Разработка урока литературы в 9 классе "Матренин двор"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока литературы в 9 классе "Матренин двор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matrenin_dvor.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Не стоит село без праведника»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)
Цель урока: в совместной с обучающимися деятельности осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.
Задачи:
- обучающие: сформировать у обучающихся общее представление о сквозной теме праведничества в русской литературе.
- развивающие: развивать аналитические умения обучающихся на основе работы с текстом и толковыми словарями.
- воспитательные: помочь учащимся задуматься над нравственными понятиями доброты, милосердия, сострадания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Слово учителя:
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того, - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
(Настоящего Человека, человека с большой буквы, носителя самых лучших человеческих качеств.)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было
Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить?
Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель понимает жизнь и людей глубже. А также узнаем, встретился ли ему на жизненном пути такой ЧЕЛОВЕК?
2) Формулирование темы урока
- Главной темой в творчестве Солженицына всегда была тема добра и зла. И рассказ «Матрёнин двор” тоже разворачивает перед читателями картину противоборства этих двух начал. «Не стоит село без праведника» - именно так назвал свой рассказ писатель, а название «Матрёнин двор» придумано А.Т. Твардовским, редактором журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Замена эта объясняется цензурными соображениями. «Не стоит село без праведника» - это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Формулирование цели и задач урока.
- Кто, по-вашему, тот ЧЕЛОВЕК, встретившийся на жизненном пути Солженицыну? Кто тот праведник, без которого не стоит село?
(Матрёна Васильевна)
- Как тема урока перекликается с образом Матрёны? Как вы думаете, что нам предстоит с вами сегодня выяснить, доказать на уроке?
(Матрёна – тот самый праведник, тот самый Человек с большой буквы, которого встретил на своём жизненном пути Солженицын. На примере образа Матрёны мы должны выяснить, кто такие праведники, какими качествами обладают такие люди, почему жизнь без праведников немыслима.)
Аналитическая беседа.
Проза Солженицына выросла на духовно-нравственных основах древнерусского искусства. Близость эта состоит в сходных принципах построения картины мира.
Перед вами икона «Чудо Георгия о змие»
На иконе – трёхмерное пространство:
1) Мир идеальный (верхнее пространство, святой дух в образе ангела)
2) Мир реальный (земной)
3) Сатанинский мир (антимир)
В рассказе «Матрёнин двор» так же, как и на иконе, происходит соединение этих трёх миров.
- Какой из трёх миров ближе, понятнее нам?
(Мир земной, реальный)
- В чьём восприятии показано настоящее?
(В восприятии рассказчика – учителя Игнатьича.)
- Что является воплощением земного мира в рассказе?
(Двор крестьянки Матрёны)
Настоящее Матрёниного двора – ключевой образ произведения, в нём – сокровенная суть бытия героини Солженицына, её настоящее.
- Как же показан Матренин дом и Матрёнин двор? Найдите в тексте и зачитайте детали матрёниного быта. (учащиеся находят описания и делают вывод о скудности её быта)
- Делает ли этот скудный быт и душу Матрёны такой же скудной?
(Нет, за всем этим небогатым убранством – образ удивительной женщины.)
- Что больше всего поражает Игнатьича в Матрёне? Подтвердите текстом
( Доброта и щедрость. Матрёна не утратила способность откликаться на чужую беду.)
- В чём средство от черноты души Матрёны?
(В работе, в помощи другим людям)
- Каково отношение Матрёны к постояльцу? Докажите текстом
(Учащиеся зачитывают выдержки из текста и делают вывод, что, несмотря на беспокойную и неустроенную жизнь, живёт Матрёна по христианской морали.)
Физминутка для глаз
Отвлечёмся на минутку. И вспомним трёхмерное устройство мира. Посмотрим вверх, теперь вниз. Обведём глазами всё пространство, закроем их на мгновение и представим мысленно образ Матрёны. Открываем глаза
5) Проверка творческого задания .
- Каждый из вас сейчас мысленно создал свой образ Матрёны. А описывает ли Солженицын внешность своей героини? Подтвердите текстом.
(Автор не даёт полного описания внешности героини, лишь подчёркивает некоторые детали – взгляд, улыбка, в которой кроется тайна.)
- Вот такой была Матрёна в жизни, а вот таким увидел образ русской крестьянки художник В. Бритвин.
- А какой ВАМ представляется внешность Матрёны?
- Совпадают ли ваши зрительные образы с образом, созданным художником?
(Учащиеся представляют свои словесные портреты и образы, созданные ими на бумаге.)
- Образы праведников запечатлены во многих памятниках русской иконописи.
Перед нами образ Божьей матери Владимирской.
- Передаёт ли иконописец красоту лица и тела Богородицы? Почему?
(Нет, художник показывает нам красоту внутреннюю, духовную, потому что душа в человеке гораздо важнее, чем внутренняя оболочка)
- В чём же главная загадка внешнего образа Матрёны? Почему Солженицын не даёт своей героине плотского начала?
(Он хочет показать, что внешность вторична. Он даёт понять читателю, что перед ним – святая, как на иконе.)
- В чём главная загадка лица Матрёны?
(В том, что в нём есть совесть. Матрёна живёт в ладу с совестью, в особом мире.)
6) Рефлексивная беседа по теме урока. Словарная работа.
- Матрёнин двор – Матренин дом - Матрёнин мир – мир праведника
В чём смысл этой цепочки?
(Матрёнин двор – это мир идеальный, божественный. Матрёна Васильевна Григорьева – носительница божественного мира)
- А кто же такой «праведник?» Выясним значение этого слова.
(учащиеся зачитывают значение слова, выписанное в тетрадь из толкового словаря)
7) Аналитическая беседа.
- Какие эпизоды из прошлого подтверждают, что Матрёна праведница?
(6 детей умерли во младенчестве (страдание), Ефим с войны не вернулся (больше замуж не вышла), она воспитывает дочь Фаддея Киру(жизнь для других).В судьбе Матрёны – трагедия русской деревенской женщины)
- Находит ли Матрёна сочувствие у окружающих?
(Нет)
- Как автор мотивирует невнимание Матрёны к внешнему миру?
(«Одежда приукрашивает злодеев…»)
- В чём порча Матрёны для обывателей?
(За обзаводом не гонится)
- А на самом деле в ком порча?
(В окружающих, это они обитают в дьявольском царстве, антимире, занятые погоней за материальными ценностями)
- В чём проявляется дьявольское начало? Каков антимир?
(Антимир вокруг. Всё вокруг подмена, всё обман: и подставная Матрёна – жена Фаддея. Смерть Матрёны – от дочери подставной Матрёны. Подменным вернулся из плена Фаддей)
- Кто, на ваш взгляд, самый яркий носитель антимира?
(Фаддей)
- Какой цвет преобладает в описании Фаддея? Почему?
(Чёрный. Этот цвет показывает демоническую суть героя.(Зачитывается описание появления Фаддея)
Так в светлое пространство Матрёнина двора чёрная угроза приходит извне.
- Кто разрушает благополучие Матрёны?
(Жена председателя, сам председатель, обрезавший огород.)
- Уничтожили ли Матрёну морально? ( Нет)
- Когда Матрёну не смогли уничтожить морально, представители антимира решают уничтожить её физически. Есть ли предзнаменования смерти?
(Пропала кошка, безумные мыши, испуганные фикусы, святая вода)
- Чем воспользовался Фаддей, чтобы захватить горницу Матрёны?
(Она не сможет отказать)
Выяснение значения слова «Горний»
Учащиеся зачитывают определение, выписанное в тетради из толковых словарей.
Именно горницу отдаёт Матрёна Кире.
- Каковы переживания Матрёны накануне прощания с горницей?
(У неё отнимают веру в горнее, чистое вечное)
- Как показан процесс разрушения дома?
(Матрёну работа украшает, рабочих ожесточает)
- Есть ли союзники у Матрёны в этой сцене?
(Союзник Матрёны - природа. Оттепель, слякоть.
Работа с иллюстрацией.
- Какую сцену из рассказа напоминает вам эта иллюстрация?
(Эпизод, когда сани с брёвнами поднимаются в гору. Матрёна как будто поднимается на свою Голгофу. Когда Матрёна погибает, на землю сходит тьма.)
- За кого принимает смерть Матрёна?
(Она умирает, помогая другим. Её жизнь – служение другим, так же, как и жизнь Христа.)
- Какими деталями автор подсказывает нам, что душа Матрёны по-прежнему жива?
(Матрёна накрыта белой простынёй. Белый – цвет воскрешения. Её правая рука.)
8) Подведение итогов урока.
- Как ведут себя родственники на похоронах Матрёны?
(Их похоронный плач – подменный)
- А кто искренне, по- божески, жалеет Матрёну?
(Старуха. Она выразила искреннюю, щемящую боль утраты)
- Кого напоминает вам эта старуха?
(Праведницу, сошедшую с иконы. Двойника Матрёны)
- Можем ли мы считать Матрёну праведницей?
. (Да, несомненно. Жизнь Матрёны – следование примеру Христа)
- А в чём же главная заслуга праведников?
(Именно они оберегают милосердие, не дают миру ожесточиться, саморазрушиться).
- Так в чём же смысл авторского заголовка?
(Праведники – те, на ком стоит мир, на ком держится жизнь, нравственные и культурные ценности народа. И Матрёна Григорьева – одна из них)
Звучит «Реквием» Моцарта
В память о таких людях, в память о праведниках давайте зажжём свечу у иконы.
9) Оценивание.
10) Домашнее задание.
Учитель задаёт домашнее задание:
Написать эссе на тему «Нужны ли сегодня праведники?» или синквейн по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....