Урок - размышление по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
«Перевернутые миры Гоголя»
(урок - размышление по
«Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя)
Цели урока: углубить представление учащихся о творчестве Н. В. Гоголя; провести параллели между миром реальным и миром художественным, между прошлым и настоящим, между собственным «я» и «я» литературного героя.
Может ли совершенно здоровый человек жить в этом мире и не рехнуться?
Урсула Ле Гуин.
Мир полон безумцев; если не хочешь на них
смотреть, запрись у себя дома и разбей зеркало.
Французское изречение
П.В.Анненков, один из современников Гоголя, говорит в своих воспоминаниях, что в первый свой приход к Гоголю застал у него «пожилого человека, рассказывавшего привычках сумасшедших; строгой, почти логической последовательности, замечаемой в развитии нелепых их идей. Гоголь подсел к нему, внимательно слушал его повествование. Большая часть материалов, собранных из рассказов пожилого человека, употреблены были Гоголем в « Записках сумасшедшего».
Но нас интересует не медицинская сторона вопроса, а психологическая, нравственная, сумасшествие не как болезнь, а как реакция человека на ненормальность окружающего мира, возможно, как естественное подсознательное стремление к единению с миром, как бунт человеческого «я».
Каковы были ваши первые впечатления? Бред? Попробуем в этом бреде разобраться...
Итак, что мы знаем о главном герое? Каков его образ жизни?
(Мелкий чиновник, титулярный советник, служит в каком-то департаменте, очень беден:
«Я не пошел бы в департамент, если бы не надежда видеться с казначеем и авось-либо выпросить у этого жида хоть сколько-нибудь жалованья вперед...», «шинель очень запачканная и притом старого фасона», любит бывать в театре, не общается ни с кем, кроме собственного дневника, влюблен в дочь начальника и «большею частью лежит на кровати»).
Попробуйте составить его психологический портрет.
Самолюбив, с обостренным чувством собственного достоинства, мнителен, крайне болезненно ощущает собственное незначительное положение, отчасти высокомерен, что, кстати, может объясняться гордостью и бедностью, замкнут в своем одиночестве. Сам тон повествования – высокомерно-презрительный и одновременно приниженный. «Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения», «Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головою потрудился кивнуть. Этого мало: один раз одна из этих бестий вздумала меня, не вставая с места, потчевать табачком. Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения». Если прибавить к этому, что очинка перьев, его непосредственная обязанность, - дело самых мелких чиновников, любопытный портрет получается...
Почему он ни с кем не общается?
(Те, кто выше, не примут. Те, кто ниже, не устраивают).
Почему любит театр?
(Тайное стремление к перевоплощению, возможность прикоснуться к другой жизни).
Почему влюбляется в дочь генерала?
(«Отворилась дверь, я думал, что директор, и вскочил со стула с бумагами; но это была она, она сама! Святители, как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь; фу, какое пышное! А как глянула: солнце, ей-богу, солнце!.. Святые, какой платок! Тончайший, батистовый – амбра, совершенная амбра! Так и дышит от него генеральством».
Итак, опять – возможность прикоснуться к высшему обществу, подсознательное стремление проникнуть туда, где все красиво, возвышенно, благородно, достойно...
А есть ли у него шанс? Например, деньги? Нет.
Образование, эрудиция?
(«Потом переписал очень хорошие стишки:
Душеньки часок не видя,
Думал, год уж не видал;
Жизнь мою возненавидя,
Льзя ли жить мне, я сказал.
Должно быть, Пушкина сочинение...» Как вам такой Пушкин?)
Может быть, он раскован и обаятелен?
«Я думал несколько раз завести разговор с его превосходительством, только, черт возьми, никак не слушается язык: скажешь только, холодно или тепло на дворе, а больше решительно ничего не выговоришь».
Может быть, у него есть внешние данные?
Начальник отделения: «Ну, посмотри на себя, подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою. Взгляни хоть в зеркало на свое лицо, куды тебе думать о том!»
Отрывок из письма собаки: «Ах, моя дорогая, если бы ты знала, какой это урод. Совершенная черепаха в мешке... Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья. Волоса на голове его очень похожи на сено. Папа всегда посылает вместо слуги».
Кстати, а чье это мнение о нем? Не думаете ли вы, что некая собака и вправду писала какие-то письма? Конечно, это его собственная самооценка, его подсознательное самоощущение, его проявившийся комплекс неполноценности.
Что его особенно мучает в отношении к нему окружающих?
«Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук,- тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет – вот беда». Вот причина всех его комплексов.
Но почему он считает, что все его проблемы – в отсутствии денег? Да потому, что в этом мире есть только одна мера всего – деньги и общественное положение!
«Я не могу более читать... Все или камер-юнкер, или генерал. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..» Это не просто монолог, это вопль обиды на судьбу...
К чему все это приводит? «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я».
Почему он сходит с ума? Его раздавило сознание собственного ничтожества и бессилия...
Почему именно испанским королем вообразил себя бедный титулярный советник? ( Подсознательное стремление к уважению окружающих, бунт против собственной ничтожности, против обидной несправедливости жизненного миропорядка. И еще, конечно, надо учесть, что в 1833 году умер Фердинанд Седьмой, а повесть написана в 1834.)
Почему, сходя с ума, он теряет счет времени? Давайте посмотрим на выставленные им даты:
Год 2000 апреля 43 числа.
Мартобря 86 числа.
Никоторого числа. День был без числа.
Числа не помню. Месяца тоже не было.
Январь того же года, случившийся после февраля...
И последняя запись: Чи 34, сло Му гдао, Февраль 349.
Отказ от порядка чисел как отказ от жизненного миропорядка. Подсознательный бунт.
Давайте вернемся к его внутренним монологам на протяжении всей повести. Что поражает в них еще?
«Ты иной раз метаешься, как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет...»
«Проси, хоть тресни,... не выдаст, старый черт.»
«Что за черт! Я увидел, что Меджи обнюхивалась с собачонкою...»
«Да, черт возьми, как-то язык не поворотился...»
«Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек...»
«Да черт его побери!..»
«Черт знает, что такое!»
«В департамент не ходил... Черт с ним!»
Случайны ли все эти междометия? Конечно же, нет! В его душе – отчаяние и смута. Нет в ней ни мира с людьми, ни мира с собой. Нет терпения, нет веры, нет Бога...
Как вам кажется, в начале и в конце повести перед нами один и тот же человек?
Вы правы, он изменился. Желчность, раздражительность сменяются смирением и страданием.
Понятен ли вам символический смысл его фамилии? Поприщин – от слова «поприще» - путь, судьба, предназначение. Смог ли наш герой реализоваться на своем поприще? В социальном плане – нет. Ну а как человек? В духовном плане? Конечно, сложно ответить на этот вопрос, ориентируясь прежде всего на ценности материального порядка. Богатым не стал, выгодно не женился, карьеры не сделал, да еще и в сумасшедший дом угодил. Странная самореализация. Но все-таки сравните: раздражительность, завистливость, закомплексованность и - страдание, мольба о сострадании! Если не готовы оценить это с точки зрения сознания, прислушайтесь к ощущениям: темная волна идет от одного и светлая – от другого! Нравственно чище человек становится через страдание.
Что вас больше всего поразило в этой повести?
Чтобы стать в этом мире человеком, надо сойти с ума…
А еще, пожалуй, последнее предложение повести. Такой неожиданный, странный щелчок по расчувствовавшемуся носу читателя. Гоголевский щелчок. Не все так просто в этом мире, господа…
Домашнее задание: словесное рисование (описать иллюстрацию, которую вы хотели бы видеть в тексте этой повести).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"
Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знако...
Урок по "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя
Урок разработан для учителей 9 класса в рамках углубленного изучения творчества Н. В. Гоголя...
Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором "маленьк...
Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) ...
Презентация к уроку по теме: Цикл "Петербургские повести" Н.В. Гоголя по повестям "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель".
Презентации к повестям Н.В. Гоголя "Невский проспект", " Записки сумасшедшего", "Шинель"....