рабочая программа
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Соколова Светлана Ивановна

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan_munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

 №1 план Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ___»

                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Директор МОУ «СОШ № ___»

                                                                               _______________ / ______________/

                                                                             «______» ______________ 20____ г.

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «Литература»

(базовый уровень)

                                                                  для 7 класса

Составитель

Соколова С.И., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

  2015 учебный год

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим…», обеспечивающие процесс обучения.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика предмета

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, но добавлен 1 час в неделю.

Место предмета в базисном учебном плане

  Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 70 часов в 7 классе. По программе нашей школы добавлен 1 урок в неделю, поэтому планирование составлено на 102 часа, из расчета 3 урока в неделю на 34 учебных недели.

Тематическое планирование уроков литературы соответствует авторской программе под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014.

Цели обучения литературе: 

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.

Задачи организации учебной деятельности:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  •   познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  •  практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  •  эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 
  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой   произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

Особенности организации учебного процесса.

При организации учебного процесса будет уделено внимание использованию информационно-коммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала.

Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий, самостоятельных работ, домашних заданий.

Деятельность учащихся организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, выполнение разных форм контроля.

Принцип построения – концентрический (принцип обучения, где ступень обучения, связанна с предыдущей единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом)

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • аналитический.

Технологии, использованные в образовательном процессе.

-здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья детей при изучении предмета;

-технология развивающего обучения, которая способствует развитию нравственных качеств личности, активизирует познавательные способности учащихся;

-технология обучения в сотрудничестве при использовании гуманно-личностного подхода;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо.

-технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с  требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся ощеучебных умений и навыков.

-технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

-технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. осуществляется путем деления обучающихся на подвижные и относительные по составу группы для освоения материала в различных областях и на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

-личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

-технология индивидуализации обучения.

-информационно-коммуникационные технологии.

Виды деятельности учащихся на уроке.

- систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление;

- беседа по вопросам;

- составление планов;

- краткие выборочные подробные пересказы текста;

- изложения с элементами сочинения;

-устные и письменные сочинения-характеристики героев;

-анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- анализ стихотворения, эпизода;

-прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и события;

- редактирование,

- конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего, понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

-составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски, ресурсы Интернета.

- работа с различными видами словарей, справочников.

 Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе и наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Межпредметные связи.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла ( музыкой, изобразительным искусством. Мировой художественной культурой);на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьников активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа реализует идею межпредметных связей с иностранным языком и географией при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приемы обучения, виды деятельности учащихся на уроке.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

----------------/---------------------------

-------        -----------------------20       г.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол №---------------------20      г.

Руководитель  ШМО

---------------/--------------------------------

Содержание тем учебного курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклор литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Тематическое планирование уроков по литературе в 7 классе    

                                              (102 часа).

Введение – 1ч.

Устное народное творчество – 9ч. (7ч.+1р.р.+1вн.чт.)

Древнерусская литература -6ч. (5ч.+1р.р.)

Произведения русских писателей 18 века – 3ч.

Произведения русских писателей 19 века –

А.С.Пушкин -13ч. (11ч.+2р.р.)

М.Ю.Лермонтов –9ч. ( 7ч.+1р.р.+1вн.чт.)

Н.В.Гоголь – 10ч.(9ч.+1р.р.)

И.С.Тургенев – 5ч.

Н.А.Некрасов – 3ч.

М.Е.Салтыков –Щедрин – 4ч.(3ч.+1вн.чт.)

Л.Н.Толстой -3ч.(2ч.+1р.р.)

И.А.Бунин – 2ч.

А.П.Чехов – 3ч.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе -1ч.

Произведения русских писателей 20 века –

М.Горький – 5ч.(4ч.+1р.р.)

В.В.Маяковский – 2ч.

Л.Н.Андреев – 1ч.

А.П.Платонов –3ч.( 2ч.+1р.р.+1вн.чт.)    111

Б.Л.Пастернак – 1ч.

 Стихотворения о Великой Отечественной войне – 2ч.

Ф.Абрамов – 2ч.

Е.И.Носов – 2ч.

Ю.П.Казаков  - 1ч.

Д.С. Лихачёв – 1ч.

Стихотворения поэтов 20 века о Родине – 2ч.

М.Зощенко – 1ч.

Поэзия народов России – 1ч.

Зарубежная литература – 6ч.

Резервный урок – 3ч.

(из них на развитие речи -  9ч. ,на внеклассное чтение -  4ч.)    

Календарно - тематическое планирование учебного материала по литературе в          7 классе (105 часов)

№ урок

№ по теме

Тема урока

Дата  по план

Дата  факт

1

1ч.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

01-04.09

9ч.

Устное народное творчество. 9ч. (7ч.+1р.р.+1вн.чт)

2

1

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

01-04.09

3

2

Былина.«Вольга и Микула».

01-04.09

4

3

Нравственные идеалы русского народа , отражённые в былине.

07-11.09

5

в/ч

4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

07-11.09

6

5

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

07-11.09

7р.р.

6

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

14-18.09

8

7

Былина как жанр, своеобразие и поэтичность языка.

14-18.09

9

8

Карело-финский эпос «Калевала»

14-18.09

10

9

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов.

21-25.09

5ч.

Древнерусская литература. 5ч. (4ч.+1 вн.ч)

11

1

Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха.  Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

21-25.09

12

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»».

21-25.09

13

3

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

28-02.10

14

4

 Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

28-02.10

15 вн

5

Внеклассное чтение «Сказание о Евпатии Коловрате»

28-02.10  

16

3ч.

1

Произведения русских писателей 18 века.

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

12-16.10

17

2

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

12-16.10

18

3

Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством.  «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

12-16.10

19

13ч. (11ч.+2р.р.)

1

Произведения русских писателей 19 века.       А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

19-23.10

20

2

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы

19-23.10

21

3

Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика персонажей.

19-23.10

22

4

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

26-30.10

23  

5

Образ автора и Петербурга в отрывке из поэмы А. С. Пушкина.

26-30.10

24

6

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

26-30.10

25

7

Смысл сопоставления Олега и волхва.

02-06.11

26 р.р

8

 Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра.

02-06.11

27.

9

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

02-06.11

28

10

А. С. Пушкин «Повести Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»

09-13.11

29

11

Значение описания интерьера в произведении.

09-13.11

30

12

Образы Самсона Вырина и Дуни.

09-13.11

31 р.р.

13

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Станционный смотритель».Образ Самсона Вырина в повести.

23-27.11

32

9ч. ( 7ч.+1р.р.+1вн.чт.)

1

М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова».

 23-27.11

33-

2

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

23-27

30-04

34

3

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке.

35

4

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова… » Образ гусляров и автора.

30-04.12

36

5

Особенности сюжета и художественной формы поэмы.  

30-04.12

37 р.р

6

Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова…»Анализ эпизода « Кулачный бой на Москве-реке».  

07-11.12

38

в/ч

7

А. Толстой «Князь Серебряный»

 07-11.12

39

 8

М. Ю. Лермонтов.  «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи.

07-11.12

 40

9

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Урок выразительного чтения.

14-18.12

41

9ч. (8ч.+1рр.

1

Н. В. Гоголь. Страницы жизни.

14-18.12

42

2

История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

14-18.12

43

3

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья.

21-25.12

44

4

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести.

21-25.12

45

5

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

21-25.12

46

6

Трагедия Тараса Бульбы.  Патриотический пафос повести.

28-30.12

47

К

7

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

28-30.12

48 Р.р

8

Развернутый ответ «Сопоставления Остапа и Андрия».

28-30.12

49

 

9

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

11-15.01

50  

 5ч.

1

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

11-15.01

51

2

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

11-15.01

52

3

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа

18-22.01

53

4

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

18-22.01

54

5

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»

18-22.01

55

56

3 ч.

1-2

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

25-29.01

25-29.01

57

3

Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

25-29.01

58

3ч.(2ч.+1вн.ч

1

М. Е. Салтыков-Щедрин .

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

01-05.02

59

2

  Смысл противопоставления генералов и мужика.

01-05.02

60 в\ч

3

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

01-05.02

61

 

2ч.

1

  Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.

  «Детство» (главы).  История создания.

Автобиографический характер повести

08-12.02

62

2

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

08-12.02

63

2 ч.

1

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

08-12.02

64

2

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

15-19.02

65

3 ч.

1

А. П. Чехов Биография писателя .

«Хамелеон». Живая картина нравов.

15-19.02

66

2

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

15-19.02

67

в\ч

3

А. П. Чехов «Злоумышленник»

29-04.03

68

1ч.

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. «Край ты мой, родимый край…»

29-04.03

69

5ч.(4ч.+1р.р)

1

Произведения русских писателей 20 века.

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

29-04.03

70

2

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

07-11.03

71

3

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

07-11.03

72 Р.р.

4

Характеристика литературного героя.

07-11.03

73

5

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

14-18.03

74

2 ч.

1

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

14-18.03

75

2

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

14-18.03

76

1 ч

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.  

21-25.03

77

5ч.(3+2р.р.)

1

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

21-25.03

78

2

Образ главного героя.

21-25.03

79 в\ч

3

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

28-01.04

80

р.р.

4

Подготовка к  написанию контрольного сочинения по произведениям Л.Н.Андреева и А.П.Платонова.

28-01.04

81

р.р.

5

Контрольное сочинение «Уроки человечности в произведениях Л.Н.Андреева и  А.П.Платонова.

28-01.04

82

1 ч.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

04-08.04

83

1 ч.

Интервью с поэтом-участником Великой   Отечественной войны. 

04-08.04

84

2ч.

1

Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

04-08.04

85

2

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет.

18-22.04

86

1ч.

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».  Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

18-22.04

87

2 ч.

1

Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

18-22.04

88

2

Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

25-29.04

89

1 ч.

Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

25-29.04

90

1 ч.

Д. С. Лихачев. «Земля родная»

25-29.04

91

1 ч.

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

02-06.05

92

1ч.

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

02-06.05

93

1 ч.

Песни на слова русских поэтов 20 века

02-06.05

94

1 ч.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

09-13.05

95

6 ч.

1

Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность».

09-13.05

96

2

Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

09-13.05

97

3

Японские хокку. Особенности жанра хокку

16-20.05

98

4

О. Генри Рассказ «Дары волхвов».              

16- 20

99

5

Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри.

16- 20

100

6

Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».  Рекомендации по летнему чтению.

23-25.05

101

Резервный урок.

23-25.05

102

 

Резервный урок.

23-25.05

 

 

Ито го

часов

                                        В том числе:

уроков внеклассного чтения.

уроков развития               речи.

контрольных работ.

по програм  ме

102ч.

               5ч.

                8ч.

            2ч.

вы пол нено

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс

7 класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                     

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НОРМЫ ОЦЕНКИ   ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

2. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.

В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.

В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.

В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.

В 9 классе — 3,0 — 4,0.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

 

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Литература 7 класс. Учебник- хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных  заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009 г.
  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» – М., Просвещение, 2000.
  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс» – М., Просвещение, 2009.  
  4. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс.
  5. Полухина В.Т. Литература. 7 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. – Волгоград: Учитель,2007.
  6. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы
  7. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., «Айрис», 1998.

9. Методические рекомендации Коровиной В.Я к учебнику для 7 класса. – М., Просвещение, 2009.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании  ШМО  (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

__________/_____________________/

Подпись     расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...