М.Ю.Лермонтов "Бородино".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Блинова Марина Александровна

Материал содержит разработку материала и презентацию к уроку литературы в 5 классе: "М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx17.02 КБ
Файл borodino.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Бородино».

Автор: Блинова Марина Александровна.

Цель:

Познакомить учащихся с сюжетом произведения, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

Задачи урока:

1.Закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка.

2.Развивать способность анализировать произведение, доказывать свою точку зрения.

3.Воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, подвигу героев Отечественной войны 1812 г.

   

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Постановка целей урока, запись темы).

2.Проверка домашнего задания.

Расскажите о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

3.Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы будем говорить о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».(слайд 1).

4. История создания стихотворения «Бородино». (Доклад учащегося, индивидуальное домашнее задание)

М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых ярких произведений русской литературы, посвященных Отечественной войне 1812 года.  Стихотворение «Бородино» - подлинно народное произведение, а его создатель – подлинно народный поэт.(слайд 2).

5.Чтение стихотворения «Бородино» учителем с комментариями.

   Вопросы на восприятие:

1.Какие чувства вы испытали во время чтения этого стихотворения? Расскажите о них.

2.Каково настроение этого произведения? При помощи каких средств оно создается?

3.Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ.

4.Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть  о его композиции?

5.Каким вы представляете себе старого воина? Что, по-вашему, доминирует в его облике? Опишите старого солдата. (слайд 3)

6.Как оценивает старый солдат людей своего поколения? Чем они отличаются от потомков?( работа с текстом).

7.Каково настроение солдат во время отступления и перед боем? (работа с текстом). Слайд 3,4,5,6,7,8.

8.Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы? Сравните описание лагерей (ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских), отметьте эпитеты, которые присваивает автор противникам и месту исторического сражения ( «На поле грозной сечи…»).

9.Каково  описание места, где будет или уже происходит сражение?

10.Найдите описание самого боя. Кем дано это описание: солдатом или самим автором? Докажите это. Аргументируйте текстом.

11.Как передана жестокость боя?

12.Кем и где служил старый солдат?

(Он был артиллеристом на батарее Раевского).

Что помогает нам поверить в достоверность изображаемого?

13.Что означает фраза «наш рукопашный бой»?

14.Найдите в стихотворении строфы, патриотизм  и мужество русских людей.

6.Работа над языком произведения:

14.Приведите примеры изобразительно-выразительных средств(метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.), при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей. Слайд 9.

15.Чему учит нас рассказ старого воина?

23.Какова главная мысль, идея этого стихотворения? Слайд 10.

7.Работа с иллюстрациями учебника.

  Просмотр иллюстраций: С. В. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином», А. Ф. Тубо «Бородинская битва» и др.

 Вопросы и задания:

1.Какое впечатление вызвали у вас эти картины? Опишите их.

2.Какая из картин понравилась больше и почему? Аргументируйте свой ответ.

8.Работа с терминами.

Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества».

- Был ли патриотом, на ваш взгляд, сам поэт – М. Ю. Лермонтов? Докажите свою точку зрения.

- Почему тема Бородинской битвы волновала и волнует писателей, поэтов и художников до сих пор? Почему она актуальна?

12.Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».Слайд 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

Слайд 2

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н.Богатова.1912г .

Слайд 3

«Забил снаряд я в пушку…»

Слайд 4

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Драгуны - солдаты кавалерии русской армии. Сеча – сражение, битва. Басурманы – иноземцы. Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии. Словарная работа

Слайд 5

Атака Шевардинского редута. Литография по рисунку Н. Самокиша.1910 г Редут - полевое укрепление

Слайд 6

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Художник Правдин.1955г.

Слайд 7

Бивак – стоянка войска под открытым небом. Художники Александр Юрьевич Аверьянов

Слайд 8

Кивер - высокий головной убор с круглым дном, козырьком.

Слайд 9

Гипербола: «рука бойцов колоть устала…» «гора кровавых тел» «смешались в кучу кони, люди…» Сравнения: «французы двинулись, как тучи» «носились знамена, как тени» Средства художественной выразительности.

Слайд 10

Идея стихотворения «Бородино» - восхищение подвигом русских солдат. Да, были люди в наше время… Богатыри – не вы!»

Слайд 11

выучить отрывок из стихотворения наизусть. Домашнее задание: