Статья "Как нам даётся благодать"
статья по литературе на тему
Несомненно, что творчество удивительно тонкого и пронзительного поэта Фёдора Ивановича Тютчева знакомо многим любителям русской поэзии. Главным в лирике Тютчева является образ мысли и образ мыслителя, который обладает двумя, несомненно, трудно соединимыми, но крепко спаянными между собой качествами. Поэтому поэзия Тютчева представляет собой глубоко художественное, а не рассудочное явление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nam_daetsya_blagodat.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Есть целый мир в душе твоей…»
Несомненно, что творчество удивительно тонкого и пронзительного поэта Федора Ивановича Тютчева знакомо многим любителям русской поэзии. Главным в лирике Тютчева является образ мысли и образ мыслителя, который обладает двумя, несомненно , трудно соединимыми, но крепко спаянными между собой качествами. Поэтому поэзия Тютчева представляет собой глубоко художественное, а не рассудочное явление.
Обратимся к одному из самых удивительных стихотворений в творчестве Тютчева «Silentium» 1830 г.
. Важнейшей стороной этого стихотворения является определенное соотношение между существованием текста и его восприятием, воздействием. Это стихотворение и еще «Нам не дано предугадать …» позволяют вникнуть в это соотношение, так как не только представляют его собой, но и посвящены ему. Стихотворение «Silentium!» состоит из трех строф по шесть строк каждая:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твой
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...
Стихотворение начинается и заканчивается повелительной формой глагола молчать. Это не просто повтор и не заданный, обязательный рефрен. Текст построен на глаголе молчи, без которого стихотворения просто не будет. С другой стороны, повтор глагола также еще не образует текста. Текст предполагает определенную дифференциацию элементов, составляющих его. Одно слово ни само по себе, ни воспроизведенное сколь угодно раз, текста не составляет.
В стихотворении Тютчева не только каждая строфа, но и каждое слово соотносится с глаголом молчи, подтверждая и подкрепляя его. В результате глагол приобретает не только особую весомость, но и протяженность, выходящую за пределы конкретной житейской ситуации.
К трем синонимичным глаголам первой строки присоединяются глаголы в строках, замыкающих строфы: Любуйся…Питайся…Внимай… Эти глаголы сближаются повелительным наклонением и строфическим параллелизмом. Можно отметить и некоторое смысловое родство между этими глаголами в данном контексте. Все три глагола ориентированы на молчание, подтверждают и обосновывают его. Любоваться, питаться, и внимать действительно подобает молча, но глагол внимать недаром венчает этот ряд: поистине, заклиная молчать, он указывает на нечто, чему внимаешь и ради чего молчишь.
Таким образом, Тютчев дает понять читателю: мысль ,зародившаяся в»душевной глубине» ,совсем не одно и то же, что мы произносим. Материальная оболочка не способна передать все оттенки и нюансы того, что можно назвать идеальной мыслью. Разве возможно передать другому человеку все самое сокровенное и самому ,порой, не до конца ясное состояние внутреннего мира? Великий поэт Ф.И.Тютчев, считал ,что это практически невозможно.
А может быть , стоит просто внимательно прислушаться к себе , внимательно посмотреть на того, кто рядом с тобой, и тогда этот мир « в душе твоей» станет миром близкого тебе человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие " А память нам покоя не даёт"
Внеклассное мероприятие посвящено 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....
Праздник "Настоящая мать человеку даётся однажды"
Праздник. посвящённый Дню Матери....
Внеклассное мероприятие "Жизнь даётся один раз"
Сценарий к недели ЗОЖ....
Конспект урока "Какие знания даёт искусство?"
урок "Искусство" в 9 классе- конспект, презентация и тест....
Нефть.Проклятие или благодать?
Творческая работа ученицы 10 класса Сташиновой Дарьи,выполненная в виде мини-проекта....
Коммунарский сбор, что он даёт современным подросткам.
О коммунарском движении, коммунарской методике сказано не мало. Я хочу поделиться 14-летним опытом работы проведения коммунарок, показать основные составляющие сборов. Также здесь можно увидеть воспом...
Дни православной книги «Благодать с беспокойным сердцем»
Беседа «Православные традиции и обычаи: о православных праздниках и постах»...