Литературный вечер к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
методическая разработка по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
с углубленным изучением отдельных предметов
Литературный вечер
«Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»
(к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина)
Автор сценария: учитель русского языка и литературы Платонова Елена Владимировна Дата проведения: 12 сентября 2015 года |
г.о. Орехово-Зуево
2015 год
Цель: нравственно-эстетическое воспитание детей.
Задачи:
1. Прививать детям интерес к русской литературе.
2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений.
3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.
Оформление: презентация, видеоаппаратура, сборники стихов С.Есенина, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А.Кольцову»; свечи в подсвечниках.
Рекомендации по проведению мероприятия: Для удобства воспроизведения кадров фильма необходимо заранее сделать выборку определенных эпизодов и записать их на диск в определенной последовательности. Количество ведущих может варьироваться, но к чтению стихотворений (по возможности и к исполнению романсов) необходимо привлекать детей.
Данное мероприятие рассчитано на детей от 12-14 лет, т. е. с 6 класса и старше.
Ход мероприятия
Звучит песня на стихи С. Есенина “Под окном черемуха колышется…”. Демонстрируются слайды: портреты Есенина разных лет, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А. Кольцову».
Ведущий 1: 1918 год. Чудо кинематографа сохранило для нас «живого» Сергея Есенина. Мы видим его молодым и красивым.
Чтец 1:
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”
(Татьяна Смертина)
Ведущий 1: Что мы знаем о Сергее Есенине? Его стихи – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее? Знаем ли мы ее? О бурной жизни, о романах поэта говорят и пишут очень много. А что мы знаем о детстве Есенина? Мудрые люди говорят, что все наши удачи и поражения корнями уходят именно туда, в детство. Так что же мы знаем о детстве великого русского поэта?
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» были страной его детства.
Чтец 2:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
Демонстрируются слайды видеофильма «Родина С. Есенина»
Ведущий 2: «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын», - не без гордости писал поэт в 1925 году. О своих родовых крестьянских корнях Есенин с достоинством говорит в автобиографиях. «Я сын крестьянина», - читаем мы в начале автобиографии, написанной им в 1922 году. «Сын крестьянина Рязанской губернии», - сообщает поэт о себе в незавершенной автобиографии, относящейся к 1923 году. «Я родился, - писал Есенин в 1924 году, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово».
Ведущий 1: Детство без родителей оставило в душе Есенина глубокую травму. Пережитое в детстве отозвалось не одной грустной, тревожной нотой в юношеских стихах поэта.
Догадался и понял я жизни обман,
не ропщу на свою незавидную долю.
Не страдает душа от тоски и от ран,
Не поможет никто не страданью, ни горю, -
писал шестнадцатилетний Сергей Есенин в стихотворении «Моя жизнь».
Ведущий 2: О жизни в доме деда и бабки, где прошло детство поэта, кое-что он поведал сам.
Чтец 3:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя.
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Ведущий 2: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе...
Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, расказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».
Звучит русская народная песня
Ведущий 1: И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов:
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.
Ведущий 2: Трое взрослых неженатых сыновей Федора Андреевича Титова каждый по-своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил поэт позднее, озорные и веселые. Они сажали трех-четырехлетнего мальчугана на лошадь и пускали ее в галоп или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки.
Ведущий 1: Заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», - признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд.
Чтец 1
Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот...
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.
Ведущий 2: Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением от рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин.
Чтец 4
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Ведущий 1: Так рос маленький Есенин под присмотром бабки и деда. Но его жизнь за стенами дома Титовых была иной. «Уличная же моя жизнь, - писал поэт в 1924 году, - была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, начала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало».
Ведущий 2: Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. Особенно любил бывать Есенин в лугах во время сенокоса. В эти дни село как бы вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьей в шалашах, привольно, весело, шумно. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки...
Чтец 5
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Ведущий 1: Часто вместе с деревенскими ребятами Есенин отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. «Ночью луна, - вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
Ведущий 2: Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.
Чтец 2
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».
Ведущий 1: «За озорство, - вспоминает Есенин, - меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его на трожь. Он так будет крепче».
Ведущий 2: В автобиографии 1923 года Есенин писал, что его «детство прошло среди полей и степей».
Чтец 6
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет
Под звуки песен соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
Ведущий 1: Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, «моет лапкой рот»; как переживал, что лошади на Оке чуть было «не выпили» луну; как однажды был удивлен, увидев, что «словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом»...
Ведущий 2: Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к Родине.
Чтец 3
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Звучит песня на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая...”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»
В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....
Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина
Литературная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена. В ней изложен материал о годах, проведенных А.С.Пушкиным в Лицее...
Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»
Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...
Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»
Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.«Он был источник дерзновенный…»...
Проект "Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
Литературный вечер - это прекрасная возмоность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и чувствами о творчестве и личности писателя, поэта. Общение с миром литературы проис...
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...
Литературная гостиная, посвящённая 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.
Данная методическая разработка посвящена творчеству Сергея Александровича Есенина. Эта тема актуальна в любое время....