"О грехах ведомых и не ведомых" по рассказу Булата Шавеловича Окуджавы "Мышка"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

В данном уроке вне классного чтения рассказывается о грехах ведомых и не ведомых на примере рассказа Булата Шавеловича Окуджавы "Мышка", в котором описывается история, произошедшая с автором на даче в Переделкине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okudjava_myshka_01.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                  средняя общеобразовательная школа № 581

                        с углубленным изучением технологии

                      Приморского района Санкт-Петербурга.

Составитель: учитель русского языка и литературы Бакаева Лариса Валентиновна.

                                             (2015-2016 учебный год)

                               Урок внеклассного чтения.

                      «О грехах ведомых и неведомых…»

(Тема нравственной ответственности в литературе 1990-2000-х гг.по рассказу Б.Ш Окуджавы «Мышка»)

                     

                       

Задача: познакомить учащихся с творчеством современного писателя 90-ых годов Булата Шавеловича Окуджавы; вырабатывать навыки анализа текста.

Цели:  дать понятие о нравственной ответственности в литературе, на примере рассказа Б.Ш. Окуджавы «Мышка»; расширить знания учеников о литературе 1990-2000 годов; прокомментировать рассказ.

Используемые УУД:                                                                                                              Предметные: научиться пользоваться текстом.                                                               Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, планируют в сотрудничестве необходимые действия и операции.                                                              Коммуникативные: ставят вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: здоровье сбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, сотрудничества.

Методические приёмы: самостоятельная работа с текстом, составление вопросов к тексту, составление фабульного плана рассказа и др.

Образовательные ресурсы: Интернет ресурсы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

 

Используемая литература:

  1. Окуджава Б. «Автобиографические анекдоты» // «Новый мир» 1997. - №1.

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2012.
  2. Храмцова Р. «Если не чур – то водить самому!». Урок по рассказу Прилепина З. «Белый квадрат» // Литература. – 2009. - №8.

  1. Белокурова С.П., Друговейко-Должанская «Нравственный потенциал русской прозы» 1990 – 2010-е годы.

                                                         

                                                        Ход урока.

    Здравствуйте ребята, сядьте прямо, выровняйте спины и приготовьтесь внимательно слушать. Сегодня вам предлагается для прочтения  рассказ, написанный представителем  писательского поколения 90-ых, затрагивающего тему ответственности за тех, кто рядом с нами. У Булата Шаволовича Окуджавы (1924 – 1997), есть писательские «корни» - гуманистические традиции русской классической литературы.

1. Знакомство учащихся с текстом предлагаемого рассказа.

                                                     Комментарий учителя.

    Послушайте рассказ Б. Окуджавы «Мышка». (текст рассказа раздаю учащимся, но без заключительных строк).

2. Комментированное чтение рассказа. Читаю текст.

                                                  «Мышка».                                                                                                                                                 

    Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-за дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением. И она исчезла под диваном.

    Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…

    А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет Божий…

    Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

    И вот теперь снова?!

    Я замер на диване, а она уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу.

    Я плохо спал. Весь следующий день её не было. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела спиной у моей ноги, не шевелясь глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-за дивана и снова уселась на прежнее место.

    Странно, но я уже не испытывал отвращения, напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

    Я наклонился к ней, чтобы присмотреться, но она исчезла.

    В течение следующих дней всё свершилось уже по устоявшемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Я увидел её маленькие сверкающие глазки, и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она перестала убегать под диван, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

    Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

    Прошёл месяц, что только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем и салом и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран, и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что хоть у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

    Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор и мы усядемся с нею вдвоём…

    Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло… Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а в ней моя мышка!..

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?!»

   Для того, чтобы осмыслить услышанное, делаю паузу. Далее задаю вопросы по тексту.

- Понравился ли вам рассказ?                                                                                                                                                      - Оправдались ли ваши читательские прогнозы?

- Считаете ли вы рассказ законченным?

- Как вы полагаете, каков финал рассказа?

    После этого читаю заключительные строки: «Как-то у меня сидели друзья. Ярассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль (Фазиль Искандер – современный русский писатель) вскрикнул: «Неужели насмерть?!»»

3. Анализ финала.

- Меняет ли финал восприятие рассказа?

- Что добавляет финал к сложившимся представлениям о рассказчике?

- Чем вызваны чувства героя?

- А реакция Фазиля?

- Почему выбран именно глагол вскрикнул?

4. Формулирование вопросов к тексту.

Учащиеся делятся на две группы:                                                                                                                                                 1-ая – текстологи;                                                                                                                                                      2-ая -  художники.

    Далее предлагаю текстологам сформулировать и записать вопросы, помогающие раскрыть авторский замысел. Художникам – нарисовать рисунки к тексту.

                   

Задание 1

- На какие вопросы, связанные с рассказом, вы хотели бы получить ответы? Запишите их в таблицу:

                     Вопрос

                     Ответ

1. Какова тема рассказа?

О чём он.

2. Одинаковы ли чувства рассказчика в начале, в середине, конце рассказа?

3. Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на поведение «мышиной толпы»? А на поведение мышки?

Такие реакции – жизненная закономерность.

Индивидуальные человеческие проявления.

4. Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?

                                                                                                                                                                         5. Работа с текстом.

Задание 2

   

  Составьте фабульный план рассказа. Выделите смысловые части, дайте им заголовки, используя цитаты из текста. Запишите напротив заглавий частей рассказа, как вы определили бы состояние, чувства рассказчика в каждой из частей: 

     № п/п

    Заголовки в виде цитат

  Смысловые части

Чувства рассказчика

1

«Однажды зимним вечером…»

появление мыши

Отвращение и растерянность

2

«Мышиное нашествие»

воспоминания о «мышином годе»

Вернувшаяся ненависть к мышам

3

«Покоя снова не было»

герой «зарядил мышеловку»

Герой лишился покоя и творческого уединения

4

«Она была хороша!»

«портрет» мышки

Удивление поведением мышки-одиночки, любопытство, привязанность…

5

И. т. д.

В конце рассказа – подлинное горе и опустошённость, какие бывают после утраты близкого существа

  1. Физкультминутка для глаз (предлагаемая физкультминутка в виде слайдов с картинками на разную тему. Слайды сменяют друг-друга под музыкальное сопровождение).

    

Задание 3

    «Медленное (пристальное) чтение» (по методике Ю.М. Лотмана), внимание к авторскому слову, осмысление лексики, её эмоциональной окраски.

    Найдите в тексте авторские характеристики поведения мышиной толпы и мышки:

Поведение мышиной толпы: прошлогоднее появление «стаи серых животных», «этой беснующейся толпы»

                  Поведение мышки:

Из-за дивана вышла мышь, нехотя удалилась, она уселась, она возникла, не шевелясь глядела на экран, зажигался экран и она тотчас усаживалась перед ним, медленно удалилась, она привыкла, чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону

Отношение героя к мышам: ответная агрессия, «зарядил мышеловку»

Отношение героя к мышке: деликатность и тактичность, доброжелательность, привязанность, стремление приглядеться к тому, кто рядом с нами, увидеть чужую индивидуальность, признать право другого на жизнь, кем бы этот другой ни был.

После заполнения таблицы задаю вопрос:

- Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на первый тип поведения?

- А на поведение мышки?

- Такие реакции – это индивидуальные человеческие проявления или некая жизненная закономерность?

- Почему же герой забыл убрать мышеловку? Это главный вопрос, позволяющий обратиться к проблеме беспечности счастливого человека, эгоистичности счастья, порождающей безответное отношение к тем, «кого приручили».

- Виноват ли герой в гибели любимого существа?

- Ощущает ли он свою вину?

    Чтобы ответить на эти вопросы, прошу ещё раз перечитать финальные строки рассказа «Мышка» и подумать: почему герой-рассказчик не отвечает на вопрос Фазиля?

7. Рефлексия

    В заключении можно вернуться к другим вопросам, которые ещё остались, а значит, знакомство с автором может продолжиться.

    Обобщить свои впечатления от встречи с прозой Б. Окуджавы.

8. Итог занятия

    Подводя итоги занятия предлагаю учащимся (9 класса) темы для небольшой письменной работы:

  1. «Я открыл(а) для себя автора, который…».
  2. «Прочитав рассказ Б.Окуджавы «Мышка», я…».
  3. «Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?»

9, Выставка рисунков.

10. Завершаю работу над рассказом Б. Окуджавы чтением учащимися своих работ.

                                                              Сочинение:

                                 «Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?»

                                                                                                                                                                                                                         У людей много дурных привычек. Привычка быть равнодушным, любить себя и не замечать других… Или убивать. И совсем не важна причина. Ненависть, отвращение, страх. Они заставляют вас расставлять мышеловки. Снова и снова. Окружить ими себя, свой дом, свой диван. Чтобы ни одна из этих тварей не подобралась к вам.

    А что если… Если среди них вы найдёте родственную душу? Существо, понимающее вас? Оно будет сидеть возле вашего дивана и смотреть с вами телевизор. И вы забудете о мышеловках. И будете жить вместе с теперь уже родным существом. Вы полюбите его. Искренне, по-настоящему. Вы будете жить в забытьи своего умиротворённого счастья, своей тихой, неподдельной любви. Будете жить так до тех пор, пока до ваших ушей не долетит звук захлопнувшейся мышеловки, которую вы когда-то «зарядили», как ружьё, а потом забыли убрать. И только тогда вы поймёте, что произошло…

    Стоит прочитать рассказ Б. Окуджавы «Мышка», чтобы увидеть зарождение привязанности, доверия, в конце концов, любви в душе человека, привыкшего ненавидеть. Или, быть может, ради самой мышки, которая – согласно законам мира, созданного в стихах и рассказах писателя, - на самом деле есть не что иное, как олицетворение женщины. Помните: и останется снежная баба вдовой. Дети, будьте добры и внимательны к женщине» или «И создал муравей себе богиню По образу и духу своему». В мышке нельзя не увидеть что-то девическое, женственное, трогательное… Окуджава рисует образ скромного и хрупкого существа, которое нельзя не полюбить. Прекрасного, нежного и такого родного…

    Но на страницы рассказа стоит заглянуть и для того, чтобы увидеть, что вечный человеческий эгоизм в одну секунду способен разрушить хрупкое душевное равновесие. Чтобы понять, как быстро счастье может быть разрушено. Разрушено человеческой невнимательностью и безответственностью. Ибо не только забвение заповедей, но и отказ от простого «Мы в ответе за тех, кого приручили» может стать причиной сердечной муки. Надолго…»

                                                                          Рязанцева П.

                                                     Сочинение

                        «Прочитав рассказ Б. Окуджавы «Мышка», я…».

     Прочитав рассказ Булата Шавеловича Окуджавы «Мышка», я сразу же решил написать  историю непосредственно случившуюся со мной.                                                                                Итак, я отдыхал каждое лето у бабушки на даче в маленькой комнатке под крышей. В моём уютном уголке не было ничего достопримечательного – небольшое полукруглое окно, ужасно низкий потолок, старый скрипучий диван с выдвижным деревянным коробом для постельного белья, а прочей мебели лишь два предмета – деревянный стол и старый стул.  

    Днём хозяином комнаты был кот, но как только наступала ночь – неизвестно откуда появлялась мышь и становилась хозяйкой,  доставляя своей активной деятельностью мне страшное беспокойство. Она нагло бегала по подушке, забиралась на стол, но любимым местом её досуга был пустой короб для белья. Там она что-то грызла, таскала и катала до рассвета…

    В конце концов, я не выдержал и «зарядил мышеловку», закрепив на кончик стального прутика маленький кусочек сала. Однако бессонные ночи продолжались. Не выдержав, я ушёл ночевать на сеновал и забыл обо всём, а вот бабушкин кот всё же сунул нос в мышеловку и прищемил его.

     Я думаю, что рассказчик забыл убрать мышеловку не случайно, в надежде, что туда попадётся одна из тех серых тварей, которые не дают спать по ночам, портят одежду, провода и пищу. В его случае жаль, что туда попала деликатная мышка, а в моём случае, к  великому огорчению, попался избалованный сиамский кот!

                                                                      (Бабич Сергей.)

11. Домашнее задание

Предлагаю поразмышлять над жанром рассказа: рассказ входит в цикл под названием «Автобиографические анекдоты», мотивировать своё мнение.

Индивидуальное задание (даётся как предварительное). Найдите в разных словарях значение слова чур. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Грех сквернословия

классный час посвящен проблеме сквернословия ....

Притча "Рецепт от греха"

Интересный материал по саморазвитию....

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

"Грех как болезнь: методы лечения".

Материал для выступления уч-ся на православной конференции....

"История грехов человеческих"

Узнать что такое синтементализм, откуда он берет свои истоки как литературное течение, кто является видными писателями-синтиметалистами, каков вклад Н.Карамзина в русский синтиметализм.Все это можно у...

урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха

Цели урока:способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;способствовать развитию интереса у у...

Ролевая игра "Город грехов"

Ролевая игра "Город грехов". Цель игры:Формирование адекватной самооценки;Развитие коммуникативных навыков;Создание условий для сомораскрытия, саморазвития и самосовершенствования.Особенность игр...


 

Комментарии

Если отец Шалва, то сын - Шалвович. Неведомых - вместе.