Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»
классный час по литературе (11 класс) на тему
В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :
делать добрые дела, особенно во время православных Постов.
Самыми почитаемыми были многодневные Посты - Рождественский и Великий. В это время проводилось много благотворительных
акций, купцы жертвовали часть своих доходов на улучшение содержания больных, заключённых.
Это было время добрых дел, и литература, выражаясь современным языком, их рекламировала.
В газетах и журналах печатались рассказы о добрых и милосердных людях, чьи поступки помогали обездоленным и нуждающимся.
Мы знакоимся с рассказом Ф.М. Достоевский «Честный вор» .
Главный герой - глубоко верующий человек, и его поступок -это поступок христианина. Он подаёт нам пример умения прощать,
умения мужественно преодолевать житейские трудности, потому что всегда есть люди, которым ещё сложнее в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._po_rasskazu_fm_dostoevskogo_chestnyy_vor.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...»
по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»
Цели и задачи:
• Формировать навыки коллективного просмотра кинофильма;
• Развивать навыки ведения дискуссии, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• Развивать навыки диалогической и монологической речи;
• Усилить интерес к русской классической литературе как отражению духовных основ русского общества;
• Показать универсальность, всевременность произведений русских классиков.
Форма проведения: дискуссия в форме телепередачи «Закрытый показ»
Оборудование: Плакат «Правила беседы» (Дереклеева Н.И.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.,- М.: 5 за знания,2005. - С 68), DVD-проигрыватель, телевизор или мультемедийная установка с настенным экраном, фильм по рассказу Ф.М.Достоевского «Честный вор», стулья расставлены полукругом, после просмотра круг замыкается для обсуждения проблем, поднятых в фильме.
План:
1. Оргмомент, вступительное слово учителя 3 мин.
2. Просмотр фильма 17 мин.
3. Обсуждение 20 мин.
4. Подведение итогов 5 мин
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя-ведущего.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня наш кабинет становится студией телепередачи «Закрытый показ», где мы посмотрим фильм и обсудим проблемы, которые в нём поднимаются. Темой нашего показа стали строчки из стихотворения российского поэта А. Дементьева: «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» А для начала -небольшая справка.
(Заранее подготовленный ученик читает краткую биографическую справку о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского или ведущий спрашивает, что известно ребятам о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского )
-В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе : делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми были многодневные Посты - Рождественский и Великий. В это время проводилось много благотворительных акций, купцы жертвовали часть своих доходов на улучшение содержания больных, заключённых. Это было время добрых дел, и литература, выражаясь современным языком, их рекламировала. В газетах и журналах печатались рассказы о добрых и милосердных людях, чьи поступки помогали обездоленным и нуждающимся. С одним из таких рассказов вы уже знакомы. Это «Чудесный доктор» А.Куприна. Но и Ф.М. Достоевский не остаётся в стороне и пишет рассказ «Честный вор», экранизацию которого мы сейчас посмотрим.
2.Просмотр фильма
З.Обсуждение.
Перед обсуждением педагог обращает внимание учащихся на плакат «Правила беседы» (см. Приложение) и напоминает, что только при их соблюдении получится результативное интересное обсуждение.
Примерные вопросы (вопросы могут корректироваться педагогом с учетом различных особенностей учащихся):
• Что точнее можно определить по фильму: год, век происходящих событий или месяц, может быть и числа7 Почему?
• Почему Астафий Иванович взял к себе Емелю?
• Как вы оцениваете этот поступок?
• Почему Астафий Иванович прощает Емелю?
• А вы могли бы так поступить?
• Как поступок Астафия Ивановича соотносится со строчками из стихотворения А.Дементьева?
• ( в качестве варианта девятиклассникам можно предложить отрывок из очерка Д.Гранина «О милосердии» и соотнести его с рассказом Достоевского.)
• Почему Емеля признаётся в своем воровстве?
• Изменилось ли ваше отношение к Емеле?
4.Подведение итогов.
При подведении итогов ведущему необходимо сделать обобщение высказанных мнений, подчеркнуть важность взаимного уважения, умения выслушивать. Важно не абсолютное решение обсуждаемых вопросов, а прояснения разных позиций. Также необходимо проанализировать, как учащиеся принимали участие в дискуссии, все ли соблюдали правила поведения, научились ли вести дискуссию.
Завершающее слово учителя -ведущего:
Астафий Иванович - глубоко верующий человек, и его поступок -это поступок христианина. Он подаёт нам пример умения прощать,
умения мужественно преодолевать житейские трудности, потому что всегда есть люди, которым ещё сложнее в жизни, пример милосердия.
Емеля, бездомный пьяница перерождается благодаря терпению и пониманию окружающих его людей, которые увидели в нём ЧЕЛОВЕКА.
Увидеть в каждом ЧЕЛОВЕКА - это задача не из простых. Над нами довлеют различные обстоятельства, мнение большинства, которое, к сожалению, далеко не всегда оказывается правым. На следующей встрече в нашей студии мы обсудим фильм «Простая истина», фильм об умении видеть ЧЕЛОВЕКА за формой одежды, национальной принадлежностью.
В 11 классе в начале четвертой четверти мы прочитаем пасхальный рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська», тоже рассказ об умении видеть ЧЕЛОВЕКА.
В завершении нашей встречи я совсем не хочу говорить каких-то правильных, заштампованных слов, я хочу прочитать вам стихотворение А.Деменьева, то самое, строчки из которого стали темой сегодняшнего обсуждения.
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАВИЛА БЕСЕДЫ
• Для участия в беседе необходимо поднять руку.
• Говорить полными предложениями.
• Говорить громко и чётко.
• Давать короткие и точные аргументы.
• Придерживаться выбранной темы и заданных вопросов.
• Аргументировать своё мнение и свои рассуждения.
• Обосновывать своё мнение вескими доводами.
• Внимательно слушать, когда говорят другие люди.
• Связывать своё выступление с предыдущим
• При выступлении смотреть на одноклассников.
• Давать другим возможность высказаться.
• Не повторяться.
• Никого не унижать, ни над кем не смеяться.
• Побуждать всех участвовать в разговоре.
• Избегать разговоров не по заданной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как важно вовремя успеть..." Подготовка к сочинению-рассуждению
Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся обобщают и расширяют представление о типе речи рассуждении, учатся находить аргументы для доказательства собственного м...
«Как важно вовремя успеть».
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"...
УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....
Волонтерская акция «Успей сказать: «Спасибо!»
Наш класс принял участие в краевой волонтерской акции...
" Как важно вовремя успеть" Урок по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"
Разработка урока по литературе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» для 8-9 классовТема: Проблема человеческих отношений в рассказе К. Г. Паустовского «...
«Как важно вовремя успеть». Подготовка к сочинению-рассуждению.
Цели:обобщить и расширить представление о типе речи рассуждении , закрепить формирование навыков рассуждения;формировать общечеловеческие нравственные ценности;учиться находить аргументы для доказ...
«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
Цель урока: Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа...