"О грехах ведомых и не ведомых" по рассказу Булата Шавеловича Окуджавы "Мышка"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме
В данном уроке вне классного чтения рассказывается о грехах ведомых и не ведомых на примере рассказа Булата Шавеловича Окуджавы "Мышка", в котором описывается история, произошедшая с автором на даче в Переделкине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okudjava_myshka_01.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 581
с углубленным изучением технологии
Приморского района Санкт-Петербурга.
Составитель: учитель русского языка и литературы Бакаева Лариса Валентиновна.
(2015-2016 учебный год)
Урок внеклассного чтения.
«О грехах ведомых и неведомых…»
(Тема нравственной ответственности в литературе 1990-2000-х гг.по рассказу Б.Ш Окуджавы «Мышка»)
Задача: познакомить учащихся с творчеством современного писателя 90-ых годов Булата Шавеловича Окуджавы; вырабатывать навыки анализа текста.
Цели: дать понятие о нравственной ответственности в литературе, на примере рассказа Б.Ш. Окуджавы «Мышка»; расширить знания учеников о литературе 1990-2000 годов; прокомментировать рассказ.
Используемые УУД: Предметные: научиться пользоваться текстом. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, планируют в сотрудничестве необходимые действия и операции. Коммуникативные: ставят вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности.
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии: здоровье сбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, сотрудничества.
Методические приёмы: самостоятельная работа с текстом, составление вопросов к тексту, составление фабульного плана рассказа и др.
Образовательные ресурсы: Интернет ресурсы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Используемая литература:
- Окуджава Б. «Автобиографические анекдоты» // «Новый мир» 1997. - №1.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2012.
- Храмцова Р. «Если не чур – то водить самому!». Урок по рассказу Прилепина З. «Белый квадрат» // Литература. – 2009. - №8.
- Белокурова С.П., Друговейко-Должанская «Нравственный потенциал русской прозы» 1990 – 2010-е годы.
Ход урока.
Здравствуйте ребята, сядьте прямо, выровняйте спины и приготовьтесь внимательно слушать. Сегодня вам предлагается для прочтения рассказ, написанный представителем писательского поколения 90-ых, затрагивающего тему ответственности за тех, кто рядом с нами. У Булата Шаволовича Окуджавы (1924 – 1997), есть писательские «корни» - гуманистические традиции русской классической литературы.
1. Знакомство учащихся с текстом предлагаемого рассказа.
Комментарий учителя.
Послушайте рассказ Б. Окуджавы «Мышка». (текст рассказа раздаю учащимся, но без заключительных строк).
2. Комментированное чтение рассказа. Читаю текст.
«Мышка».
Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-за дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением. И она исчезла под диваном.
Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…
А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет Божий…
Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.
И вот теперь снова?!
Я замер на диване, а она уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу.
Я плохо спал. Весь следующий день её не было. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела спиной у моей ноги, не шевелясь глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-за дивана и снова уселась на прежнее место.
Странно, но я уже не испытывал отвращения, напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?
Я наклонился к ней, чтобы присмотреться, но она исчезла.
В течение следующих дней всё свершилось уже по устоявшемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Я увидел её маленькие сверкающие глазки, и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она перестала убегать под диван, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.
Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.
Прошёл месяц, что только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем и салом и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран, и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.
Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что хоть у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…
Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор и мы усядемся с нею вдвоём…
Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло… Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а в ней моя мышка!..
Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?!»
Для того, чтобы осмыслить услышанное, делаю паузу. Далее задаю вопросы по тексту.
- Понравился ли вам рассказ? - Оправдались ли ваши читательские прогнозы?
- Считаете ли вы рассказ законченным?
- Как вы полагаете, каков финал рассказа?
После этого читаю заключительные строки: «Как-то у меня сидели друзья. Ярассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль (Фазиль Искандер – современный русский писатель) вскрикнул: «Неужели насмерть?!»»
3. Анализ финала.
- Меняет ли финал восприятие рассказа?
- Что добавляет финал к сложившимся представлениям о рассказчике?
- Чем вызваны чувства героя?
- А реакция Фазиля?
- Почему выбран именно глагол вскрикнул?
4. Формулирование вопросов к тексту.
Учащиеся делятся на две группы: 1-ая – текстологи; 2-ая - художники.
Далее предлагаю текстологам сформулировать и записать вопросы, помогающие раскрыть авторский замысел. Художникам – нарисовать рисунки к тексту.
Задание 1
- На какие вопросы, связанные с рассказом, вы хотели бы получить ответы? Запишите их в таблицу:
Вопрос | Ответ |
1. Какова тема рассказа? | О чём он. |
2. Одинаковы ли чувства рассказчика в начале, в середине, конце рассказа? | |
3. Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на поведение «мышиной толпы»? А на поведение мышки? | Такие реакции – жизненная закономерность. Индивидуальные человеческие проявления. |
4. Почему рассказчик забыл убрать мышеловку? |
5. Работа с текстом.
Задание 2
Составьте фабульный план рассказа. Выделите смысловые части, дайте им заголовки, используя цитаты из текста. Запишите напротив заглавий частей рассказа, как вы определили бы состояние, чувства рассказчика в каждой из частей:
№ п/п | Заголовки в виде цитат | Смысловые части | Чувства рассказчика |
1 | «Однажды зимним вечером…» | появление мыши | Отвращение и растерянность |
2 | «Мышиное нашествие» | воспоминания о «мышином годе» | Вернувшаяся ненависть к мышам |
3 | «Покоя снова не было» | герой «зарядил мышеловку» | Герой лишился покоя и творческого уединения |
4 | «Она была хороша!» | «портрет» мышки | Удивление поведением мышки-одиночки, любопытство, привязанность… |
5 | И. т. д. | В конце рассказа – подлинное горе и опустошённость, какие бывают после утраты близкого существа |
- Физкультминутка для глаз (предлагаемая физкультминутка в виде слайдов с картинками на разную тему. Слайды сменяют друг-друга под музыкальное сопровождение).
Задание 3
«Медленное (пристальное) чтение» (по методике Ю.М. Лотмана), внимание к авторскому слову, осмысление лексики, её эмоциональной окраски.
Найдите в тексте авторские характеристики поведения мышиной толпы и мышки:
Поведение мышиной толпы: прошлогоднее появление «стаи серых животных», «этой беснующейся толпы» | Поведение мышки: Из-за дивана вышла мышь, нехотя удалилась, она уселась, она возникла, не шевелясь глядела на экран, зажигался экран и она тотчас усаживалась перед ним, медленно удалилась, она привыкла, чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону |
Отношение героя к мышам: ответная агрессия, «зарядил мышеловку» | Отношение героя к мышке: деликатность и тактичность, доброжелательность, привязанность, стремление приглядеться к тому, кто рядом с нами, увидеть чужую индивидуальность, признать право другого на жизнь, кем бы этот другой ни был. |
После заполнения таблицы задаю вопрос:
- Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на первый тип поведения?
- А на поведение мышки?
- Такие реакции – это индивидуальные человеческие проявления или некая жизненная закономерность?
- Почему же герой забыл убрать мышеловку? Это главный вопрос, позволяющий обратиться к проблеме беспечности счастливого человека, эгоистичности счастья, порождающей безответное отношение к тем, «кого приручили».
- Виноват ли герой в гибели любимого существа?
- Ощущает ли он свою вину?
Чтобы ответить на эти вопросы, прошу ещё раз перечитать финальные строки рассказа «Мышка» и подумать: почему герой-рассказчик не отвечает на вопрос Фазиля?
7. Рефлексия
В заключении можно вернуться к другим вопросам, которые ещё остались, а значит, знакомство с автором может продолжиться.
Обобщить свои впечатления от встречи с прозой Б. Окуджавы.
8. Итог занятия
Подводя итоги занятия предлагаю учащимся (9 класса) темы для небольшой письменной работы:
- «Я открыл(а) для себя автора, который…».
- «Прочитав рассказ Б.Окуджавы «Мышка», я…».
- «Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?»
9, Выставка рисунков.
10. Завершаю работу над рассказом Б. Окуджавы чтением учащимися своих работ.
Сочинение:
«Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?»
У людей много дурных привычек. Привычка быть равнодушным, любить себя и не замечать других… Или убивать. И совсем не важна причина. Ненависть, отвращение, страх. Они заставляют вас расставлять мышеловки. Снова и снова. Окружить ими себя, свой дом, свой диван. Чтобы ни одна из этих тварей не подобралась к вам.
А что если… Если среди них вы найдёте родственную душу? Существо, понимающее вас? Оно будет сидеть возле вашего дивана и смотреть с вами телевизор. И вы забудете о мышеловках. И будете жить вместе с теперь уже родным существом. Вы полюбите его. Искренне, по-настоящему. Вы будете жить в забытьи своего умиротворённого счастья, своей тихой, неподдельной любви. Будете жить так до тех пор, пока до ваших ушей не долетит звук захлопнувшейся мышеловки, которую вы когда-то «зарядили», как ружьё, а потом забыли убрать. И только тогда вы поймёте, что произошло…
Стоит прочитать рассказ Б. Окуджавы «Мышка», чтобы увидеть зарождение привязанности, доверия, в конце концов, любви в душе человека, привыкшего ненавидеть. Или, быть может, ради самой мышки, которая – согласно законам мира, созданного в стихах и рассказах писателя, - на самом деле есть не что иное, как олицетворение женщины. Помните: и останется снежная баба вдовой. Дети, будьте добры и внимательны к женщине» или «И создал муравей себе богиню По образу и духу своему». В мышке нельзя не увидеть что-то девическое, женственное, трогательное… Окуджава рисует образ скромного и хрупкого существа, которое нельзя не полюбить. Прекрасного, нежного и такого родного…
Но на страницы рассказа стоит заглянуть и для того, чтобы увидеть, что вечный человеческий эгоизм в одну секунду способен разрушить хрупкое душевное равновесие. Чтобы понять, как быстро счастье может быть разрушено. Разрушено человеческой невнимательностью и безответственностью. Ибо не только забвение заповедей, но и отказ от простого «Мы в ответе за тех, кого приручили» может стать причиной сердечной муки. Надолго…»
Рязанцева П.
Сочинение
«Прочитав рассказ Б. Окуджавы «Мышка», я…».
Прочитав рассказ Булата Шавеловича Окуджавы «Мышка», я сразу же решил написать историю непосредственно случившуюся со мной. Итак, я отдыхал каждое лето у бабушки на даче в маленькой комнатке под крышей. В моём уютном уголке не было ничего достопримечательного – небольшое полукруглое окно, ужасно низкий потолок, старый скрипучий диван с выдвижным деревянным коробом для постельного белья, а прочей мебели лишь два предмета – деревянный стол и старый стул.
Днём хозяином комнаты был кот, но как только наступала ночь – неизвестно откуда появлялась мышь и становилась хозяйкой, доставляя своей активной деятельностью мне страшное беспокойство. Она нагло бегала по подушке, забиралась на стол, но любимым местом её досуга был пустой короб для белья. Там она что-то грызла, таскала и катала до рассвета…
В конце концов, я не выдержал и «зарядил мышеловку», закрепив на кончик стального прутика маленький кусочек сала. Однако бессонные ночи продолжались. Не выдержав, я ушёл ночевать на сеновал и забыл обо всём, а вот бабушкин кот всё же сунул нос в мышеловку и прищемил его.
Я думаю, что рассказчик забыл убрать мышеловку не случайно, в надежде, что туда попадётся одна из тех серых тварей, которые не дают спать по ночам, портят одежду, провода и пищу. В его случае жаль, что туда попала деликатная мышка, а в моём случае, к великому огорчению, попался избалованный сиамский кот!
(Бабич Сергей.)
11. Домашнее задание
Предлагаю поразмышлять над жанром рассказа: рассказ входит в цикл под названием «Автобиографические анекдоты», мотивировать своё мнение.
Индивидуальное задание (даётся как предварительное). Найдите в разных словарях значение слова чур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час Грех сквернословия
классный час посвящен проблеме сквернословия ....
Притча "Рецепт от греха"
Интересный материал по саморазвитию....
Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."
Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...
"Грех как болезнь: методы лечения".
Материал для выступления уч-ся на православной конференции....
"История грехов человеческих"
Узнать что такое синтементализм, откуда он берет свои истоки как литературное течение, кто является видными писателями-синтиметалистами, каков вклад Н.Карамзина в русский синтиметализм.Все это можно у...
урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха
Цели урока:способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;способствовать развитию интереса у у...
Ролевая игра "Город грехов"
Ролевая игра "Город грехов". Цель игры:Формирование адекватной самооценки;Развитие коммуникативных навыков;Создание условий для сомораскрытия, саморазвития и самосовершенствования.Особенность игр...
Комментарии
Если отец Шалва, то сын -
Если отец Шалва, то сын - Шалвович. Неведомых - вместе.