Михаил Васильевич Ломоносов
презентация к уроку по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портрет М.В.Ломоносова работы неизвестного художника «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник». А.С.Пушкин «Как Петром положены новые основания всей нашей государственной жизни, так Ломоносовым преобразованы, а отчасти и основаны едва ли не все области науки. Поэт, художник, философ, историк, филолог, математик, астроном, физик, химик, геолог, географ, отчасти даже и социолог, во всех этих областях он был не дилетантом, но глубоким специалис-том…, самостоятельным исследователем и смелым мыслителем, порою опережа-ющим своих западных современников». В.Ходасевич
Место родины Ломоносова ( с литографии середины 19 века) ДЕТСТВО Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов , занимался рыбным промыслом, у него была земельная собственность и морские суда. Он совершал далёкие морские походы с казённой и частной кладью. Мать Ломоносова, Елена Ивановна , в девичестве Сивкова, умерла очень рано. Осознание необходимости учения и знаний зародилось в нём очень рано, и получить первые знания помогли ему книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
Вид города Архангельска. Худ. Е.Орлов Модель парусного судна, принадлежащего отцу Ломоносова ДЕТСТВО Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Поездки с отцом в море оставили в душе Михаила неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными наблюдениями.
Церковь Славяно-греко-латинской академии УЧЁБА Страсть к знаниям с годами всё крепла, но в деревне негде было учиться. И Михайло (так произносилось в те времена это имя) решил уйти из дома. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву. В январе 1731 года Михаил Ломоносов , скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Находилось оно на Никольской улице в доме №7. (В настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в XVII веке).
Худ. Е.Орлов УЧЁБА Годы учёбы были тяжёлыми. Несмотря на свой немалый возраст, Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, так как он не знал латыни. Школьники, с которыми учился Михайло, были намного моложе его. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику (стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс. И в ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.
Отъезд. Худ. Е.Орлов В ГЕРМАНИИ Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. И в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Дмитрием Виноградовым и Густавом Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела.
Христиан Вольф (1679-1754) Марбург В ГЕРМАНИИ В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа. Здесь он познакомился с новейшими теориями в области физики и химии. Христиан Вольф стал для русского студента Михайлы Ломоносова Учителем с большой буквы. Это был не только талантливый учёный и педагог, но и человек исключительной доброты.
В ГЕРМАНИИ Вид города Фрейберга. Гравюра 18 века. В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрайберг , где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг.
г. Санкт-Петербург. Академия наук. Худ. Е.Орлов АКАДЕМИЯ НАУК В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1742 года Ломоносов был определён в Академию адъюнктом физики . Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии , а в 1751 году – чин коллежского советника , дающий право на потомственное дворянство. В 1763 году произведён в статские советники.
Кунсткамера. Зал, где при жизни М.В.Ломоносова проходили заседания Академии наук АКАДЕМИЯ НАУК В октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран почётным членом Академии художеств. Его научная слава в 60-е годы достигает зенита. В мае 1760 года он избран почётным членом Шведской Академии наук , в 1764 – почётным членом Болонской Академии . Находившийся в Париже И.И.Шувалов собирался представить кандидатуру Ломоносова в Парижскую Академию, но 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался . Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник». М.В.Ломоносов В области физики: учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. В 19-м веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами закон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю под названием «закон сохранения массы» изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ В области астрономии: открытие атмосферы на Венере. В конце 18-го века это открытие было подтверждено наблюдениями западных учёных. теория самосвечения комет и полярных сияний. В области географии: - разработка принципов новой науки – «экономической географии» -доказательство возможности Северного морского пути в Индию В области истории: -опровержение норманнской теории происхождения Древнерусского государства
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся». М.В.Ломоносов В области литературы и языкознания: -создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка разработка новых стихотворных размеров установление факта, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам и древнерусский язык произошёл от славянского языка
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ В области химии: разработка принципов новой науки – «физической химии» В области геологии и минералогии : - теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня» - теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности
УНИВЕРСИТЕТ Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. Его не устраивало состояние академического университета и гимназии при нём. Ломоносов задумал основать новый университет в Москве . Он составил проект организации университета, предусмотрел, как и чем он должен заниматься. Добиться осуществления такого проекта было нелегко. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова. Михаил Васильевич рассказал И.И.Шувалову о своём проекте, тот поддержал его предложение и летом 1754 года подготовил черновик «Доношения в Сенат» . И.И.Шувалов
УНИВЕРСИТЕТ Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот 12 января (25 января по новому стилю) 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета». Вначале университет расположился в доме бывшей дворцовой аптеки на том месте, где сейчас находится Государственный Исторический музей. Новый у3ниверситет состоял из трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Огромное значение имело то, что в Московском университете впервые началось преподавание всех наук на русском языке . В университете имели право учиться не только дворяне, но и дети ремесленников, солдат, купцов, канцеляристов, духовенства и даже крестьян. Ломоносов не смог добиться только разрешения учиться в университете детям крепостных помещичьих крестьян.
УНИВЕРСИТЕТ Университет был открыт весной 1755 года и с первых дней его существования имел хорошо оборудованную химическую лабораторию, физический и минералогический кабинеты, библиотеку. При университете была создана типография. Московский университет положил начало новым центрам культуры в стране. Из художественных классов университетской гимназии, воспитанниками которых были знаменитые русские архитекторы Баженов и Старов, выросла впоследствии Академия художеств. Из самодеятельных спектаклей студентов возник русский театр в Москве. Библиотека университета стала первой публичной библиотекой Москвы. Университет открыл филиал в Казани – гимназию, которая послужила основой для создания Казанского университета. Московский университет (вид через р. Неглинку). Литография с акварели конца 18 века
ПОЭТ И ХУДОЖНИК Елизавета Петровна Ломоносов-поэт воспевает науки, искусства, ремёсла, ведь он сам и учёный, и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками. Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты Ломоносовым в его химической лаборатории. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом – «золотые рубины» (их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их изготовления был давно утерян). В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина – «Мадонна», состоящая почти из 4000 брусочков смальт различного цвета . «Мадонна» была преподнесена в дар императрице Елизавете Петровне – «дщери Петровой», при которой русская наука и искусство поддерживались и бурно развивались.
ПОЭТ И ХУДОЖНИК «Полтавская баталия». Фрагмент. Русский гренадер Полтавская баталия». Фрагмент. Пётр I Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России. В 1752 году он получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла. Строительство фабрики началось в 1753 году , при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин . Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Ломоносовым было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру I , из 12-ти мозаичных картин. Полностью была собрана только одна – «Полтавская баталия». После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....
Михаил Васильевич Ломоносов
Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов...
Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))
В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...
Михаил Васильевич Ломоносов
Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....
Михаил Васильевич Ломоносов.
В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета
Цель : осветить жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка, о его реформаторской деятельности...