Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова
Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalashnikov.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 7 классе
ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова
«Минувшее проходит предо мною…»
Учитель русского языка и литературы Почекутова Ольга Семеновна
МБОУ СОШ №11 с. Су – Псех, г- к Анапа.
Тема: М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова
Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
Цель: углубить знания о поте М.Ю.Лермонтове; историей создания «Песни…», её исторической основой; формировать умения находить исторические детали в произведении и отмечать их роль; совершенствовать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст; развивать связную речь; вызвать интерес к историческому прошлому родины.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; презентация к биографии поэта; репродукции картин В.Васнецова «Иван Грозный», И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»; фонохрестоматия: запись «Песни…», учебник литературы.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования навыков и умений.
№ п/п | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Основные формы работы |
1 | Организационный момент | 1мин | Приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микрогруппах | Настраиваются на предстоящую работу | фронтальная |
2 | Постановка цели и задачи урока | 3 мин | На доске написан эпиграф к уроку: И если как–нибудь на миг удастся мне Забыться, -памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей: И вижу я себя ребёнком; и кругом Родные все места… М.Ю.Лермонтов. Предлагает прочесть выразительно строки стихотворения. Ставит задачу: о чем пойдет речь на уроке. Поставьте для себя цели. | Выразительно читают эпиграф, ставят перед собой цели, отвечают на вопросы уителя | фронтальная |
3. | Актуализация знаний по биографии М.Ю.Лермонтова | 5 мин | -Что вам известно о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова? С какими произведениями мы уже знакомы? («Бородино», «Три пальмы», «Тучи»). | Пересказываю эпизоды из биографии М.Ю.Лермонтова, читают наизусть запомнившееся стихотворения. | Фронтальная |
4. | Работа над темой урока. 1. Презентация «По лермонтовским местам» 2. Подготовка к глубокому пониманию и восприятию содержания «Песни…» 3.Мини сообщение об опричниках 4. Прослушивание аудизаписи «Песни» (сцена пира) | 5 мин. 5 мин. 3 мим. 5 мин. | - группа 1 подготовила презентацию « В лермонтовских Тарханах». -Что нового узнали о Лермонтове? - В 1830 году поэт записал в своей тетрадке « Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду её искать, как в русских песнях». Познакомившись с русской стариной, народными поверьями и песнями, в 1836 году поэт задумал создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного. -А кто такие были опричники? Об этом расскажут ребята 2 группы _-Внимательно прослушайте чтение актера, затем ответьте на вопросы (они у вас на карточках). | Показывают презентацию. 1 слайд: Лермонтовские Тарханы -2 слайд: парадные комнаты (зала, столовая, чайная). -3слайд: лермонтовский кабинет; -4слайд: комната бабушки – Арсеньевой Е.А. - 5слайд: домовая церковь Марии Египетской; -6слайд: У могилы Лермонтова. (показ слайдов сопровождается текстом), отвечают на вопросы учителя Слушают, отвечают на вопросы Рассказывают об опричниках и их положении при дворе Ивана Грозного, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации Слушают чтение, обсуждают в парах, отвечают на вопросы учителя | Индивидуально – групповая, коллективная Групповая, индивидуальная, коллективная коллективная |
5. 6. | Аналитическая беседа по прослушанному эпизоду Подведение итогов, Рефлексия. | 7 мин 3 мин | - Найдите исторические детали и объясните их художественную роль в контексте поэмы. -Сравните описание царя и иллюстрации картин Васнецова и Репина. Каким запечатлен на них царь Иван Грозный? -Проанализируйте поведение царя, его боярей и князей. -Почему поведение Кирибеевича вызывает гнев у Ивана Грозного? -Какой совет дает царь своему верному слуге? -Почему он предлагает Кирибеевичу поступить в духе традиции, не нарушая древний обычай (посвататься, послать драгоценные дары возлюбленной, оставив за ней свободу выбора: «Как полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся»)? -Почему мы не слышим, что ответил царь «лукавому рабу», объявившему, что «красавица в церкви Божьей перевенчана»? -Почему Кирибеевич не сказал царю сразу «правды истинной»? -Что вас удивило, поразило? -Что показалось особенно интересным? -Оцените свою работу на уроке. Выставление оценок. | Отвечают на поставленные вопросы, подтверждают свои ответы чтением эпизодов. Рассматривают картины, сравнивают, отвечают на вопросы Анализируют сцену, отвечают на вопросы, цитируют ответы Отвечают на вопросы, дают оценку своим одноклассникам. | Работа в парах. Коллективная, групповая, индивидуальная. Фронтальная |
7. | Домашнее задание | 2 мин. | Для всех: перечитать 2 часть поэмы. В чём характер Алёны Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Индивидуальное: выразительно читать отрывок «Над Москвою златоглавою» (1 ученик) Найти ответ на вопрос «Что такое домострой»? (1 ученик») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по литературе 9 класс по творчеству Бунина "Птицы небесные"
Данная работа предназначена в помощь учителю при проведении урока по рассказу И.А. Бунина "Птицы небесные", в которой затронута проблематика ранних рассказов Бунина: поиски и понимание счастья....
Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»
Урок – исследование по русской литературе 20 века. Дан материал по теме любви в творчестве А.И.Куприна. На уроке ведется наблюдение за тем, как рассматр...
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....
"Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" План-конспект урока по литературе 9 класс
Цель урока:1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;3 Воспитывать интерес к творческим и жизн...
Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...