
Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году
Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Методические рекомендации к итоговому сочинению по литературе 2016-2017 учебный год...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году...
Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению в 2019-2020 учебном году
В данной методической рекомендации рассматривается порядок подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению....