Презентация к уроку литературы в 11 классе. Символизм.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 11 классе. Символизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку литературы в 11 классе. Символизм. | 672.46 КБ |
Подписи к слайдам:
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.Поэзию Серебряного века невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.Этот фон составляли:Русско-японская война;Трагедия на Ходынском поле;Потрясения 1905-1907 годов.История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Начало Серебряного века русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока.
Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.
Три века поэтовКогда поэт ещё невинен был, Он про себя иль на ухо подруге, Счастливец, пел на воле, на досуге И на заказ стихами не служил.Век золотой! Тебя уж нет в помине, И ты идёшь за баснословный ныне. Тут век другой настал вослед ему. Поэт стал горд, стал данник общежитью, Мечты свои он подчинил уму, Не вышнему, земному внял наитью И начал петь, мешая с правдой ложь, Высоких дам и маленьких вельмож. Им понукал и чуждый, и знакомый; Уж сын небес — гостинный человек: Тут в казнь ему напущены альбомы, И этот век — серебряный был век.
Термин восходит к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым», а заканчивается «железным» веком. Примечательно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению П.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке».
Эстетика символизма
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых перемен
Всё, изменяясь, изменило,Везде могильные кресты,Но будят душу с прежней силойЗаветы творческой мечты.Безумье вечное поэта – Как свежий ключ среди руин…Времён не слушаясь запрета,Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва
Подвиг сердца женского,Тень мужского зла,Солнца блеск вселенскогоИ земная мгла…Что разрывом тягостнымМучит каждый миг –Всё ты чувством благостнымВ красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского Серебряного века как начало для духовного взлёта целой культурной общности творцов.
«Конец истории сошёлся с её началом»
Символизм ( франц.Symbolisme) -
одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символизм в России возник как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу.Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
Теория символизма
Д.С. Мережковский. 1892 г. Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».Основные элементы нового течения:«мистическое содержание»,символы,расширение художественной впечатлительности».Сборник стихотворений «Символы».Март 1894 г. В Москве вышел сборник В. Брюсова «Русские символисты» (все стихотворения написаны им самим).
Символ – центральное понятие
Символ – многозначное иносказание; некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальный. Символ – глубокая сложная идея, выраженная через реалистический образ.Символ – «окно в бесконечность» ( Ф. Сологуб).«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении…он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине». (Вяч. Иванов.)На всех явлениях лежит печать,Одно с другим как будто слито.Приняв одно, стараюсь угадатьЗа ним другое – то, что скрыто.
Назначение поэзии
Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.«Создания искусства – это приотворенные двери в вечность». (В. Брюсов.)Искусство — ключ к тайне.Творчество выше познания. Творчество – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь поэту-творцу.Поэт – Мессия, Теург.Теургия ( греч. theurgia, букв. – божеств. действие, чудо), вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя свое воле действия богов и духов.
Символисты старались отобразить жизнь души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.Символисты достигли замечательных высот художественной выразительности, стройности и поэтической гармонии. Для них было характерно чрезвычайно высокое и строгое мастерство, чувство формы, обостренное внимание к слову.Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпохПоэты-символисты были новаторами поэтического стиха: наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;пытались добиться оригинальной формы;экспериментировали со словом и звуком, добиваясь усиления в стихе музыкального начала. Музыка для символистов – высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия.
Старшие символисты дебютировали в 1890-е гг.
К.Бальмонту свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями, автор сборника стихов «В безбрежности»
Младшие символисты выступили в 1900-е годы
Поэтический сборник «Золото в лазури»!
М.Кузмину свойственны многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность
Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.
Символизм в зарубежной литературе
Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир. «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия».
АртюрРембо
ПольВерлен
МорисМетерлинк
Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок».
Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения.Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости.
Символизм в русской литературе
Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного.Образ мечты у поэта получает сквозное развитие.
ФёдорСологуб
Валерий Брюсов
ВячеславИванов
КонстантинБальмонт
Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей...
Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами-символами
Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.
Символизм в музыке
Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность.Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с поисками возможностей объединения звука и света. В симфоническую поэму «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.
АлександрНиколаевичСкрябин
Символизм в живописи
Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.Изображение движения.Присутствие интриги.Молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля.
МихаилВрубель
Поэтические детали
Пан
(1899)ГосударственнаяТретьяковскаягалерея,Москва
Символизм в архитектуре
ВсеволодМейерхольд
Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное. Главным в этих «живых картинах» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить.
Символизм и театр
Домашнее задание:
Записи в тетрадиВ.Брюсов «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»., «Кинжал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""
Презентация содержит материал по биографии и творчеству Б.Лавренева...
А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.
А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...