Урок-викторина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Бережанская Людмила Андреевна

Урок- викторина: «Мы любим литературу и русский язык»

Описание  материала:

Данное мероприятие проводится в рамках предметной недели. Викторина предназначена для учащихся 5 класса и содержит текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайды. Она состоит из нескольких заданий. Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к литературе  и русскому языку. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов; победителем является та команда, которая наберёт большее количество баллов. Перед детьми заранее ставится задача: разбиться на три команды, придумать названия своим командам и эмблемы.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, грамоты, бумага(формат А-4),шариковые ручки.

Цели:

 - в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;

 - проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей;

 - выяснить знания пословиц, поговорок, загадок;

 - уметь  видеть и отмечать особенности языка русского народа, учиться понимать замысловатую русскую речь;

 - прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе;

 - развивать логическое мышление, память, творческие способности обучающихся;

 - воспитывать стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка, интерес к литературе;

 - расширить кругозор учащихся;

 - учиться сопоставлять, обобщать, анализировать, активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде;

- сплотить классный коллектив.

Ход мероприятия.

- Здравствуйте, ребята! Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к литературе, своему языку. Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании литературы и русского языка; оружием команд будут знания и начитанность, любознательность и остроумие.

Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе…

Показ слайдов.

- Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

Физкультминутка.

Показать: ланиты (щеки), уста (рот), десница (правая рука), рамена` (плечи), длань (ладонь), шуйца  (левая рука), одёжа (одежда)

Ответить на вопросы. Кто быстрее (за каждый правильный ответ- 1 балл).

1. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? 

2. Что можно видеть с закрытыми глазами? 

3. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...)

4. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?

5. Из какой посуды нельзя ничего поесть? 

6. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? 

7. Чем оканчиваются день и ночь? 

8. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? 
9. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? 

10. В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего?

11. У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной. Что это?  

12. Может ли петух назвать себя птицей?  Нет, он не умеет говорить.
13. Какой узел нельзя развязать?
14. Какой город летает? 

15. Что у коровы впереди, а у быка позади?   

16. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Мож ет ли такое быть? Кто Женя?  

17. Что можно приготовить, но нельзя съесть? 
 

Подведение итогов.

- С какой целью сегодня на уроке была проведена викторина?

- Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Жюри подводит итоги. Ведущий подсчитывает баллы. Награждают победителей – активных участников.

Награждение победителей.

Ведущий благодарит за участие.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-viktorina_5_kl.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Мы любим литературу и русский язык

Слайд 2

Назовите басню и автора. 5

Слайд 3

Что это за скульптурная композиция и где она установлена? 15

Слайд 4

В какое время года происходили действия в произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? 5

Слайд 5

Назовите произведение, автора, персонаж. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле... 10

Слайд 6

Назовите автора и произведение. Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодовалого брата приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат. Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. 10

Слайд 7

Назовите автора. Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. 5

Слайд 8

Укажите автора и название стихотворения. Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. 10

Слайд 9

Укажите автора и название стихотворения. Прочтите стихотворение наизусть. 15

Слайд 10

Определите вид рифмовки Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. А.С. Пушкин 10

Слайд 11

Назовите писателя Писатель родился в семье купца. Помогал торговать в лавке. Учился на медицинском факультете Московского университета. Но вскоре отошел от врачебной работы, литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее… 10

Слайд 12

Назовите автора, произведение, прочтите несколько строк. Какому событию оно посвящено? 15

Слайд 13

Назовите автора произведения.

Слайд 14

Конкурс капитанов

Слайд 15

Прочтите наизусть. 5,10,15

Слайд 16

Назовите произведение и автора. 10

Слайд 17

Назовите писателя и его псевдоним 15

Слайд 18

Фольклорный жанр, в котором иносказательно описывается один предмет или персонаж, а подразумевается другой. Назовите этот жанр. 10

Слайд 19

О чём ведётся разговор? - Это чёрная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому что ещё зелёная. 10

Слайд 20

Назовите разновидности фольклорных сказок. 15

Слайд 21

Продолжите пословицы. Что написано пером … Любишь кататься… С кем поведешься… Не зная броду… Не рой другому яму... 5

Слайд 22

Из предложенных пар слов составьте пословицы Коса – камень Лес – дрова Шило – мешок Язык – доведёт Яблоня – яблочко Дело – потеха Дело – смело Омут – черти 5

Слайд 23

Н азовите как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. 5

Слайд 24

Найдите в тексте «спрятанную» пословицу, обращения, сравнительный оборот. 15

Слайд 25

Голова сказала: - Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня. Язык ответил: - Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке.

Слайд 26

Смекалка, логика, сообразительность.

Слайд 27

Как можно пронести воду в решете? 10

Слайд 28

Найдите «четвёртое лишнее» Носок, мозоль, георгин, помидор. 10

Слайд 29

О какой части речи это стихотворение? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! 10

Слайд 30

Как большой дом превратить в маленький? 15

Слайд 31

Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? 10

Слайд 32

Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? 5

Слайд 33

Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....