М.М.Пришвин "Времена года"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Кальмина Татьяна Владимировна

В данной презентации содержатся вопросы по миниатюрам М.Пришвина из книги "Времена года". Каждый учитель может расширить данную презентацию своими вопросами и примерами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vremena_goda_m.m.prishvina.ppt175.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская СШ №2 Кальмина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. К.Г.Паустовский Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением; в нём нет сюжета, главных, второстепенных героев, ярких событий. Пришвин, как завороженный, описывает Природу. И все эти картины складываются в большую и яркую картину жизни Природы. Мы откроем много нового и интересного. Природа не каждому человеку доверит свои тайны, лишь такому, кто обладает удивительным, особым талантом — Пришвину. И сегодня мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны. Пришвин писал о себе: «Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весною зеленею и летом к Петрову дню цвету»

Слайд 3

«Голубые тени» Почему миниатюра так называется? Найдите слова, которые несут в себе цветовую семантику. (Светлая, сверкающая пороша, голубые, пудра, сверкающие блёстки, солнце, тени) Выделите ведущие цвета и почему вы их выделили? Вывод: Ничто не нарушает тишину, всё вокруг светлое, чистое!

Слайд 4

«Рождение звука» Найдите ключевые слова в миниатюре лес звук снег Тишина солнечное утро лучи солнца

Слайд 5

Какое слово является ведущим? О чём эта миниатюра? Какие слова несут в себе звуковую семантику? (теребили, вода, выпрыгивает, шевелится, бегут ручьи, капли) Какой предстаёт природа в этой миниатюре? За счёт каких изобразительно-выразительных средств это достигается? (Находим олицетворения, сравнения, эпитеты) Вывод: Рождение звука — величественное мгновение в жизни Природы. Оно кратковременно. Чтобы это уловить, нужно быть очень чутким и внимательным.

Слайд 6

«Берёзовый сок» Какая стадия весны изображена в этой миниатюре? Почему в тёплые весенние дни «берёзка не давала сока»? Сколько объектов в миниатюре? (муравьи, ручей, берёза) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своей миниатюре? (Находим олицетворения, эпитеты, сравнения) Вывод: Природа здесь живая, подвижная!

Слайд 7

«Неведомому другу» Можно ли разделить текст на части? Все явления природы удивительны, прекрасны. Почему? К чему призывает Пришвин? Вывод: Все описания природы — гимн Природе! Всё вокруг приносит радость, каждый день в Природе неповторим («Это утро единственное...»), и нужно этому радоваться, ведь природа и человек — одно целое!

Слайд 8

«Молодые листики» Почему герой не услышал трепещущих листиков? («Они нежные, что ещё только трепещут, блестят, но не шумят» В каком предложении выражено настроение автора? («Как жить хорошо на земле!») «Серебряное утро» О чём данная миниатюра? Когда же утро бывает серебряным? Чем помогает природа человеку?

Слайд 9

«Красные шишки» Как вы поняли, о чём говорится в этой миниатюре? О чём говорит появление человека? Какая природа в миниатюре? (работа с текстом) Вывод: Природа неразрывно связана с человеком. Она живая и вечная

Слайд 10

«Поздняя осень» В какой строчке выражено авторское настроение? Что означают строки «Вот переживу...» Вывод: В жизни каждого человека есть свои зимы и вёсны, когда есть радость от труда. И чтобы весне обрадоваться, нужно «поморить себя», «натрудить».

Слайд 11

Общий вывод по уроку Можно выделить основные принципы М.М.Пришвина: - Природа — живая и вечная! - Каждый день в природе неповторим. Нужно радоваться каждому дню! - Природа неразрывно связана с человеком! Пришвин — певец природы. Любование и любовь природой — не одно и то же. Когда любишь, можно уберечь и защитить. Поэтому мы должны беречь и охранять природу нашего края! «Любовь к природе — признак любви к своей стране» К.Г.Паустовский

Слайд 12

Домашнее задание: написать миниатюру о природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...