Беседа ко Дню матери
план-конспект по литературе на тему
- познакомить воспитанников с праздником День матери;
- развивать творческую активность, любознательность;
- воспитывать внимательное, заботливое, трепетное, уважительное отношение к матери, готовность помочь ей в любую минуту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_ko_dnyu_materi.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа ко дню Матери
Цели:
- познакомить воспитанников с праздником День матери;
- развивать творческую активность, любознательность;
- воспитывать внимательное, заботливое, трепетное, уважительное отношение к матери, готовность помочь ей в любую минуту.
Слайд 1
Добрый день, дорогие ребята!
Слайд 2
Ежегодно последнее воскресение ноября отмечается в России День матери.Это добрый и святой праздник. И сегодня мы будем с вами беседовать о самых милых, дорогих, родных и любимых мамах.
Слайд 3
Мама - человек, который дал каждому из нас самое ценное - это жизнь! Именно мама чувствует своего ребёнка на расстоянии - хорошо ли ему или плохо. Именно она всегда поймёт и что бы не случилось, придёт на помощь, поддержит и простит. Мама всегда встанет на защиту своего дитя и будет стремиться подарить ему счастье.
Слайд 4
Мама, мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которым называют самого близкого и единственного человека.
Мама волнуется и заботиться о своем ребенке, желает, чтобы ребенок был здоров и счастлив. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят – тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к мамочке, тем светлее и радостнее жизнь.
Слайд 5
Существует много пословиц и поговорок о матери. Сегодня мы с вами их вспомним. Посмотрите на слайд, здесь написаны несколько пословиц о маме, но они разбросаны, их нужно правильно соединить.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Без матери нет человека.
Вся гордость мира от матери.
Материно сердце в детях.
Читает стихотворение Айвар.
Эти пословицы учат нас ценить и уважать маму.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она моя мама
Поэты и писатели в своих произведениях восхищаются образом матери. И сегодня мы предлагаем вам послушать и обсудить рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Две матери».
Чтение рассказа.
В.А.Сухомлинский Две матери
1 эпизод
В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.
- А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Ребята, как вы понимаете «чернокосая и белокосая»?
2 эпизод
….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.
3 эпизод
…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…
4 эпизод
…Наконец, Чернокосая мать спросила:
- Кем же стал твой сын?
- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.
Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
- Хлеборобом. Ну, чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…
- Всё-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», - сказал он на прощание и поцеловал её.
…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
- У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала, что сейчас в поле горячая пора, работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не приходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.
На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.
- Я тоже буду комбайнёром, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…
… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришёл.
Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.
Вот такой серьёзный рассказ о матери Сухомлинского мы прочитали. А сейчас давайте порассуждаем и ответим на вопросы.
Вопросы к обсуждению:
- В рассказе пишется о том, что две женщины, родив сыновей стали мечтать. О чем же они мечтали? Они стали мечтать о том кем станут их сыновья. Белокосая мама желала, чтобы ее сын стал выдающимся человеком, музыкантом или писателем, скульптором или инженером. А чернокосая мама мечтала о том, чтобы ее сын стал просто хорошим человеком.
Через 30 лет женщины снова встретились в больнице. То, о чем мечтали женщины, исполнилось? Да.
Кем стали их сыновья?У одной сын стал знаменитым музыкантом, а у другой хлеборобом.
- Узнав, что сын чернокосой стал простым рабочим, неизвестным человеком, белокосая мать сказала, что счастье обошло ее стороной.
Правильно ли она считает?
Нужна ли для счастья знаменитость? Для того чтобы быть счастливым, совсем не обязательно быть знаменитым.
- А что нужно для счастья? Для счастья нужно крепкое здоровье, работа, родители, семья, дом.
- В рассказе мы видим, что и знаменитый музыкант и простой хлебороб приносят пользу.
Музыкант, какую приносит пользу для людей? Радует людей музыкой.
А хлебороб какую приносит пользу? Выращивает хлеб.
Как вы думаете, что отличает этих сыновей друг от друга? Отношение к матери.
- Каково отношение сына, который стал известным музыкантом к своей матери?Судя по поступкам известного сына, можно сказать, что он не заботливый и невнимательный сын. Ведь когда он был маленький, он тоже болел, и мама была рядом. А теперь больна мама, и тоже ждет заботу и внимание сына.
- А как же относится сын -хлебороб к своей матери?Он каждый день приезжал в больницу, после трудного рабочего дня, хотя в это время была горячая пора – уборка урожая. Он приносил гостинцы, желал ей скорейшего выздоровления, а мама в ответ улыбалась, глаза ее сияли счастьем. Сейчас я прочитаю еще раз как автор описывает состояние счастья чернокосой матери.
«Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает»
«Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела.»
И нужно сказать, что Чернокосая мама поправилась быстрее и выписалась из больницы,чем белокосая благодаря чему? Благодаря вниманию сына.
Ребята, я зачитаю отрывок из текста:«Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.»
Ребята как вы понимаете этот отрывок.
Как вы думаете, что чувствовала белокосая мама?
Она ждала и грустила, что сын не приходит к ней. Она переживала. Она даже оправдывала своего сына, сказав, что он на концерте. И ей пришлось продолжать лечение и дольше лечиться.
Если сын не может приехать к маме в больницу из-за концерта, как он мог по-другому проявить заботу к маме?
Он мог постоянно звонить ей и узнавать про ее здоровье.
- Какой вывод вы сделали для себя, познакомившись с рассказом.Любой человек, независимо от того знаменит он, или не знаменит, он должен быть добрым, внимательным, заботливым по отношению к своим родителям. И это не зависит знаменитый ты человек, или простой рабочий.
- Чье отношение к маме вам понравилось? Сына – хлебороба, так как он заботился о маме, и его забота и внимание помогличернокосоймаме быстрее выздороветь.
- Почему маму нужно любить? Потому что мама растит детей, заботится, воспитывает, дает образование, радуется нашим успехам, поддерживает в трудных ситуациях.
- Бывает ли так, что мама может вас поругать?Да мама порой сердится, но это для вашей же пользы.
- Что нужно делать, чтобы не огорчать маму?Маму нужно слушаться, помогать ей во всем.
- Какими словами можно описать мамины руки? (Золотые, мягкие, добрые...)
Какими словами можно описать мамино сердце? Доброе, удивительное, мудрое…
Какими словами можно описать мамин голос? Ласковый, нежный, мягкий…
Слайд 6
В конце рассказа, что дарит хлебороб своей маме врачам и медсестрам? Цветы.
Это, наверное, самый приятный подарок маме. И я предлагаю нарисовать цветы, которые мы бы подарили маме.
Ребята сейчас прослушаем песню о маме!
А сейчас давайте по очереди скажем пожелания мамам! Здоровья, счастья, радости, удачи, спокойствия, терпения.
И на прощание мы вам подарим вот такие сердечки, а вы напишите туда свои пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия беседа: «Любовь к матери»
Одной из проблем современной молодежи является довольно-таки прохладное, а порой и безразличное отношение взрослых детей к их престарелым родителям. Это одна из граней большой, злободне...
Материал для стенгазеты на тему Свердловская область + Беседа на тему «ЕКАТЕРИНБУРГ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!»
Цель: формирование ценностного отношения к городу.Задачи: актуализировать и развить знания детей о достижениях родного города;- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информ...
Учебно-методический материал "Беседы о здоровье человека"
Беседа №1. “Твое здоровье”Цель: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативн...
Муниципальный этап ВОШ по литературе. Примерные варианты выполнения творческого задания (фактический и теоретический материал + мемуары, интервью, дневниковые записи и беседа).
Фактический и теоретический материал посвящён биографии и творчеству Александра Галича. Актуальность работы неоспорима не только по причине столетия великого барда, драматурга, сценариста, борца за пр...
Проведение прогулок - бесед (информационно-методический материал)
Прогулки – беседы являются незаменимым видом активного отдыха горожан и гостей города, а так же, могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе для работы с детьми школьного во...
Каретка бесед к" Дню матери"
Картотека бесед...