А. А. Фадеев. Роман "Разгром". Сопровождение к урокам
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Материал презентации можно использовать в процессе изучения романа "Разгром". В презентации рассматривается история написания романа "Разгром", проблематика романа, сюжет и композиция, герои романа: Морозка, Левинсон, Мечик.. Подчёркнута противоречивость авторской позиции в отношении героев и их оценки. Материал можно использовать частично или выборочно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация в 11 классе. Сопровождение к урокам | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. Фадеев. Фото 1932 года с дарственной надписью В очерке «Особый коммунистический» (1938) Фадеев вспоминает, как осенью 1919 он впервые познакомился с отрядом красных партизан на Дальнем Востоке и с их командиром. Участие в боевой жизни этого партизанского отряда, непосредственное общение с бойцами и командиром дали писателю много материала для романа «Разгром».
Общая характеристика В основе романа лежат личные впечатления автора 1919 года, когда он был бойцом партизанского отряда. В романе 17 глав, которые можно разделить на 3 части: - Стихия массы и её отдельных представителей. - Перевоспитание, отсеивание чуждого революции - Результат этого перевоспитания.
Сюжет Действие происходит в дальневосточной тайге. В романе рассказывается о разгроме партизанского отряда Левинсона. Роман правдиво изображает действительность и в то же время передаёт восторженное отношение автора к этой действительности. В романе нет громких речей и звонких революционных фраз, нет и победоносных сражений с гидрой революции. Есть кровь и пот, раздраженный мат, неприкрашенный быт и гибель отряда.
Автор считал: «…в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.
Проблемы 1.Проблема перевоспитания человека в огне революционной борьбы. 2. Проблема социалистического гуманизма. 3. Проблема роли и места интеллигенции в революционной борьбе.
Герои романа Отряд Левинсона – как « ноев ковчег», в котором место отводится только достойным, таким, как пастух Метелица, шахтёры Дубов, Морозка , помощник Левинсона Бакланов. А «лишних людей», таких как Чиж, Пика, Мечик , революция отбрасывает. Среди всех героев Фадеев выделяет трёх. Это Морозка , Левинсон, Мечик . Представляя их, Фадеев стремится соединить традиции изображения героев Л. Толстого и М. Горького
Морозка (Морозов Иван) —шахтер во втором поколении. Герою 27 лет; Опишите его внешность. С 12 лет Морозка работал на шахте, «не искал новых путей, а шел старыми, уже выверенными тропами». На фронте первой мировой войны шесть раз ранен, дважды контужен . По возвращении с фронта женился. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». В начале романа Морозка — капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в партизанский отряд Шалдыбы .
С чего начинается перевоспитание Морозки ? 1. Сцена суда. 2. Ревность к «чистенькому Мечику ». 3. Подражание Дубову, Гончаренко. 4. Сцена на переправе. В Морозке просыпается классовое самосознание,чувство собственного достоинства, стремление походить на настоящих бойцов революции.
Гибель Морозки 1. Как погиб Морозка ? 2. Почему погиб Морозка ? 3 Что хотел автор доказать на примере Морозки ? Морозка перевоспитался под влиянием революции и стал сознательным бойцом
На примере Морозки Фадеев показывает процесс «огромнейшей переделки» и «перевоспитания» людей. Морозка пришёл в отряд вместе со всеми и самое страшное для него – остаться вне коллектива. Это хорошо понимает Левинсон, когда устраивает над Морозкой показательный суд.(гл.5) Внутренние изменения в герое начинаются с чувства ревности и классовой неприязни к Мечику . Эти перемены сказываются в поведении Морозки на переправе и уходе во взвод. А далее постепенно Морозка выходит на ясную дорогу, по которой идут лишь «правильные люди» и которая приводит его к героической смерти. (гл. 17)
Мечик Павел - молодой человек, окончивший гимназию, белокурый, с вьющимися волосами. В характере преобладают инфантильные черты. Находясь в плену романтических иллюзий, Мечик вступает в партию эсеров-максималистов и направлен в партизанский отряд Шалдыбы . Мечик жаждет «книжных» героических подвигов ,но в жизни всё не так…
Разочарование Мечика «Окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жёстче и непосредственней. Они крали друг у друга патроны, ругались раздражённым матом из-за каждого пустяка, и дрались в кровь из-за куска сала. Они издевались над Мечиком по всякому поводу. «Лодырь и задавала» - так окрестили его в отряде
Судьба Мечика 1. Мечик проходит через ряд маленьких предательств: порвал портрет «девушки в светлых кудряшках», обрёк на смерть свою лошадь Зючиху , уступил Варю отвратительному Чижу. 2.Мечик осуждает все непростые решения Левинсона, но «свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден». 3. Чувство одиночества, обида на всех, острая жалость к себе – всё это рождает одну мысль: поскорее уйти из отряда.
Последний штрих Оказавшись в дозоре впереди всех, Мечик первым наткнулся на неприятеля. Вместо того чтобы предупредить отряд, как договаривались, он бросил коня и сбежал, тем самым предав партизан. И только Морозка ценой своей жизни в какой-то степени спас их от полного уничтожения . Что хотел сказать автор образом Мечика ? «Он человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны». Таким образом он расправился с интеллигенцией.
Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович - командир партизанского отряда. О биографии героя известно, что он сын торговца подержанной мебелью. Главная черта портрета — «голубые, как омуты, глаза», «нездешние глаза Левинсона, глубокие и большие, как озера ». О герое говорится, что «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк».
Многие черты Левинсона вызывают симпатию у читателя: умение тонко чувствовать и понимать других, вера в своих партизан, мечта о прекрасном, сильном и добром человеке, способность взять на себя самое трудное, быть ответственным за других.
Левинсон выступает в разных ситуациях Это уже сложившаяся личность, убеждённый большевик, он всем в отряде казался человеком «особой, правильной породы.» Он знает только дело. Его задача – сохранить отряд как боевую единицу. Здесь он превращается в «силу, стоящую над отрядом».Ради выполнения основной задачи Левинсон не считается ни с чем… (Глава 11)
Х I глава - три проблемные ситуации 1 .История с парнем у реки, когда Левинсон мог пустить в ход оружие 2. История со семьёй корейца, когда Левинсон забирает последнюю свинью у бедняков. 3. История с Фроловым, когда Левинсон вместе со Сташинским принимает решение отравить раненого Фролова.
Социалистический гуманизм Как Левинсон решает эти проблемы? В чём заключается понятие «социалистический гуманизм? Как вы относитесь к такому решению проблем? Как относится автор к решениям Левинсона? Автор оправдывает Левинсона и даже возвеличивает и романтизирует
XVI глава «Трясина» « И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, поднял в руке зажжённый факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами …» Кого он нам напоминает?
Физически слабый и внешне неприметный, Левинсон проходит трудный путь борца за идею, теряя на этом пути близких ему людей, бойцов своего отряда. Позиция автора здесь совершенно открытая: он не только сочувствует Левинсону, но возводит его в ранг романтического героя, который, как Данко , выводит своих людей из окружения, потеряв при этом большую часть отряда, но выполнив основную задачу.
Судьба Левинсона Погибают Морозка , Метелица, Бакланов и ещё много молодых и не очень партизан. Левинсон остаётся жить, «чтобы исполнять свои обязанности». Победила идея возможности принесения в жертву одного или не одного ради будущей победы революции и будущего счастья народа
Но роман заканчивается на оптимистической ноте.(гл.17) Нужно было жить и исполнять свои обязанности
« Разгром» стал непременным атрибутом перестроечной критики, хотя высокую оценку ему давали не только партийные издания: «Этот роман написан... совсем не по обычному трафарету, по какому сочиняются и пишутся многими пролетарскими писателями десятки и сотни повестей и романов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация сопровождение к уроку математики, 1 класс, VIII вида
Презентация к уроку - путешествие по станциям. Коррекционные задания, взятые из различных источников, авторы которых не были указаны. В приложении контрольная работа за I четверть в ...
Мультимедийное сопровождение к уроку. А.А. Пластов "Летом" 5 класс
Мультимедийное сопровождение к внеклассному мероприятию по подготовке к сочинению по картине А.А. Пластова "Летом" 5 класс...
Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Использование мультимедийного сопровождения на уроках в классах для детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта.
Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Это и понятно, когда р...
Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".
Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...
Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".
Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Роман "Разгром"
Спасибо большое за красочно оформленный и содержательный материал! Очень пригодился при подготовке к уроку в 11 классе.